Шпаргалка по «Истории политических и правовых учений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 10:43, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет истории политических учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений.
2. Предмет и методология истории политических учений. Периодизация истории политических учений.
3. Политические и правовые учения в Древней Индии.
4. Политические и правовые учения в Древнем Китае.
5. Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв. до н.э.
6. Политические и правовые учения в Древней Греции 5-4 вв. до н.э.
7. Политические и правовые учения в Древней Греции 4-2 вв. до н.э.
8. Политические и правовые учения в Древнем Риме 8-1 вв. до н.э.
9. Политические и правовые учения в Древнем Риме 1 вв. до н.э.-3 вв. н.э.
10. Теократические теории 4-5 вв. (Св. Августин, Иоанн Златоуст).

Вложенные файлы: 1 файл

иппу.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Буржуазная политико-правовая идеология Франции XVTII в. в целом продолжила философско-теоретическую работу мыслителей предшествующих веков. Более глубокую разработку получили уже известные варианты преодоления политического отчуждения, свойственного феодализму. В трудах Руссо была по существу впервые четко определена сама проблема политического отчуждения. Особенность Просвещения состоит в том, что эту проблему предполагалось решить политическими же способами: через всевластие народа, всесилие закона, всемогущество разумного государства, политические преобразования.

В этот период было завершено развитие ряда политико-правовых концепций, им были приданы классические формы. Таковы доктрина прав человека и гражданина, теория общественного договора, концепция всесилия разумного закона, доктрина разделения властей, теория представительной и непосредственной демократии и ряд других. Особенность соотношения содержания политико-правовых доктрин того времени и их программных положений состояла в том, что теоретические проблемы рассматривались чаще всего в связи с близкой перспективой их непосредственного претворения в практику.

Развитость и острота классовых противоречий в предреволюционной Франции обусловили многообразие политико-правовых доктрин.

Главной и общей идеей Просвещения было низвержение сословно-феодального строя и учреждение общества, основанного на равенстве людей, их правах и свободах. В процессе обсуждения принципов организации будущего общества постоянно ставился вопрос о связи отношений собственности со степенью осуществимости прав и свобод личности. Буржуазной стала та политико-правовая идеология, которая либо признавала неустранимость имущественного неравенства (Вольтер, Монтескье и др.), либо предлагала смягчить крайности богатства и нищеты, в какой-то мере уравнять имущества людей, оставив собственность частной (Руссо и др.). От буржуазной отличалась коммунистическая идеология, основная идея которой состояла в замене частной собственности общностью имуществ. Важным дополнением к программе создания гражданского общества было представление теоретиков-коммунистов о необходимости материальных, экономических гарантий прав и свобод личности.

Наряду с многообразием буржуазных политико-правовых доктрин в период Просвещения складывалось разнообразие типов коммунистической политико-правовой идеологии. Существенным отходом от традиционного, идущего от Платона идеала государственного коммунизма стали возникшие во Франции идеи безгосударственного коммунизма.

Идеи государственного коммунизма изложены в сочинениях Морелли и в документах "Заговора во имя равенства". В процессе разработки проектов революционной диктатуры и будущего государственно-коммунистического общества бабувисты уже высказывали опасения о возможном установлении господства привилегированных ученых-специалистов над простым народом, искали гарантии против такого господства. Безгосударственный коммунизм представлен идеями Дешана, Марешаля, Мелье. Если первая разновидность коммунизма не шла далее идей подчинения государства интересам народа, увековечивая первое, то вторая из них уже делала  шаги к идейному преодолению и политического отчуждения, и самого государства. Однако отпадение надобности во власти предполагалось при таком упрощении человеческих отношений, при котором исчезали все или почти все достижения цивилизации и культуры.

Богатство содержания и сложность идеологии эпохи Просвещения обусловили ее могучее влияние на развитие всех направлений политико-правовой мысли того времени и последующих времен, непреходящее значение и актуальность многих идей просветителей.

 

  1. Основные направления политико-правовой идеологии в период Великой французской буржуазной революции.

 

Политико-правовые доктрины и программы, с которыми выступали представители Просвещения, нашли свое практическое воплощение в ходе Великой французской революции (1789–1794 гг.). В процессе развития революции произошло неизбежное размежевание третьего сословия, объединявшего в своих рядах буржуазию, крестьянство и городскую бедноту, что выразилось в разнообразии политических лозунгов, программ, проектов законодательных актов.

