Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 17:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"
1.Предмет,функции и методы политологии,ее место в сис-ме обществ.наук. Политология –наука о п/отношениях и п/деятельности людей, о сущности, формах и методах п/власти, о закономерностях развития п/систем. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом. Предметом политологии являются закономерности
формирования и развития полит. власти,
организация, формы и методы её функционирования,
использование в госудадарственно- функции: Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок. Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления. Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий. Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д. Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование Экспериментальная – призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат. Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности Методы Сравнительный метод. Его суть: этот метод путём сопоставления однотипных полит явлений Системный метод. Обеспеч. возможн. исследовать то или иное полит явление как нечто целое Бихевиоральный (поведенческий) метод. Его суть в изучении полит процессов путём анализа поведения и настроения людей Социологический метод. Связан с выяснением зависимости политики от состояния общества, экономич. отношений, соц. структуры, идеологии, культуры Институциональный метод. Направлен на изучение роли гос-ва, полит партий, организаций, движения и др. институтов Политология развивается в тесной взаимосвязи с такими общественными науками, как история, философия, социология, правоведение, экономические науки
9.Формы государственного правления. Форма правления гос-вом показывает особенности внутренней организации гос-ва, порядок образования и стр-ру органов гос-ной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, кот. используются ими для осуществл. организующей и управленч. деят-ти. Формы государственного правления. 1.Монархия – форма правления,
при которой власть • Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман). • Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония). • Дуалистическая – власть
монарха ограничена в законодательной
области и имеет широкие 2.Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым и зависит от воли народа или парламента. Различают 3 вида республики: • Президентская –является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Обладает правом законод инициативы и вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть). • Парламентская (ФРГ, Италия,
Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики).
Правительство формируется на парламентской
основе. Глава Правительства премьер- • Полупрезидентская (смешанная) - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность.
17.Общественные объединения,их место и роль в политической жизни общества. Под общественным объединением понимают
добровольное формирование, возникшее
в результате объединения граждан
на основе общих интересов для
достижения социально значимых целей,
имеющие относительно устойчивую организационную
структуру и фиксирующие Общественные организации и
движения появляются как реакция
на возникновение социально Польский политолог Вятер выделил 5 стадий в развитии обществ объединений:
Общественные объединения Типы общественных движений: политические, не политические. Политические организации прете Неполитические организации не ставят целей завоевания власти. Они в основном выражают и превращают требования граждан в альтернативы государственной социальной политики. Формы общественных объединений: Политические партии, Профсоюзы, Общественно-политические движения, Спортивные общества, Женские, молодежные, студенческие организации, Творческие союзы, Ассоциации предпринимателей, Союзы фермеров, Научные общества,Религиозные объединения. По масштабу деятельности выделяют: международные движения, республиканские, местные, религиозные.
19.Политический процесс:сущность, структура, стадии протекания. Политический процесс – политическая жизнь общества в его динамике взаимодействия субъектов политики, обеспечение достижения общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти. Содержание политического процесса: 1.Изучение общественных
проблем и определение 2.Принятие политических
решений, организация и 3.Урегулирование политических конфликтов. 4.Совершенствование 5.Политический маркетинг и использование совр полит технологий 6.Проведение мероприятий
с целью создания 7.Оценка субъектами политики эффективности своих действий. По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов: - субъекта, носителя власти; - объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; - средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса. Политический
процесс можно условно формирование (вызревание) политических приоритетов, выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса, формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений, приведение в действие механизма реализации принятых решений (политическая инструментализация), оценка результатов
23.Политическая элита: сущность, функции, типология. Политическая элита –
относительно небольшая социальная
группа, концентрирующая в своих
руках значительный объем политической
власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию
и отражение в политических установках
интересов различных слоев Функции политической элиты: изучение и анализ интересов различных социальных групп; субординация этих интересов; отражение интересов в политических установках; выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов); создание механизма воплощения политических замыслов: назначение кадрового аппарата органов управления; создание и коррекция институтов политической системы; выдвижение политических лидеров. Политическая
элита, хотя и образует - по способам прихода к власти выделяют легитимные элиты, которые приходят к власти при открытой поддержке масс, и нелегальные, приходящие к власти нелегальным, насильственным путем и господствующих, опираясь на насилие. - в зависимости
от видов политической деятельности
выделяют политическую элиту
(административную, депутатскую), партийную,
муниципальную, элиту - по идеологическим ценностям выделяют элиту авторитарную, тоталитарную, демократическую, либеральную.
