Человек и
политика
В политологии субъектами политики
являются лица, социальные группы, организации,
движения, институты. В число субъектов
политики входят граждане, социальные
слои, классы, нации, народности, общественно-политические
организации, в том числе партии, движения,
государство, народ, общество в целом,
т.е. люди, граждане, индивиды данного общества,
государства. Между субъектами политики
существует динамическая система отношений,
взаимодействия, подчинения и соподчинения,
зависимости, относительной автономности.
Взаимоотношения человека и политики
в обществе политология рассматривает
с различных точек зрения. Поскольку
человек существо биосоциальное - на
первое место может быть поставлены решения
политических проблем или удовлетворения
биологических потребностей людей, их
социальной жизни. Человек находится в
гармонии с государством, только в том
случае, считал Гегель, если государство
провозглашает стремление к свободе высшей
формой своей деятельности. В свою очередь
человек должен старательно выполнять
свои обязанности перед государством.
Таким образом, взаимосвязь
гражданина и государства - это
основа политического развития
общества. Государство должно выступать
главным гарантом и регулятором
требований личности и сплоченности
общества. Оно должно способствовать
формированию сознания и политической
активности индивидов.
Субъективной стороной политизации
личности через государственную
принадлежность является: во-первых,
осознание существования государства,
его характера и общественных
функций, а также собственной
государственной принадлежности; во-вторых,
осознание установленных законом
и политикой рамок для собственных стремлений
и форм активности, прав и обязанностей,
статуса гражданина.
Безусловно, так понимаемое государственное
сознание зависит от переплетения сложных
факторов, от степени демократизма
государства, статуса социальной группы
к которой относится индивид,
традиций политической культуры данного
класса и всего общества.
Поворот к человеку, утверждение
социальной справедливости, возвышение
творческого труда как важнейшего
фактора, определяющего место
человека в обществе, находит
свое выражение в изменении
социального статуса личности, т.е.
ее места в системе общественных
отношений.
Социальный статус человека
зависит не только от материальных,
социальных и духовных условий,
созданных в обществе, но и
от того, насколько эти условия
освоены личностью, от уровня
ее сознания, культуры и активности.
Эти условия можно разделить
на внешние, т.е. такие, которые
от человека не зависят, и
какими бы творческими возможностями
он не обладал, они не могут
быть реализованы и внутренние
условия - это мировоззрение, профессиональные
знания, культура, желание работать,
компетентность и т.д.
Внутренние условия формируются
под воздействием политики государства,
которая должна способствовать развитию
творческих начал личности. С другой
стороны сам человек должен стремиться
повлиять на условия, в которых он
живет и действует, а не ссылаться
на объективные условия, с помощью
которых нередко оправдывается
бездеятельность, халатность, а то и
просто лень.
Человек, являясь субъектом
политики, требует от нее обеспечить
такие условия своего существования,
чтобы он был свободен. Иногда,
в повседневной жизни, под свободой
понимается только право говорить
и делать, что захочется. На самом деле
свобода предполагает свободную деятельность,
возможность самостоятельно принимать
решения и отвечать за их результаты.
Политика в отношении к человеку
должна руководствоваться принципом:
« не человек для общества, а
общество для человека», т.е. личности
должны быть представлены возможности
защиты от жестких политических решений
против интересов граждан, творческой
реализации ее в политической деятельности
ибо подлинным субъектом политики человек
становится тогда, когда он четко определяет
свое место в политической жизни общества
и его деятельность отвечает объективным
законам общественного развития.
Концепции и
модели взаимоотношений личности и
государственной власти
Место человека, в политической жизни
издавна является предметом горячих
споров. Уже в древности появляются
концепции и модели, по-разному
оценивающие отношение личности
к политике и государству. Наиболее
влиятельные из них — учения Конфуция,
Платона, Аристотеля. Первый из этих мыслителей
детально разработал патерналистскую
концепцию государства.
Патерналистский взгляд на
политику и личность исходит
из первенства политического
статуса людей, трактовки государства
как большой семьи, в которой
вся власть принадлежит правителю—отцу.
