Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

1) Б1Политология (в англоязычных странах утвердился другой термин - "политическая наука") - это наука о политике.
2) б1 Правовое и социальное государство. Развитие демократии непосредственным образом связано с утверждением правового государства.
...
б30 На протяжении полутора веков в мировой политической науке важное место принадлежало учению Карла Маркса (1818 — 1883) и Фридриха Энгельса (1820 — 1895). К тому же это учение составляло теоретическую основу политической деятельности абсолютного большинства коммунистических партий.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 128.70 Кб (Скачать файл)

1)Б1Политология (в англоязычных  странах утвердился другой термин - "политическая наука") - это  наука о политике. Ее возникновение  связывают с рубежом XIX-ХХ вв., когда она встала на путь  активного теоретического и методологического  размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией. Задачи  политологии – формирование знания  о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических  процессов и явлений, политического  развития; разработка концептуального  аппарата политологии, методологии  и методов политического исследования.  Для выявления истоков политической  науки многие исследователи обращались  к истории античной мысли. Так,  к миру политического пристальный  интерес проявляли такие выдающиеся  философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные  трактаты: «Политика», «Государство»,  «Законы», «Республика», «Государь», популярные  у современных политологов. Американский  политический философ Л.Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова». Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии. Первый период – предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья. Второй период – с начала Нового времени до середины ХIХ в. – характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истока их научного анализа.В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

 

2)б1 Правовое и социальное государство. Развитие демократии непосредственным образом связано с утверждением правового государства. основные принципы правового государства:

  • Верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни.
  • Правовой характер самих законов, т.е. их соответствие международным правовым стандартам.
  • Приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие. Государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо.
  • Взаимоответственность государства и личности. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.

  Социальное государство  - это государство, стремящееся  к обеспечению каждому гражданину  достойных условий существования,  прав на социальную защиту, на  участие в управлении производством.     Компетенция современного социального государства гораздо шире и распространяется на образование, здравоохранение, рынок труда, систему социального страхования от таких классических рисков, как болезнь, безработица, возраст и др. В разных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность здравоохранения, основного общего и среднего профессионального образования, помощь инвалидам, пенсионерам и другим социально уязвимым группам; программы по созданию новых рабочих мест и развитию системы переобучения безработных и по трудоустройству молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на "достойную жизнь", право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале - примерно одинаковые для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных целей.

 

 

3)б1 Китайский философ Конфуций - один из самых известных представителей политической мысли Древнего Востока. Он отказался от идеи божественного происхождения государства и развил концепцию патриархального аристократического государства. Согласно его учению, государство возникает из объединения семей и уподобляется семье, где император - отец, заботящийся о своих подданных - детях. Конечная цель государственной власти - достижение общего блага. Хотя Конфуций отрицательно относился к крайностям имущественной дифференциации (к делению общества на богатых и бедных), он оправдывает моральную иерархию: деление людей на "благородных мужей" и "темных людей" - простолюдинов. Первых от простолюдинов отличают такие качества, как знания, справедливость, чувство долга, уважение к старшим, следование моральным нормам. Политический идеал древнекитайского мыслителя - власть, осуществляемая аристократами, добродетели, строгое соблюдение каждым человеком своих обязанностей и следование сложившимся ритуалам. Конфуция отличало недоверие к законам, он считал, что общественный порядок должен поддерживаться ритуалами и моралью.

 

1)б2 Предмет политологии:

          1. Социально-философские и идейно-теоретические  основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того  или иного исторического периода,  история политических учений  и традиций.

2. Политические системы,  политическая культура, политические  режимы.

3. Политические институты,  политический процесс, политические  отношения, политическое поведение.

Объект политологии –  политическая сфера жизни общества (совокупность свойств, связей и отношений  общества). Основополагающие объекты  политологии – государство, власть и властные отношения. Политология  исследует их как институты политической организации общества, реализующие  всеобщий интерес.

Предназначение политологии  в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.

 

    * Познавательная  функция заключается в исследовании  многообразия политических явлений  с целью получения знания об  их сущности, содержании и закономерностях  развития.

   * Аналитическая функция  - всесторонний анализ политических  процессов, оценка деятельности  институтов политической системы.

    * Прогностическая  функция - выработка научных прогнозов  дальнейших изменений в политической  сфере, выявление тенденции развития  общественных процессов.

    * Инструментально-практическая  функция - разработка рекомендаций  для совершенствования каких-либо  сторон политической практики. Политическая  социализация - формирование гражданской  культуры. Политическое знание помогает  понять человеку свою роль  в мире политики, вооружает его  политическим опытом и осознанием  своих прав и возможностей.