27.Выборы и избирательное право. В самом общем смысле выборы — это избрание с помощью голосования представительных органов власти, должностных лиц, руководителей организации. Выборы в органы власти составляют сердцевину демократического политического процесса, являются результатом долгого и противоречивого исторического поиска лучшей модели формирования и функционирования публичной власти. Но не все выборы можно назвать демократическими. емократические выборы базируются на правовых нормах, в совокупности называемых избирательным правом. Избирательное право подразделяется на объективное и субъективное.
Объективное избирательное
Субъективное избирательное Активное избирательное право — это право участвовать с решающим голосом в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления (т. е. право избирать). Пассивное избирательное право — это право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Выборы, наряду с референдумом
являются высшей формой Таким образом, выборы выполняют важные функции в обществе. Выделим основные функции выборов: • выражение интересов различных групп общества; • институционализация
отношений представительства,
создание функционирующей • легитимация и
стабилизация политической • легитимное воспроизводство политической элиты; • контроль за политическими элитами; • политическая социализация личности.
Выделяют следующие типы по уровням: • федеральные (выборы в Государственную Думу); • региональные (выборы губернаторов, краевых, областных дум); • местные (выборы
в муниципальные по ветвям власти: • выборы в законодательные органы власти (парламенты); • исполнительные органы власти (президента, губернаторов; префектов во Франции), • судебные органы власти (выборы судей в США).
39.Этнополитические
процессы в современном мире. Этнос (от гр. ethos --- группа, племя, народ). Под этносом принято подразумевать все разнообразие народов мира: племена, народности, нации, национальные и этнические группы. Беларусь в результате последовательной и эффективной национальной политики добилась значительных успехов в регулировании межэтнических отношений. В республике нет национальных противоречий, этнического противостояния. Отличительной чертой Беларуси всегда было межнациональное согласие. Единой семьей веками живут вместе с белорусами русские, украинцы, поляки, евреи, армяне и другие представители более 140 национальностей. Граждане Республики Беларусь – единая, сплоченная, сильная духом гражданская нация в границах национального государства. Национальная политика Беларуси основана на понимании белорусской нации, прежде всего, как согражданства, а не только как этнической общности.
32.Политическая социализация как процесс включения личности в политику. Полит. социализация – процесс усвоения определенных полит. знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения полит. опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником полит. жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Процесс полит. социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления соц.-полит. опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.Факторы, влияющие на процесс полит. социализации: учреждения (семья, школа, институт, предприятие); группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам); СМИ (печать, радио, телевидение, компьютерные информационные системы); характер и тип гос. устройства, полит. институты, партии и движения; культура, наука, искусство; национальные традиции.Выделяют следующие типы полит. социализации: – гармонический – порождающий рациональное и уважительное отношение к правопорядку, гос-ву, гражданским обязанностям;– гегемонистский – характеризующийся негативным отношением человека к любым соц. и полит. системам, кроме «своей»;– плюралистский – свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами и характеризующий его способность менять свои полит. пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.
36.Государственная
молодежная политика в ОБ ОБЩИХ НАЧАЛАХ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 24 апреля 1992 г. N 1629-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., N 19, ст.304) [Изменения и дополнения: Закон от 9 июля 1997 г. N 56-З (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997 г., N 27, ст.472) <H19700056>.] Государственная молодежная
политика - это система социально- Отношения, связанные с
реализацией государственной Субъектами государственной молодежной политики являются: 1) молодые граждане в возрасте до 31 года; 2) молодые семьи, в которых один из супругов находится в возрасте до 31 года; 3) молодежные общественные
объединения. Государственная 1) сочетания государственных,
общественных интересов и прав
личности в формировании и
реализации государственной 2) последовательности 3) научной обоснованности
и комплексности разработки 4) учета интересов и потребностей молодых граждан; 5) обеспечения защиты прав и законных интересов молодых граждан; 6) гласности государственной молодежной политики; 7) привлечения молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и всего общества.