Остальные же члены делятся
на старших — аристократию
и чиновничество, и младших
— простой люд. Младшие должны
безропотно подчиняться старшим,
а старшие — только монарху.
В патерналистской концепции
власти рядовому человеку уделяется
роль простого исполнителя царской
волн, освещаемой божественным происхождением.
Индивид выступает здесь не
сознательным субъектом политики,
не гражданином, обладающим неотчуждаемыми
правами, а главным образом
политически бессознательным участником
политики. И лишь высшие слои
поднимаются до полусознательного
участия.
В современном мире патерналистские
взгляды на соотношение индивида
и власти в основном преодолены,
хотя многие из отмеченных
выше идей и сегодня достаточно
распространены во многих азиатских
странах с преимущественно крестьянским
населением, в авторитарных и
тоталитарных государствах,
В политической концепции
Платона разработана тоталитарная
трактовка личности. В своих проектах
идеального государства он исходит
из безусловного верховенства
государства над индивидом. Государство,
руководимое царем или аристократией,
призвано регламентировать всю
жизнедеятельность человека, следить
за правильностью его мыслей
и верований. В такой системе
человек подобен марионетке, управляемой
божественными законами, и соответственно
вопрос об автономии личности
и политическом творчестве заведомо
исключается. Человек выступает
лишь объектом власти.
Целый ряд новых, конструктивных
идей в вопрос соотношения
личности и власти внес Аристотель,
который трактует власть антропологически,
т. е. обосновывает ее производность от
природы человека. Аристотель считает
человека существом политическим в силу
его естественной предопределенности
жить в обществе, коллективе. Первичным
коллективом он считал семью, а также селение,
на базе которых вырастает высшая форма
общения людей — государство.
В государстве складываются
отношения взаимодействия свободных
и равных граждан. В нем реализуется
высшая цель природы человека
— индивид становится частью
живого и целостного политического
организма. И в этом смысле
государство имеет первенство
перед личностью. Но в отличие
от Платона Аристотель противник
огосударствления общества и
тотальной унификации. Индивиду
и семье необходима определенная
автономия. В целом же Аристотель
еще не отделяет личность от
государства. Гражданин выступает
у него не только субъектом,
но и объектом власти во
всех своих жизненных проявлениях.
Взгляды Аристотеля на гражданина
как активный органический элемент
государства, непосредственно участвующий
в политической жизни, характерны
для античного понимания демократии.
Эта демократия, считая свободных
граждан непосредственными участниками
властных решений, в то же
время не защищала личность
от произвола власти.
Отделение индивида от общества
и государства, провозглашение
политического равенства всех
граждан и ограничение тотальности
II бесконтрольности власти по
отношению к индивиду впервые
провозгласил либерализм. Он наделил
личность фундаментальными и
незыблемыми правами, утвердил
ее в качестве главного элемента
политической системы, ограничил
ими сферу действий государства
по отношению к личности как
объекту властвования.
Индивид выступает в либерализме
источником власти. Государство
же - результат соглашения, договора
свободных людей. Оно подконтрольно
н подотчетно народу и призвано выполнять
то функции, которыми его наделяют граждане
(безопасность. поддержание общественного
порядка н социального мира и т. д.). Вместе
с тем, в классическом либерализме личность
выступает скорее первичным источником
власти и ее высшим контролером, чем повседневным
сознательным участником. Главной сферой
деятельности личности выступает не государство,
а гражданское общество.
Совершенно из других ценностей
исходит тоталитарная модель
взаимоотношений личности и власти.
Тоталитаризм признает безусловный
приоритет безликого коллектива
— партии, класса, нации—над человеком.
Тоталитаризм полностью лишает
человека политического выбора,
делает его «винтиком» огромной
государственно-бюрократической машины.
В конечном счете, он заводит
страну в исторический тупик,
поскольку разрушает источник
силы государства и общественного
богатства — свободную личность.