 

2)б2  Формы государства

Форма государства – это  способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму  государственного устройства и политический режим.

Форма государства определяет, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в  нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно  связано через различные территориальные  и политические образования с  государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких  методов.

Формы государства 

1. По форме правления  государства подразделяются:

– на монархические;

– республиканские.

Монархии различают абсолютные, конституционные (парламентские), дуалистические. В абсолютных монархиях (ОАЭ, Катар) монарху принадлежит вся полнота  законодательной, исполнительной, судебной власти. В конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Япония, Швеция) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим  законодательные функции. В дуалистических монархиях имеются как бы две  независимые высшие власти: монарх и парламент. Республики существуют парламентские (Италия, Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика, Бразилия, Аргентина) и смешанные (Франция).

2. По форме государственного  устройства государства делятся:

 

– на унитарные;– федеративные;–  конфедеративные.

 

Унитарное государство характеризуется  отношениями «правительство – территориальная  администрация». Полномочия местных  руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна  центру. В унитарном государстве  имеется единая конституция, единое гражданство, единое право (Греция, Ирландия, Люксембург).

Федеративное государство  – это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Эти  образования называются субъектами федерации и имеют собственное  административно-территориальное деление (штаты, края, области и т. д.). Федеративными  государствами являются США, Германия, Мексика, Россия и др. Конфедерации – это государственно-правовые объединения  юридически независимых государств. Цель подобного объединения –  решение совместных задач в области  экономики, обороны, культуры и т. д. Создаются совместные органы управления. (Сирия и Египет в 1958–1961 гг. образовали Объединенную Арабскую Республику).

 

3)б2Одну из первых попыток  моделирования политической жизни,  создания ряда концепций политической  мысли мы находим в Древней  Греции. Пифагор  (580 - 500 гг. до н.э.) и пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия равенства. Их идеалом была держава, в которой бы господствовал справедливый закон. Наихудшим злом пифагорейцы считали безвластие. Критикуя анархию, они подчеркивали, что человек по своей природе, нуждается в управлении и соответствующем воспитании. Править, по их мнению, должен не весь народ, а только лучшие люди, добродетелью которых является мудрость.

1)б3 Методология политологии.

Метод – это способ получения  нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.

Методы политологии:

1. Социологический метод  выясняет, как политика зависит  от социальной сферы, т. е.  от общества.

2. Структурно-функциональный  метод рассматривает политику  как целостную систему, где  каждый элемент выполняет определенную  функцию.

3. Функциональный метод  изучает политику через зависимости  между политическими явлениями  (например, политическая культура  – режим власти, наличие политических  партий – избирательная система  и т. д.).

4. Системный метод рассматривает  политику как систему-механизм, взаимодействующий  с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход».

5. Антропологический метод  изучает явления политической  жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого  поведения, рассматривает человека  как родовое существо, имеющее  основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д.

6. Сравнительный метод  сопоставляет политические партии, политические системы, политические  режимы и др., чтобы выявить  наиболее эффективные формы организации  общества и пути решения политических  проблем.

7. Исторический метод изучает  политические явления в их  историческом развитии, что позволяет  проводить параллели между прошлым  и настоящим политическим процессом.

8. Эмпирический метод изучает  политику на основании эмпирических  исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).

 

2)б3 Политический конфликт  – столкновение, противоборство  различных социально-политических  сил, субъектов политики в их  стремлении реализовать свои  интересы и цели, связанные, прежде  всего с борьбой за обретение  власти, ее перераспределение, изменение  своего политического статуса,  с политическими перспективами  развития общества. Политический конфликт развивается во времени и пространстве. Как и у любого другого конфликта, в его динамике можно выделить универсальные стадии. Первая стадия - предконфликтная ситуация, которая представляет собой процесс возникновения общественных противоречий, появление взаимоисключающих интересов и тенденций в каких-либо явлениях. Предконфликт протекает в латентных и открытых формах. Латентная фаза характеризуется повышенным эмоциональным фоном и социальным напряжением. Социальная напряженность представляет собой социально-психологическую реакцию населения на объективные экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности. Открытая фаза - это пик социальной напряженности, когда люди осознают свои интересы, происходит размежевание участников конфликта и осознание себя единой группой, чьи действия блокируются другой стороной, появляются лидеры, формируются программы требований и стратегия действий, идеология, позволяющая мобилизовать сторонников каждого лагеря.

     Вторая стадия - непосредственное конфликтное  взаимодействие. Ему, как правило,  предшествует повод (инцидент) - любая  ситуация, которая легализует переход  к действиям. Интенсивность конфликта определяется и конечными целями его участников.

  * Ими могут быть  следующие:

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"