42.Геополитика и процессы глобализации в современном мире. Геополитика – область научного знания, раскрывающая зависимость внешней политики государств от их географического (пространственного) положения. Первым употребил термин «геополитика» шведский профессор истории и политических наук Р.Челлен. Появились
научные школы, изучающие и
трактующие геополитические
Американский адмирал А. Мэхэн в своих книгах проводил идею о влиянии морской мощи государства на историю. Концепция Х.Маккиндера – обоснование геополитических преимуществ «сухопутных» государств Евразийского пространства перед «морскими». После второй
мировой войны американский С.Хантингтон – в работе «Столкновение цивилизации» в 1993 году обосновал, что первая мировая война была война за рынки сбыта и источники. В течении последних 55веков человечество жило в согласии всего 300лет. Произошло 14,5тыс. войн (в том числе, две мировые –1914-1918гг и 1939-1945гг), в которых погибло 3,6млрд. человек. За последние 50 лет мировое сообщество ввергалось в локальные войны более 250 раз, в этих военных конфликтах участвовало 90 государств, а их потери составили более 35 млн. человек. Характерные черты геополитической ситуации в начале XXI в.:
Россия остается ядерной державой и крупным действующим субъектом на мировой арене.
50.Тоталитарный политический режим: понятие, признаки., разновидности. Тоталитарный режим – режим, при котором власть сосредоточена в руках какой-то группы, уничтожившей в стране демократические свободы и полностью контролирующая все области общественной жизни и каждого человека. Основные признаки тоталитарного режима: 1.ниличие одной массовой партии, руководимой харизматическим лидером 2. доминирует роль идеологии, которую определяет лидер, 3. абсолютная концентрированная
власть и отсутствие 4. тотальный контроль над всеми сферами жизни, 5. террористический полицейский контроль, репрессии по отношению к инакомыслящим, 6. лидер партии (зачастую) является пожизненным главой государства. 7. главные враги тоталитарного
режима – инакомыслие и ^ Лозунг: «Запрещено все, кроме того, что приказано». 2 варианта тоталитарного режима: правый (фашисты) и левый (коммунисты). Существуют предтоталитарные и послетоталитарные режимы. ^ Предпосылки тоталитарного режима: - вступление общества в индустриальную фазу, - нарастание рационализма и организованности, - усиление в общ. сознании культа государства и распространение коллективистских взглядов. - глубокая кризисная ситуация в экономике и политике, - маргинализация общества - появление массовых предельно идеалогизированных партий жесткой полувоенной структуры.
|
2.Политика какобщественное явление. Современный
этап развития общества характеризуется
высоким уровнем его Подходы к пониманию политики: Классовый подход – политика связывается с поделом общества на классы: гос – ву отводится решающая роль в классовой борьбе. Эта борьба идет за завоевание гос. власти, а потом за ее удерживание и закреплению. 2. Социологический подход – основа в том, что в политике мы имеем дело с коллективными общетв – ыми субъектами – народами, общест. движениями и др. Аристотелевская
концепция – главное в Политика – это сфера обществ. жизни, где концентрируются и возникают все высшие соц. проблемы, вырабатываются программы жизнедеятельности общества в отношении тех или иных классов, наций, происходит мобилизация средств на достижения задач и др.
