Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:39, реферат
Свою работу я посвящу характеристике политического лидера, как центральной фигуре в государстве, оказывающей главное воздействие на политический процесс и историю страны. Существует множество различных мнений по поводу определения понятия «политический лидер». Обобщив и систематизировав их можно получить следующую дефиницию: личность, наделенная управленческим статусом и властной должностью, которая не только принимает важнейшие политические решения, но и больше других влияет на общество, благодаря обладанию реальной властью.
Политический лидер обладает рядом качеств, совокупность которых и делает его ведущим лицом политического процесса. Перечислим основные из них:
Достоинством такого подхода является рассмотрение лидерства как особого рода отношений между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты – последователи – активисты – лидер. В формировании и функционировании отношений «лидер – конституенты» особенно велика роль активистов. Именно они достаточно компетентно оценивают личные качества и возможности лидера, организуют кампании в его поддержку, выступают «приводным ремнем», связывающим его с массами, т.е. «делают» лидера.
Лидер и его конституенты составляют единую систему. Через конституентов проявляется воздействие на политику господствующей политической культуры, и прежде всего ценностных ориентаций и ожиданий избирателей. В демократическом государстве претенденты на роль политических лидеров могут рассчитывать на успех лишь в случае совпадения их имиджа с ожиданиями большинства народа.
Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя интересов и ожиданий конституентов, подобно его ситуационной интерпретации, плохо работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера. История свидетельствует, что некоторые весьма важные действия руководителей идут вразрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных слоев и сторонников.
При этом самостоятельность лидера по отношению к конституентам прямо зависит от характера политического строя, от степени концентрации власти в руках руководителя и от политической культуры общества в целом. Наибольшие возможности для субъективистской и волюнтаристской политики имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных системах. Яркий пример тому – политическая деятельность Сталина, который примерно за полтора десятилетия своего господства почти полностью уничтожил большевиков, ранее приведших его к власти, а заодно и свыше половины членов собственной партии.
Достаточно распространенным является психологическое объяснение природы лидерства, которое акцентирует внимание на мотивации его поведения. Проявлением крайнего психологизма в понимании природы лидерства является концепция психоанализа, созданная З. Фрейдом. Как считал З. Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству.
У многих людей
обладание руководящими позициями
выполняет субъективно-
Заметный вклад в развитие психоанализа внесли ученые франкфуртской школы Эрих Фромм, Теодор Адорно и другие. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, вызывающих стремление человека убежать от всего этого в сферу господства и подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям.
Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение доставляет такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и мазохистские черты – при столкновении с превосходящей силой такая личность восхищается ею и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у индивидов авторитарного типа презрение и желание унизить их , а иногда и уничтожить.
Такой тип поведения в психологическом смысле служит проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной внутренней силы, пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Эта личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии. Она воспринимает других людей и мир в целом сквозь призму отношений силы-слабости, садомазохизма.
Эмпирические исследования, проведенные Адорно и другими учеными, подтвердили реальное существование авторитарного типа личности, выявили ее некоторые новые черты. В целом же это направление психоанализа значительно расширило представления о внутренних мотивациях стремления к лидерству, хотя, конечно же, не исчерпывает все типы таких мотиваций. Существуют и некоторые другие типы психологического отношения к лидерству, например игровой, инструментальный и др.
Все большее значение в политической науке приобретают концепции лидерства, авторы которых стремятся учесть влияние всех факторов, обобщить и объединить различные мнения. Так появилась интегративная теория лидерства. Например, современный американский политолог М. Херманн считает, что лидерство – многогранное понятие. Рассматривая его проявления, следует принимать во внимание: 1) черты самого лидера; 2) задачи, которые он призван выполнять; 3) взаимосвязь между лидером и его конституентами; 4) контекст или конкретную ситуацию, в которых лидерство осуществляется.
Типологии политического лидерства
Одна из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к учению М.Вебера о способах легитимизации власти. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.д.) - их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных - это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностями к руководству.