В истории Французской революции принято различать три главных этапа. На первом из них власть захватили сторонники крупной буржуазии — конституционалисты. Они стремились к компромиссу с дворянством и выступали с идеями конституционной м-хии. На втором этапе власть переходит к жирондистам — представителям республикански настроенной буржуазии. На третьем этапе была установлена революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов. 
Идеологи каждой из названных группировок опирались на пол-кие учения Вольтера, Монтескье, Руссо и др-х мыслителей, используя выдвинутые ими идеи при осуществлении революционных мероприятий и разработке конституционных актов. 
Крупнейшими идеологами лагеря конституционалистов были Оноре де Мирабо, прославившийся своими речами против абсолютизма, Эмманюэль Сиейес и Антуан Барнав. Для них были характерны призывы к объединению против ненавистной ар-тии и абсолютизма, идеи всеобщего рав-ва и свободы. В 1789 г. Учредительным собранием была принята Декларация прав чел-ка и гр-нина, где торжественно провозглашалось: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в Правах", она закрепляла ест-ые и неотъемлемые права чел-ка (на свободу, соб-ть, безопасность и сопротивление угнетению), рав-во гр-н перед законом, а также пр-п разделения властей. Значение Декларации состояло в том, что она была одним из первых конституционных актов, провозгласивших формально-юридические свободу, права и рав-во гр-н. 
Лидерами жирондистов выступали Жак Бриссо и Жан Ролан. Они отстаивали пр-пы народного суверенитета, общей воли как основы закон-ва. Законодательными актами, принятыми в период их прав-я, была отменена м-хия, а также ликвидировано деление гр-н на активных и пассивных по цензовому признаку. 
Вождями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер и Жан Поль Марат.Якобинская Конституция предусматривала что законодательные акты, принятые законодательным собранием, должны поступать на утверждение избирателей. В принятой Конвентом Декларации соб-ть (наряду с рав-вом, свободой и безопасностью) отнесена к числу ест-ых и неотъемлемых прав чел-ка, для обеспечения которых установлено правительство. Якобинцы искореняли феодальную соб-ть на землю, провозгласили право на труд, но установили максимум заработной платы и оставили в силе закон Ле-Шапелье, запрещавший орг-ю рабочих союзов и собраний.

В последний период диктатуры якобинцев террор был направлен не только против аристократов и жирондистов, но и против “подозрительных”, т.е. всех инакомыслящих, казавшихся опасными якобинским вождям. Доведя до конца буржуазную революцию, отстояв революционные завоевания от феодальной реакции и интервенции, якобинская диктатура исчерпала себя и пала в результате термидорианского переворота (1794 г.), осуществленного в интересах крупной и средней буржуазии.

В процессе развития революции некоторые мыслители, принадлежащие к якобинскому клубу (Буассель) либо сочувствующие жирондистам (Ретиф), выдвигали проекты переустройства Франции на основе общности имуществ. Тогда же появились термины “коммунисты”, “коммунизм”. Эти проекты сколько-нибудь широкой поддержки и известности в тот период не получили.

 

  1. Теория общественного договора в истории политико-правовой мысли.

 

Проблема происхождения государства: основные теории.

  Чтобы понять содержание  теорий общественного договора и их  места  в

развитии взглядов  на  происхождение общества и государства, необходимо

кратко перечислить некоторые из известных концепций,в которых рассмат-

риваются данные  вопросы.Среди  множества  теорий  и концепций следует

назвать в первую очередь следующие:  

по  мнению Платона,общество и государство существенно не различались

между собой.Государство было формой совместного поселения  людей,обес-

печивавшей защиту  совместных  интересов,территории,поддержание поряд-

ка,развитие производства,удовлетворение повседневных нужд, 

У Аристотеля впервые появляется четкое разделение понятий общества и

государства.Он полагал,что государство воплощает в себе систему  отно-

шений особого типа - отношений господства и подчинения,которые он наз-

вал политическими.Изучив различные формы  государственного  устройства

древнегреческих полисов,он  предложил в качестве идеальной т,наз.поли-

тию,т.е. государство,в котором органически переплетались черты  монар-

хии,аристократии и демократии,

в средневековой Европы прочно утвердилось мнение о том,что государс-

тво есть  результат  творения бога,своеобразный договор бога и челове-

ка.Такой взгляд на происхождение государства называют теологическим, 

в 17 - 18 вв.  появляются теории,позже объединенные понятием  теорий

общественного договора.Подробно  о  них  пойдет  речь  дальше.Эти тео-

рии,имевшие различные модификации,оказались чрезвычайно популярными  и

сохраняют свое значение поныне, из других теорий происхождения государства, имевших большое  значение

в развитии человечества,следует назвать марксистскую теорию.Ее сторон-

ники происхождения государства видят в классовой борьбе.Чтобы враждеб-

ные классы "не пожрали" друг друга,нужна сила,которая будет  поддержи-

вать порядок  в  обществе.Эта  сила,защищая  интересы  господствующего

класса,будет держать в повиновении классы эксплуатируемые.