3.Сущность,струтура и функции полит.власти. Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью. Структура власти - это те компоненты, без которых она не состоится. Таковыми являются её субъект, объект, подчинение объекта, источники и ресурсы власти. Под субъектом политической власти понимается некая совокупность структур, институтов, групп и личностей, которые осуществляют управление делами общества в целом. Объектом политической власти выступают те, кто испытывает на себе ее воздействие. Это могут быть индивиды, социальные группы, институты, большие массы людей, население страны в целом, международные организации и т.д. В качестве источников власти могут выступать сила, авторитет, закон, богатство, знания, идеи, организация и т.д. виды ресурсов политической власти: экономические, социальные, культурно-информационные, правовые, организационные, силовые и т.д. Функции власти: 1.Формирование
полит. системы общества( 6.Сущность,структура и функции полит.системы общества. Политическая система – совокупность отношений по использованию политической власти господствующим классом или всем народом. Это система институтов, в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется гос. власть. Сущность: По своей сути политическая
система характеризует Политическая система, будучи доминирующей в качестве орудия власти, тем не менее зависит от общественной среды, определяется социально-экономической структурой общества.Функции:1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;3) Дистрибутивная - способность распределять
и перераспределять ресурсы,
|
7.Политическая система Республики Беларусь. Модель политической системы Республики Беларусь можно представить следующим образом:Государственная политика – это целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем. В настоящее время политико-правовые принципы и нормы, лежащие в основе функционирования политической системы белорусского общества, сориентированы на международные демократические стандарты. Конституция провозглашает РБ унитарным демократическим социальным правовым государством. Органы гос. власти РБ осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых самостоятельна. В нашей стране конституционно признается и гарантируется система местного самоуправления, утверждается многообразие политических институтов, идеологий и мнений. Законодательная власть-президент. Парламент—национальное собрание Республики Беларусь (Палаты представителей и Совета Республики). Исполнительнаяи распорядительная власть: Правительство—Совет Министров Республики Беларусь. Местные исполнительные и распорядительные органы. Судебная власть: Конституционный Суд Республики Беларусь. Общие суды Хозяйственные суды Контрольно-надзорные органы власти, Органы прокуратуры, Комитет государственного контроля. По конституции РБ демократия осуществляется на основании деятельности различных партий и организаций. Полит.система имеет все необходимые компоненты: политическое сообщество, должностные лица, правовые нормы и территории. Приняты законы в РБ, которые касаются деятельности партии (закон о политических партиях).
21.Политическая
деятельность как основа Политическая деятельность - это совокупные действия субъектов политики в процессе их участия в управлении обществом и государством по реализации общественно значимых целей, потребностей и интересов.Способы политической деятельности: Компромисс (соглашение, достигнутое ценой взаимных уступок), Консенсус (учитывается мнение как большинства, так и меньшинства)Конформизм (пассивное принятие существующего порядка), политический экстремизм террор).Формы политической деятельности:Мирные: реформа (изменение), переговоры, соглашения, выборы, демонстрации, манифестации, забастовки. Они предполагают постепенное, качественное изменение политических отношений, соблюдение законности и правопорядка.Насильственные: война, революция, восстание, заговор, путч, переворот, террор и др. Они предполагают проведение радикальных преобразований стереотипы мышления и поведения.
10.Формы государственного устройства. соотношение между гос-вом
в целом и его основными территориальными
единицами. Формы административно- • Унитарное - не имеет в
своем составе административно- • Федерация – устойч
союз суверенных субъектов, где распределены
полномочия между ними и центром полномочий.
Субъекты федерации имеют собственные
конституции, законодательство, органы
власти, не обладают правом одностороннего
выхода из союзного государства. В федерации
два уровня власти – федеральная и республиканская.
Федерациями в настоящее время являются
20 стран: по территориальному признаку(США),национальному( • Конфедерация –временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.). • Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская.
14.Политические партии:сущность, структура, функции, типология. Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Партия является звеном вертикальной связи между государством и гражданским обществом, участвующим во всех фазах политического процесса: от мониторинга интересов до принятия и осуществления решений. Структуру политических партий составляют: – партийный аппарат – организованная группа людей, для которых партийная, политическая деятельность является профессией; – рядовые члены (партийная масса). Социальную базу партии составляют ее сторонники, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени. Избиратели, регулярно отдающие данной партии свои голоса на выборах, составляют ее электорат. Функции политических партий: – выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; – активизация и интеграция определенной части людей; – борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (могут использоваться легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т. д.); – подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью; – разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; – политическое воспитание общества в целом или его части; – подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты. Классификация политических партий: 1) по идейным основаниям
их деятельности: доктринальные
(ориентированные на защиту 2) по социальной направленности
программы и деятельности: социал-демократические,
либерально-демократические, 3) по методам выполнения
программы: революционные ( 4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские; 5) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые; 6) по представительству
в высших органах 7) по стилю общения между
партийными лидерами и 8) по характеру членства:
кадровые (характеризуются 9) по организационной структуре:
парламентские (в качестве 10) по интересам отдельных классов и социальных групп (рабочие, крестьянские, буржуазные, интеллигенции). 24.Основные факторы
и пути формирования Политическая элита - это
относительно небольшая социальная
группа, концентрирующая в своих
руках значительный объем политической
власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию
и отражение в политических установках
интересов различных слоев Факты
реальной жизни и Психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политике. Закон разделения труда требует
профессионального занятия Высокая значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование. Широкие возможности использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Практическая невозможность осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями. Политическая пассивность широких масс населения.
