Человек и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:16, реферат

Краткое описание

В политологии субъектами политики являются лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов политики входят граждане, социальные слои, классы, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, государство, народ, общество в целом, т.е. люди, граждане, индивиды данного общества, государства. Между субъектами политики существует динамическая система отношений, взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.

Вложенные файлы: 1 файл

Человек и политика.docx

— 21.93 Кб (Скачать файл)

Человек и  политика

В политологии субъектами политики являются лица, социальные группы, организации, движения, институты. В число субъектов политики входят граждане, социальные слои, классы, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, государство, народ, общество в целом, т.е. люди, граждане, индивиды данного общества, государства. Между субъектами политики существует динамическая система отношений, взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.

Взаимоотношения человека и политики в обществе политология рассматривает  с различных точек зрения. Поскольку  человек существо биосоциальное - на первое место может быть поставлены решения политических проблем или удовлетворения биологических потребностей людей, их социальной жизни. Человек находится в гармонии с государством, только в том случае, считал Гегель, если государство провозглашает стремление к свободе высшей формой своей деятельности. В свою очередь человек должен старательно выполнять свои обязанности перед государством.

 Таким образом, взаимосвязь  гражданина и государства - это  основа политического развития  общества. Государство должно выступать  главным гарантом и регулятором  требований личности и сплоченности  общества. Оно должно способствовать  формированию сознания и политической  активности индивидов.

 Субъективной стороной политизации  личности через государственную  принадлежность является: во-первых, осознание существования государства,  его характера и общественных  функций, а также собственной  государственной принадлежности; во-вторых, осознание установленных законом и политикой рамок для собственных стремлений и форм активности, прав и обязанностей, статуса гражданина.

Безусловно, так понимаемое государственное  сознание зависит от переплетения сложных  факторов, от степени демократизма государства, статуса социальной группы к которой относится индивид, традиций политической культуры данного  класса и всего общества.

 Поворот к человеку, утверждение  социальной справедливости, возвышение  творческого труда как важнейшего  фактора, определяющего место  человека в обществе, находит  свое выражение в изменении  социального статуса личности, т.е.  ее места в системе общественных  отношений.

 Социальный статус человека  зависит не только от материальных, социальных и духовных условий,  созданных в обществе, но и  от того, насколько эти условия  освоены личностью, от уровня  ее сознания, культуры и активности. Эти условия можно разделить  на внешние, т.е. такие, которые  от человека не зависят, и  какими бы творческими возможностями  он не обладал, они не могут  быть реализованы и внутренние  условия - это мировоззрение, профессиональные  знания, культура, желание работать, компетентность и т.д. 

Внутренние условия формируются  под воздействием политики государства, которая должна способствовать развитию творческих начал личности. С другой стороны сам человек должен стремиться повлиять на условия, в которых он живет и действует, а не ссылаться  на объективные условия, с помощью  которых нередко оправдывается  бездеятельность, халатность, а то и  просто лень.

 Человек, являясь субъектом  политики, требует от нее обеспечить  такие условия своего существования,  чтобы он был свободен. Иногда, в повседневной жизни, под свободой  понимается только право говорить  и делать, что захочется. На самом деле свобода предполагает свободную деятельность, возможность самостоятельно принимать решения и отвечать за их результаты.

Политика в отношении к человеку должна руководствоваться принципом: « не человек для общества, а  общество для человека», т.е. личности должны быть представлены возможности  защиты от жестких политических решений  против интересов граждан, творческой реализации ее в политической деятельности ибо подлинным субъектом политики человек становится тогда, когда он четко определяет свое место в политической жизни общества и его деятельность отвечает объективным законам общественного развития.

 

Концепции и  модели взаимоотношений личности и  государственной власти

Место человека, в политической жизни  издавна является предметом горячих  споров. Уже в древности появляются концепции и модели, по-разному  оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них — учения Конфуция, Платона, Аристотеля. Первый из этих мыслителей детально разработал патерналистскую  концепцию государства.

 

 Патерналистский взгляд на  политику и личность исходит  из первенства политического  статуса людей, трактовки государства  как большой семьи, в которой  вся власть принадлежит правителю—отцу. Остальные же члены делятся  на старших — аристократию  и чиновничество, и младших  — простой люд. Младшие должны  безропотно подчиняться старшим,  а старшие — только монарху.

 

 В патерналистской концепции  власти рядовому человеку уделяется  роль простого исполнителя царской  волн, освещаемой божественным происхождением. Индивид выступает здесь не  сознательным субъектом политики, не гражданином, обладающим неотчуждаемыми  правами, а главным образом  политически бессознательным участником  политики. И лишь высшие слои  поднимаются до полусознательного  участия.

 

 В современном мире патерналистские  взгляды на соотношение индивида  и власти в основном преодолены, хотя многие из отмеченных  выше идей и сегодня достаточно  распространены во многих азиатских  странах с преимущественно крестьянским  населением, в авторитарных и  тоталитарных государствах,

 

 В политической концепции  Платона разработана тоталитарная  трактовка личности. В своих проектах  идеального государства он исходит  из безусловного верховенства  государства над индивидом. Государство,  руководимое царем или аристократией,  призвано регламентировать всю  жизнедеятельность человека, следить  за правильностью его мыслей  и верований. В такой системе  человек подобен марионетке, управляемой  божественными законами, и соответственно  вопрос об автономии личности  и политическом творчестве заведомо  исключается. Человек выступает  лишь объектом власти.