Основоположник
этой классификации М.Вебер особое
внимание уделял анализу харизматического
лидерства. Он оценивал лидера этого
типа как важнейшего двигателя, генератора
революционного обновления общества в
кризисные периоды, поскольку харизматический
вождь и его авторитет не связаны
с прошлым, способны мобилизовать массы
на реализацию задач социального
обновления. В относительно же спокойные
периоды развития, для общества предпочтительнее
рационально-легальное
В современной
политологии нередко
1. Лидер -
ЗНАМЕНОСЕЦ - отличается собственным
видением действительности, имеет
цель, увлекает за собой людей,
определяет характер
2. Лидер -
СЛУЖИТЕЛЬ - выражает интересы
своих приверженцев. Он действует
от их имени, и задачи
3. Лидер - ТОРГОВЕЦ - основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.
4. Лидер -
ПОЖАРНИК - реагирует на требования
масс, вызванные конкретной
В зависимости от характера цели и воздействия, оказываемого лидером на общество, Р. Такер выделяет три типа политических лидеров:
Американский ученный К. Ходжкинсон также выделяет ряд типов политических лидеров:
Имеются и другие классификации лидерства. Так, политические деятели делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.д.
Функции политического лидера
1. Коммуникативная: она направлена на упрочение каналов политической связи с целью предотвращения отчуждения граждан от власти. В условиях сложной многоступенчатой иерархии власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с избирателями и других мероприятий, президент и иные политические руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.
2. Инновационная: характеризуется возможностью и обязанностью лидера творчески подходить к возникающим перед ним проблемам, генерировать новые идеи и добиваться их претворения в жизнь;
3. Интегративная – основана на согласовании и объединении различных групп интересов на основе общей системы ценностей. Лидер призван воплощать в себе национальное единство, сплачивать различные социальные группы вокруг общих идей и целей, подавать пример служению общему, а не частному, целому, а не единичному;
4. Ориентационная: связана с достижением целостности и гармонии социальных интересов, что осуществляется через выработку политического курса, определяющего основные направления социального развитии.
5. Инструменталистская. Она связана со стремлением лидера обеспечить выработку механизмов, методик, способов реализации политического курса посредством принятия решений и обеспечения их ресурсами и средствами. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.
6. Мобилизационная. Она заключается в необходимости обеспечения поддержки и исполнения своих решений широкими слоями населения и привлечении к их осуществлению. Эта функция актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.
7. Социальный арбитраж и патронаж. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. Социальный патронаж реализуется не всегда, однако вера в покровителя слабых до сих пор широко распространена не только в массовом сознании государств, имеющих патриархальную политическую культуру, но и в странах с демократическими традициями;
8. Легитимация политического режима. Она характерна для тоталитарных и авторитарных политических систем, в которых обоснование правомерности политического режима непосредственно связано с личностью лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями, и в большей или меньшей степени обожествляются.
Политические технологии лидеров
Политическая технология - это система последовательных, целенаправленных, заведомо эффективных действий, направленных на достижение необходимого политического результата.
Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг. Он появился в США немногим более 50 лет назад когда, Д. Эйзенхауэр первым из лидеров прибег к услугам рекламного агентства, для организации предвыборной компании.
Политический маркетинг - это не совсем агитация с ее бессистемным, научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И уж совсем не реклама предполагающая преувеличение и приукрашивание качеств претендентов. Политический маркетинг -- это, прежде всего, грамотное, уместное, корректное и целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным и национальным группам реальных качеств и достоинств претендента на лидерство.
Особый анализ показывает, что не только к качествам лидера, но и к средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес к листовкам; на пенсионеров производит впечатление лично адресованные им обращения кандидатов. На всех без исключения действует гипноз телевидения.
В развитых демократических странах на политический маркетинг тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается, что без маркетинга шансы на занятие желаемой лидирующей позиции довольно малы. Политолог Д. И. Выдрин проводил эксперимент по политическому маркетингу в Москве. Оказалось, что маркетинговая деятельность повышает шансы претендента в 1.7 раза.
Второй вид технологий политического лидера - выборная инженерия. Это профессиональное сравнительное исследование различных выборных округов и соответствующее маневрирование претендента.
В зарубежной политологии считается, что для правильного маневрирования претендента в лидеры в избирательных округах необходимо изучить следующие факторы:
1. Социально - экономические условия данного округа.
2. Уровень
политической культуры, характер
политических традиций