29.Избирательная система в Республике Беларусь. Статья 3 Конституции республики Беларусь: «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные органы в пределах, определенных Конституцией». Статья 38 Конституции Республики Беларусь: «граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранным в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании». Выборы депутатов и
других должностных лиц, избираемых
на государственные должности Выборы депутатов являются всеобщими, право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет. Выборы являются свободными, избиратель лично решает участвовать ему в выборах и за кого голосовать. Выборы являются равными, избиратели имеют равное количество голосов. Выборы являются прямыми, депутаты избираются гражданами непосредственно. Голосование на выборах является тайным, контроль за волеизъявлением граждан в ходе голосования запрещается. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам, гражданам в соответствии с законом. Избирательный кодекс предоставляет право выдвижения кандидатов политическим партиям, трудовым коллективам, гражданам путем сбора подписей. Создается инициативная группа в количестве 3-10 членов инициативной группы. Необходимое количество подписей:
Референдум – голосование граждан, обладающих избирательным правом по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. В Республике Беларусь проведено 4 Референдума:
33.Политические
конфликты:сущность,типы,этапы, Политический конфликт –
одна из форм конкурентного взаимодействия
участников политического процесса,
характеризуемая острыми Признаки политического
конфликта: наличие не менее двух
противоборствующих субъектов; несовместимость
интересов, ценностей и целей
политических субъектов; агрессивное
непредсказуемое поведение Политические конфликты могут быть межличностными, групповыми, региональными, международными, долговременными и кратковременными. Причины политических конфликтов: несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти; противоречие между социальными группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества; несовместимость политических целей, интересов и ценностей; ошибки и некомпетентность правящей элиты. Типы политических конфликтов:
Управление конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранение разногласий между ними. Технологии урегулирования конфликтов:
44.Глобальные проблемы
современности и роль Глобальные проблемы современности – проблемы, которые не только сдерживают развитие человечества, но и ставят под сомнение существование цивилизации. Они затрагивают интересы всех стран и народов. Типы: Суперглобальные (бщемировые) – мировые войны, создание ядерного оружия; Общепланетарные (ресурсные): экологич-ая, демографическая, энергетическая. Общечеловеческие – здравоохранение, образование, социальное неравенство (нищета).Пути решения: развитие международного научно-технического сотрудничества, совместная борьба с загрязнением окружающей среды. Важное значение придается таким формам международного сотрудничества, которые не ограничиваются периодическими контактами, взаимным ознакомлением с результатами и обменом информацией, а позволяет активно вести постоянные совместные научные исследования. Важное место занимает осуществление международных исследовательских пректов, проводимых под эгидой ООН и ее специализированных учреждений 46.Внешняя политика РБ:основные направления и приоритеты. Приоритеты внешней политики РБ Президент А.Г. Лукашенко определил в докладе на II Всебелорусском собрании 18 мая 2001 года «За сильную и процветающую Беларусь»; III Всебелорусском собрании 2 марта 2006 года «Государство для народа»:
Основные направления внешней политики РБ
В ноябре 1996г осуществлен досрочный вывод стратегических ядерных вооружений с территории Беларуси.