В современной политической
мысли широко распространены
концепции, стремящиеся органично
сочетать традиционные ценности
либерализма с коллективизмом
тоталитаризма. В первую очередь
к ним относится христианская
политическая концепция. В своих
взглядах на место личности
и государстве она исходит
из трех принципов: уникальной
ценности каждого человека вследствие
его духовности, солидарности и
субсидарности.
Первый из этих принципов
трактуется как основа гуманистического
отношения к человеку, уважения
каждой личности государством
и обществом. Второй принцип
— это ответственное выполнение
человеком своих общественных обязанностей,
забота каждого о всех и всех — о каждом.
Третий принцип означает ответственность
каждого за свое благополучие, оказание
государственной поддержки лишь тем, кто
сам не может обеспечить себя.
Христианская социально-политическая
концепция способствовала теоретическому
обоснованию необходимости отказа
от традиционных для классического
либерализма представлений о
роли государства как «ночного
сторожа» и о преимущественно
политическом характере жизненной
сферы личности.
В современных демократических
государствах человек и власть взаимодействуют
не только в собственно политической
сфере — области государственного
устройства, формирования органов власти,
но и в вопросах распределения
доходов, обеспечения социальной справедливости
(социальное государство или «государство
всеобщего благоденствия»). Социальная
политика превратилась в одно из центральных
направлений деятельности государства.
Наиболее прохладно относятся к
ней неоконсерваторы, выступающие за
максимальную разгрузку государства,
его отказ от социальных функций. Наиболее
последовательные сторонники расширения
и демократизации сферы взаимоотношений
государства и человека — социал-демократы,
христианские демократы, левые либералы
и коммунисты.
Вывод: Некоторые различия в подходах
к взаимоотношению человека и
власти в индустриально развитых
странах мира никак не ставят под
сомнение признание ими, равно как
и международным сообществом
в целом (ООН), статуса личности, любого
человека как источника власти, первичного
и главного субъекта политики.
Понятие политической
социализации личности.
Личность — одновременно и субъект
и объект политики. Но одни люди в большей
степени проявляют политическую активность,
другие — в меньшей, а третьи вообще стараются
«убежать» от политики. Одни стремятся
к утверждению существующего политического
строя и проявляют конструктивное политическое
поведение, другие, напротив, предпринимают
меры, направленные на его ниспровержение
и демонстрируют деструктивную позицию.
Есть и такие, кто легко приспосабливается
к любому политическому режиму и
всякой власти. Такое разнообразие
видов политического поведения
во многом обусловлено характером политической
социализации личности.
В общем плане социализация (от
лат. socialis — общественный) — это процесс
активного воспроизводства личностью
социального опыта, осуществляемый в ее
деятельности и общении. Политическую
социализацию личности можно определить
как процесс активного воспроизводства
личностью политического опыта, определенной
системы норм, ценностей и установок политической
деятельности и политических отношений.
Можно сказать и по-другому: политическая
социализация личности — это процесс,
в ходе которого у личности в несколько
этапов формируются определенная картина
политического мира, опыт политической
деятельности и политического общения.
Политическая социализация имеет
две основные функции:
1) обеспечение достаточно
эффективного в рамках данной
социальной системы политического
взаимодействия с различными
политическими организациями;
2) сохранение динамического равновесия
политической системы, а вместе
с тем и самого общества благодаря
усвоению новыми членами принятых в нем
норм и ценностных образцов политического
поведения.
Стержнем политической социализации
является обогащение личности политическим
опытом предыдущих поколений, который
выражен в политической культуре.
Политическая культура — это совокупность
общепринятых ценностных ориентации,
убеждений и норм политической жизни
общества. По мере ее усвоения человек
все больше адаптируется к существующей
политической системе, становится в
состоянии активно влиять на нее,
т.е. все в большей степени делается
субъектом политической жизни.
Таким образом, политическая социализация
личности — это всегда двусторонний
процесс, в котором личность, с
одной стороны, испытывает на себе воздействие
различного рода политических субъектов,
а с другой стороны, по мере социализации
сама становится в состоянии влиять
на политическую жизнь общества.