 

 Целый ряд новых, конструктивных  идей в вопрос соотношения  личности и власти внес Аристотель, который трактует власть антропологически, т. е. обосновывает ее производность от природы человека. Аристотель считает человека существом политическим в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе. Первичным коллективом он считал семью, а также селение, на базе которых вырастает высшая форма общения людей — государство.

 

 В государстве складываются  отношения взаимодействия свободных  и равных граждан. В нем реализуется  высшая цель природы человека  — индивид становится частью  живого и целостного политического  организма. И в этом смысле  государство имеет первенство  перед личностью. Но в отличие  от Платона Аристотель противник  огосударствления общества и  тотальной унификации. Индивиду  и семье необходима определенная  автономия. В целом же Аристотель  еще не отделяет личность от  государства. Гражданин выступает  у него не только субъектом,  но и объектом власти во  всех своих жизненных проявлениях.

 

 Взгляды Аристотеля на гражданина  как активный органический элемент  государства, непосредственно участвующий  в политической жизни, характерны  для античного понимания демократии. Эта демократия, считая свободных  граждан непосредственными участниками  властных решений, в то же  время не защищала личность  от произвола власти.

 

 Отделение индивида от общества  и государства, провозглашение  политического равенства всех  граждан и ограничение тотальности  II бесконтрольности власти по  отношению к индивиду впервые  провозгласил либерализм. Он наделил  личность фундаментальными и  незыблемыми правами, утвердил  ее в качестве главного элемента  политической системы, ограничил  ими сферу действий государства  по отношению к личности как  объекту властвования.

 

 Индивид выступает в либерализме  источником власти. Государство  же - результат соглашения, договора  свободных людей. Оно подконтрольно  н подотчетно народу и призвано выполнять то функции, которыми его наделяют граждане (безопасность. поддержание общественного порядка н социального мира и т. д.). Вместе с тем, в классическом либерализме личность выступает скорее первичным источником власти и ее высшим контролером, чем повседневным сознательным участником. Главной сферой деятельности личности выступает не государство, а гражданское общество.

 

 Совершенно из других ценностей  исходит тоталитарная модель  взаимоотношений личности и власти. Тоталитаризм признает безусловный  приоритет безликого коллектива  — партии, класса, нации—над человеком.  Тоталитаризм полностью лишает  человека политического выбора, делает его «винтиком» огромной  государственно-бюрократической машины. В конечном счете, он заводит  страну в исторический тупик,  поскольку разрушает источник  силы государства и общественного  богатства — свободную личность.

 

 В современной политической  мысли широко распространены  концепции, стремящиеся органично  сочетать традиционные ценности  либерализма с коллективизмом  тоталитаризма. В первую очередь  к ним относится христианская  политическая концепция. В своих  взглядах на место личности  и государстве она исходит  из трех принципов: уникальной  ценности каждого человека вследствие  его духовности, солидарности и  субсидарности.

 

 Первый из этих принципов  трактуется как основа гуманистического  отношения к человеку, уважения  каждой личности государством  и обществом. Второй принцип  — это ответственное выполнение  человеком своих общественных обязанностей, забота каждого о всех и всех — о каждом. Третий принцип означает ответственность каждого за свое благополучие, оказание государственной поддержки лишь тем, кто сам не может обеспечить себя.

 

 Христианская социально-политическая  концепция способствовала теоретическому  обоснованию необходимости отказа  от традиционных для классического  либерализма представлений о  роли государства как «ночного  сторожа» и о преимущественно  политическом характере жизненной  сферы личности.

 

В современных демократических  государствах человек и власть взаимодействуют  не только в собственно политической сфере — области государственного устройства, формирования органов власти, но и в вопросах распределения  доходов, обеспечения социальной справедливости (социальное государство или «государство всеобщего благоденствия»). Социальная политика превратилась в одно из центральных  направлений деятельности государства. Наиболее прохладно относятся к  ней неоконсерваторы, выступающие за максимальную разгрузку государства, его отказ от социальных функций. Наиболее последовательные сторонники расширения и демократизации сферы взаимоотношений государства и человека — социал-демократы, христианские демократы, левые либералы и коммунисты.

 

Вывод: Некоторые различия в подходах к взаимоотношению человека и  власти в индустриально развитых странах мира никак не ставят под  сомнение признание ими, равно как  и международным сообществом  в целом (ООН), статуса личности, любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики.

Понятие политической социализации личности.

Личность — одновременно и субъект  и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие — в меньшей, а третьи вообще стараются «убежать» от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию.

 

Есть и такие, кто легко приспосабливается  к любому политическому режиму и  всякой власти. Такое разнообразие видов политического поведения  во многом обусловлено характером политической социализации личности.

 

В общем плане социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в ее деятельности и общении. Политическую социализацию личности можно определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений. Можно сказать и по-другому: политическая социализация личности — это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения.

 

Политическая социализация имеет  две основные функции:

 

1)    обеспечение достаточно  эффективного в рамках данной  социальной системы политического  взаимодействия с различными  политическими организациями;

 

2) сохранение динамического равновесия  политической системы, а вместе  с тем и са­мого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.

 

Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, который  выражен в политической культуре. Политическая культура — это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убеждений и норм политической жизни  общества. По мере ее усвоения человек  все больше адаптируется к существующей политической системе, становится в  состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни.

 

Таким образом, политическая социализация личности — это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с  одной стороны, испытывает на себе воздействие  различного рода политических субъектов, а с другой стороны, по мере социализации сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

Информация о работе Человек и политика