странами. В феврале 1992г. суверенная Беларусь присоединилась к деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
47.Итсочники и ресурсы власти. Власть — это отношения между субъектами политики, проявляющиеся в способности и возможности одних людей осуществлять свою волю по отношению к другим .Структура политической власти:Субъект власти — субъект, добивающийся от др. субъектов осуществления действий, соответствующих его воле 2 группы субъектов власти: соц общности и личности и политические институты.Объект власти — те на кого направлено властное воздействие6 индивиды общ-ва, отд гос органы, все сферы их жизнедеят-ти Ресурсы власти – совокупность ср-в и возможностей, которыми располагают и пользуются властвующие субъекты для реализации своих целей. Рес. в сфере самой полит. - з–ания, компетентность, пофессинализм, интеллект политика, полит технологии, полит символика.Общественные ресурсы национальные, конфессионные традиции, идеологич течения, общественные настроения. Экономич рес – природные богатства, материальные ценности, финансы, производительные силы, население как создатель благ. Соц ресурсы – степень удовлетвор властью матер и духовных потребностей своих граждан, условий их жизни, труда. Культурно-информац ресурсы – СМИ, средства искусства. Принудит ресурсы – гос-во с его аппаратом, армией, органами внутр. дел, правоохр. структурами др. институтами морального и физ принуждения. Способы реализ полит власти – система, определяющая место, функции и отношения друг с другом институтов власти и управления в полит процессе по реализ целей политики и власти. Способы реал-ции власти: господство-подчинение, основанное на признании приказов теми, кто им подчиняется; руководство – материализация намеченных целей; управление-систематическая работа организующего хар-ра администр-но – распорядительного аппарата; организация – реализация принятых решений и сформированных целей контроль-способ реализации власти, отслеживает результаты.
52.Демократический режим. Проблемы перехода от тоталитаризм аи авторитарных режимов. Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах. При демократическом политическом режиме провозглашается принцип равенства и свободы всех людей, массы народа участвуют в управлении государством. Признаки:1- наличие политического и идеологического плюрализма; 2- всеобщее избирательное право и система свободных выборов основных органов власти; 3- принцип разделения властей; 4- развитая система парламентаризма; 5- принцип взаимной ответственности граждан и государства; 6- средства массовой информации свободны и независимы; 7- права и свободы гарантируются законом. Этапы перехода к демократии: на первом этапе происходит трансформация политической системы и стабилизация экономической. Характеризуется установлением основных демократических институтов, освобождением СМИ, ликвидацией полицейского государства, возникновением новых политических сил. На втором этапе происходит трансформация в экономической сфере, политическая система начинает постепенно стабилизироваться по мере принятия конституции, закона о выборах. На третьем этапе экономика начинает развиваться на основе роста, без чрезмерного вмешательства со стороны государства. Разновидности: по приоритетным субъектам: либеральнаяпризнает источником власти индивида. Плюралистическая предполагает, что главным субъектом политики являются различные группы людей. Коллективистская опирается на народ как единого субъекта, обладающего правом издавать законы и решать важнейшие проблемы общественной и государственной жизни. Подводя итог, следует отметить, что современные демократические режимы – это, как правило, развитые системы политического представительства. Наиболее полно политическое представительство реализовано в парламентаризме. Парламентаризм – это определенная система правовых, морально-этических норм и принципов, система «правил игры», система политических и гражданских институтов, которые функционируют в обществе.
56.Развитие представлений
о лидерстве в истории Интерес к проблеме лидерства
появился ещё в древности. Попытка
осмыслить лидерство |
4.Политический
режим: понятие,сущность, Политический режим образуется в политической системе общества под влиянием целого ряда факторов: на него влияют цели и задачи, которые ставят перед собой находящиеся у власти политические элиты и политические партии; степень остроты классовых и межнациональных противоречий; наконец, уровень политической культуры, сложившейся в обществе. Также существенное влияние на вид политического режима оказывает исторические традиции страны или так называемая общественно – политическая атмосфера. На вид политического режима может оказывать воздействие и международная обстановка. Политический режим – совокупность методов и средств в осуществлении государственной власти. Политический режим – способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы. Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев: - характер и мера осуществления власти; - механизм формирования власти; - взаимоотношения общества и власти; - роль и значение - характер существующих в обществе запретов; - роль идеологии в жизни общества; - характер политического лидерства; - соотношение прав и свобод граждан; - положение средств массовой информации; - роль политических партий; - соотношение между - роль и значение органов подавления; - тип политического поведения.
