Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
Билет 56
Социализация молодежи.
Современное общество, будучи
гораздо более сложным и
Билет 24
Политические партии, их признаки, функции и типы.
Политическая партия
представляет собой общность
людей, объединенных
Билет 27
Стадии развития
и структура политического
Приведенное определение политического процесса позволяет выделить в его структуре, во-первых, частичные политические процессы, фазы в развитии политических систем”.В качестве частичных политических процессов называют: 1) проявление различными социальными субъектами своих потребностей, интересов и стремлений; 2) представление политических интересов групп институтам, принимающим политикоуправленческие решения ; 3) принятие решений и формулирование политической воли; 4) реализацию политической воли посредством управленческой деятельности.Обратимся теперь к рассмотрению стадий в последовательной смене состояния социально-политических систем. В различных источниках указываются, как правило, четыре режима протекания политического процесса: 1) конституцирование, становление политической системы; 2) функционирование существующей политической системы; 3) развитие политической системы; 4) этап упадка, распада политической системы. Будучи взаимодополняемыми, эти стадии сохраняют, однако, присущие каждой из них особенности, выполняют свои собственные предназначения и осуществляются специфическими методами политических действий.Стадия конституирования политической системы совпадает, как правило, с переломным, революционным периодом в развитии общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы.Стадия функционирования политической системы совпадает со стабильным периодом общественного развития.Стадия развития политической системы наступает в период определенной перегруппировки в расстановке политических сил. Стадия упадка политических систем совпадает с ростом социальных сил, заявляющих о себе новыми формулами организации политической жизни и общества в целом
Билет 31
Функции социальных конфликтов.
Социальные конфликты обычно оцениваются негативно, поскольку в своей активной стадии они могут повлечь отрицательные последствия: неблагоприятные изменения в системе политических отношений, гибель людей и материальных ценностей. Безусловно, здесь очевидно проявление деструктивных функций социальных конфликтов. Вместе с тем необходимо видеть и их позитивную роль в жизнедеятельности общества; иными словами социальные конфликты выполняют также и положительные, конструктивные функции. Большинство исследователей признает, что наиболее существенное значение для жизнедеятельности общества имеет присущая социальным конфликтам функция стимулирования динамики общественных процессов. Вторая положительная функция конфликтов состоит в объединении, интеграции, сплочении социальных общностей. На первый взгляд может показаться, что данная функция находится в противоречии с предыдущей. Однако это не так, конечным результатом социальных конфликтов является все-таки усиление интеграции социальной общности. Роль конфликта в укреплении сплоченности социальной группы, противостоящей другой группе, представляется достаточно очевидной. Известно также, что существует зависимость между сплоченностью нации и наличием внешних врагов.
Билет 34
Политическая модернизация в Республике Беларусь.
1. Политическая модернизация – это процесс формирования, развития и распространения современных политических институтов, практик: • используемый механизм - заимствование (копирование, имитация) образцов. 2. Теоретические подходы к политической модернизации: Либеральная. Основным критерием политической модернизации является степень вовлеченности населения в систему представительной демократии. Консервативная. Главным источником модернизации является конфликт между «мобилизацией» населения и «институциализацией».3.Типы «Первичная», начало охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д. «Вторичная» основным механизм — имитационные процессы. Предпосылками и факторами политической модернизации являются: обострение политических противоречий в результате устарелости тех или иных элементов и функций системы власти; возникновение кризисных ситуаций; стремление ведущих социальных групп к преобразованию политических отношений и институтов; формирование в политическом сознании господствующих групп и широких масс ориентации на изменение политических структур.
Билет 59
Геополитические изменения на рубеже 21 века.
Объективная реальность геополитического положения Беларуси сегодня — это ее экономическая и политическая интеграция в Содружество Независимых Государств. Здесь приоритетными по многим направлениям являются белорусско-российские отношения. Россия — основной экономический и торговый партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства и является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. Существенное влияние на восприятие деятельности правящих структур страны оказывает отсутствие достоверной и полной информации. Это выражается в недостаточной эффективности деятельности государственных радио и газет. Несмотря на низкий уровень жизни, определенное отсутствие оптимизма, невысокий уровень доверия населения к проводимым реформам, социально политическая ситуация в стране остается относительно стабильной, что снижает уровень политического риска. Показателем трудового потенциала страны является коэффициент демографической нагрузки (число лиц нетрудоспособного возраста на 1000 трудоспособного). В Беларуси за период 1990 — 1999 гг. смертность возросла на 32,7%. Не обеспечивается достаточное воспроизводство населения — около 1,3 ребенка на одну женщину (при норме не менее 2,15). Таким образом, коэффициент демографической нагрузки растет с каждым годом. И на начало 2003 г. на каждую 1000 трудоспособного населения приходилось 1,6 тыс. пенсионеров. По индексу уровня образования Беларусь опережает Швейцарию, Люксембург, Кипр, Грецию; уровень грамотности взрослого населения в Беларуси выше, чем в Италии, Испании. В Беларуси на 10 тыс. населения приходится 262 студента, что соответствует показателю ряда европейских стран — Германии, Швеции, Финляндии. Однако количество резидентов, занятых в науке и научном обслуживании в 2001 г., составляло примерно 43 тыс. человек, а этот показатель ниже, чем у большинства развитых стран. Беларусь, к сожалению, не располагает мощной сырьевой базой, в том числе и топливно-энергетической. Однако наличие сырьевых ресурсов и изобилие рабочей силы в современных условиях все меньше можно расценивать как конкурентное преимущество.
Билет 54
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ.
В частности обращает на себя внимание наличие устойчивых юнионистских представлений в политической культуре белорусов, а также преимущественно локальный характер их самоидентификации, который основывается на принадлежности к определенной территории, местности, региону, социальной группе, клану, родственным связям, семье, не возвышаясь до уровня государства.Имидж государственности в политической культуре белорусов представлен двумя версиями государства. Это, так называемые, "интеллектуально-элитарная" модель ВКЛ и "массовая" - Советского Союза и соответственно БССР, отражающие различные концепции роли государства в жизни общества, отношения государства и общества. Политическая культура белорусов содержит в себе "воспоминание" о конфликте двух политических дискурсов, определяющих и сегодня ее амбивалентность. Преобладание подданического типа культуры .
Билет 47
Политическая идеология.
В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя. Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Положение, что идеология – это "внутренняя религия" современного государства, не следует абсолютизировать. Но важно понять, что в идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы веры, конституирующие реальность. Разница между политическими идеологиями заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирически очевидных проблем, другие – на осуществление доктринально- выверенных проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни.
Билет 37
Представительство и выборы.
Выборы – это способ существования демократии,
способ смены правящих элит, передачи
власти от одних людей другим мирным путем,
через волеизъявление народа. Существуют
общенациональные президентские и парламентские
выборы, выборы в органы местного самоуправления,
в законодательные собрания штатов или
аналогичных административно-