  Тема данного  вопроса - теории общественного договора,о  которых пой-

дет речь ниже.

 

 

 Томас Гоббс и его теория общественного договора.

  Томас Гоббс (1588-1649),английский философ 17 века,в своем известном

трактате "Левифиан,или  материя ,форма и власть государства церковного

и гражданского" впервые,пожалуй,изложил теорию общественного  договора

в определенной  ,четкой  и рационалистической (т.е.  основывающейся на

аргументах разума) форме.

  По мнению  Гоббса,появлению  государства предшествует так  называемое

естественное состояние,состояние абсолютной,ничем неограниченной  сво-

боды людей,равных в своих правах и способностях.Люди равны между собой

и в желании господствовать,обладать одними и теми  же  правами.Поэтому

естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние вой-

ны всех против всех ".Абсолютная свобода человека - стремление к анар-

хии,хаосу,беспрерывной борьбе,в которой оправдывается и убийство чело-

века человеком.

   В этой ситуации  естественным и необходимым выходом  становится огра-

ничение ,обуздание абсолютной свободы каждого во имя  блага и  порядка

всех.Люди должны  взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в

состоянии общественного мира.Они договариваются между  собой  об  этом

ограничении .Это  взаимное самоограничение называется  2общественным договором .

   Ограничивая свою  естественную  свободу ,люди вместе  с тем передают

полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той

или иной  группе  или  отдельному  человеку.Так  возникает государство,

власть которого суверенна,т.е.  независима ни  от  каких  внешних  или

внутренних сил.Власть  государства  ,по  убеждению Гоббса ,должна быть

абсолютна,государство вправе в интересах общества в  целом  предприни-

мать любые  меры  принуждения  к своим гражданам.Поэтому идеалом госу-

дарства для Гоббса была абсолютная монархия,неограниченная  власть  по

отношению к обществу.

 

Джон Локк об общественном договоре.

Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17

в.Дж.Локк (1632-1704).

  В работе  "Два  трактата  о  государственном правлении" он выдвигает

иной взгляд на первоначальное ,естественное состояние человека.В отли-

чии от  Гоббса  с  его тезисом о "войне всех против всех",Локк считает

первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы,а выражение

естественного их  равенства и готовности следовать разумным естествен-

ным ,природным законам.Эта естественная готовность людей приводит их к

осознанию того,что в интересах общего блага необходимо,сохранив свобо-

ду,часть функции  отдать  правительству,которое  призвано   обеспечить

дальнейшее развитие общества.Так достигается  общественный договор  меж-

ду людьми ,так возникает государство.

  Основная цель  государства  - защита естественных прав людей,прав  на

жизнь,свободу и собственность.Легко заметить ,что Локк существенно от-

ходит от теории Гоббса.Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства

над обществом и людьми.Локк акцентирует другое:люди отдают государству

лишь часть  своей естественной свободы.Государство обязано защищать их

естественные права на собственность,жизнь,свободу.Чем  больше  прав  у

человека ,тем  шире  круг его обязанностей перед обществом.Государство

при этом не обладает абсолютной произвольной властью.Общественный  до-

говор предполагает  ,по мнению Локка,и ответственность государства пе-

ред гражданами .Если государство не выполняет своего долга перед людь-

ми,если оно  нарушает естественные свободы - люди вправе бороться про-

тив такого государства.

  Локка часто  называют  в  числе основных теоретиков  демократического

государственного устройства.Его идеал - английская конституционная мо-

нархия,в которой воплощено равновесие интересов личности,и государства.

  Взгляды Локка нашли  яркое выражение в "Декларации  независимости США"

и в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции.

 

Теория общественного договора в системе взглядов Ж.-Ж.Руссо.

  Ж.-Ж.Руссо (1712-1778)  был  одним из крупнейших представителей  фран-

цузского Просвещения.Его теория общественного договора существенно от-

личалась как от взглядов Гоббса,так и от воззрений Локка.

  Естественное состояние  людей Руссо  трактует  состояние  первобытной

гармонии с природой.Человек не нуждается ни в общественных ограничите-

лях,ни в морали,ни в систематическом труде.Способность к  самосохране-

нию удерживает  его от состояния "войны всех против всех".Однако,насе-

ление растет,меняются географические условия,развивается способности и

потребности людей,что приводит в конечном счете к установлению частной

собственности.Общество расслаивается на богатых и бедных,могуществен-

ных и притесненных,которые враждуют между собой.Неравенство развивает-

ся постепенно:сначала признаются богатство и  бедность,затем  -  могу-

Информация о работе Шпаргалка по «Истории политических и правовых учений»