25.Политическое лидерство и его сущность. В современной политологии существует несколько определений политического лидерства. Приведем некоторые из них: политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность; политическое лидерство – это приоритетное постоянное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу; политическое лидерство
– это символ группы, общности, образец
политического поведения политическое лидерство – это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество.
8.Государство,его функции и структура. Государство – универсальная
политико-территориальная 1. Полит. функция обеспечивает должные условия деятельности политических и иных общественных институтов, регулирует политическую сферу общественной жизни. 2. Экономическая функция
регулирует экономические 3. Социальная функция 4. Культурно-воспитательная функция гос. имеет целью воспитание общества, формирования менталитета граждан, поддержки и развития культуры. 5. Обеспечение законности и правопорядка в обществе. 6. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека. Структура механизма государства:
1)государственный аппарат а)
11.Сущность и
признаки правового Правовое гос-во – гос-во, ограниченное в своих действиях правом, которое защищает свободу личностей и подчиняет власть воле народа. Функционирует режим конституц. правления, суще-ет развитая правовая система с эфф-м контролем, политики и власти. Осуще-е внутр. и внешн. Политики, дея-сти органов. должностных лиц гос-ва подчинены правовым нормам. Концепции правового гос-ва обосновывают прав-е рав-во всех граждан, приоритет прав человека над законами. Признаки прав гос-ва: а)суверенитет народа (н.-источник власти, а гос-ый суверенитет носит представительный хар-р) б)верховность закона(з-ны опираются на констит. и обладают наивысшей обязательной силой, з-н не м.б. изменён или отменён), в)всеобщность права связана с гос-вом (гос-во, издавшее з-н не вправе нарушать, все гос.лица действуют на основе этого закона),г) взаимная ответственность гос-ва и личности (не только личность, организации, но и гос-во и гос. лица несут ответственность за выполнение). В основе правового гос-ва лежит стремление оградить человека от полит.насилия. д)принцип разделения властей е) принцип незыблемости.
15.Партийные системы и их типология. Партийная система представляет
собой целостную систему 1) в зависимости от характера политического режима выделяют партийные системы: – демократические — широкие гражданские права и свободы человека; – авторитарные — непререкаемое подчинение власти; – тоталитарные — контроль государственной системы всех сфер жизни общества; 2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее: – однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе (например, Коммунистическая Партия Советского Союза, Коммунистическая партия Китая); – двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (например, консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги»), республиканцы и демократы в США); – многопартийные — в
которых ни одна из партий, как правило,
не способна завоевать поддержку
абсолютного большинства – «двухсполовинные» – ведущие партии не располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к формированию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия); 3) в зависимости от соотношения
партий с различным 4) в зависимости от устойчивости
партийной структуры и 5) в зависимости от характера
межпартийных отношений:
30.Избирательная кампания и ее основные стадии. Избирательная кампания – комплекс организационных информационно-технологических и агитационно-пропагандистских мероприятий. Избирательный процесс состоит из ряда стадий. Основными ста днями избирательного процесса в РБ являются: составление и уточнение списков избирателей; образование избирательных округов; создание избирательных участков; создание избирательных комиссий; выдвижение и регистрация кандидатов; проведение предвыборной агитации; голосование; подсчет голосов избирателей и определение итогов голосования; определение результатов выборов и их официальное обнародование; прекращение деятельности избирательных комиссий Немаловажным является определение тех важнейших демократических принципов, основываясь на которых и должен осуществляться избирательный процесс. Главными среди них являются: соблюдение принципов избирательного права принцип законности и запрета незаконного вмешательства в избирательный процесс; принцип политического плюрализма и многопартийности; принцип публичности и открытости; принцип свободы предвыборной агитации, равного доступа всех кандидатов и партий (блоков) – субъектов избирательного процесса к средствам массовой информации независимо от их формы собственности, кроме средств массовой информации, учредителями (собственниками) которых являются политические партии; принцип непредвзятости органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, судей, предприятий, учреждений и организаций, их руководства, других должностных и судебных лиц к партиям (блокам) – субъектам избирательного процесса, кандидатам в депутаты.
34.Политический кризис: предпосылки проявления, этапы,виды,пути выхода. Политический кризис – высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства деятельностью политико-властных структур. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, общественных отношений, недовольствие масс правящих элит страны. Типы политических кризисов:
Пути преодоления политических кризисов:
В РБ проводится эффективная социальная политика взаимодействия различных институтов государственной власти и общества, присутствует плюрализм политических взглядов, соблюдаются основные права граждан, что обеспечивает устойчивость развития страны и исключение политических кризисов и конфликтов.
38.Политика и религия. Взаимосвязь политики и религии носит тесный хар-р сферы соц. системы общ-ва. Политика и религия явл. формами общ-го сознания людей, в зав-ти от конъюнктуры влияния на политику преувел либо преумен. Гос-во в области религии− самым существ-м моментом в отнош-х религии и политики явл.вопрос о наиболее эф-м с т.зрения общ-ва их сосущ-е о наиб. разумном методе гос.управления нас-я,исповед-м разл.религии. Особ.форма внеш.политики в области религии−отнош-е г-ва и церкови, хотя религия и гос-во не тождественны. Связь выраж-ся в том, что при сближ-и церкви и гос-ва самост.пол.активность церкви ослабевает и замен. совмест.актив.вместе с гос-вом,а при отделении церви о гос-ва аоборот возрастает. Классиф-я религий:-мировые (буддизм, христ-во, ислам); -национ-е (индуизм, конфуциан-во, иудаизм, даосизм). Христ-во (2млрд), католики (1200млн.ч), протестанты (1300млн.ч), буддизм (400млн.ч), иудаизм(800млн.ч).Буддизм из мир.рел.самый безразличный к политике,хотя из-за проблемы«Тибета» наметилась католизация буддизма. Ислам не разделяет по-ку и религию как отд.сферы.Христ-во считает,что церковь должна учавст-ть в пол.жизни.Наим.акт-во прояв-ся у православных,где д-ть сосредаточена на гос-во,а католики наблюд.противостояние м/д церковью и политикой.
40.Сущность и
основные субъекты Международные отношения - совокупность
экономических, политических, идеологических,
правовых, дипломатических связей
и взаимоотношений между Международные отношения - это совокупность политических, экономических идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей и отношений между субъектами международных отношений. Субъектами международных отношений являются государства. Они определяют развитие всех форм международных отношений, однако в современных условиях всё большее влияние приобретают различные межгосударственные и международные организации, такие как двухсторонние и многосторонние коалиции, экономические и военно-политические союзы, региональные и международные организации.
45.Организация объединенных наций:струтктура, функции, проблемы реформирования. Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), которая была создана в 1945 году в целях поддержания и упрочения международного мира и развития многостороннего сотрудничества государств. Структуру руководящих органов, согласно ст.7 Устава, составляют Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, экономический и социальный совет, совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Генеральная ассамблея, включающая всех членов ООН, вправе рассматривать любые вопросы, которые входят в компетенцию этой организации. Очередные сессии проводятся раз в год, в случае необходимости созываются чрезвычайные и специальные сессии. Совет Безопасности работает на постоянной основе, он ответственен за поддержание мира и состоит из 15 членов: 5 постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай), 10 избираются на два года Генеральной Ассамблеей. Решения принимаются на основе единогласия и обязательны для всех членов ООН. В случае угрозы миру или акта агрессии Совет Безопасности обладает широкими полномочиями для их устранения, вплоть до применения вооруженной силы. Экономический и Социальный совет осуществляет под руководством Генеральной Ассамблеи функции ООН в сфере экономического и социального сотрудничества членов ООН. Совет по опеке был призван следить за осуществлением государствоми, управляющими подопечными территориями, основных задач международной системы опеки. В 2000 г. ООН объявила о конце существования колониальных и зависимых территорий в мире, в связи, с чем миссия Совета по опеке завершилась. Международный суд – главный судебный орган ООН (правовые споры межу государствами) и Секретариат – главный административный орган ООН (административно-техническое обслуживание органов и комитетов ООН). В рамках ООН существует целый ряд организаций, которые в системе международных отношений действуют вполне самостоятельно. К их числу относятся: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ),Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки (ЮНЕСКО); Международный суд и др. Кроме того, ООН реализует ряд международных программ: по контролю над наркотическими средствами, по окружающей среде (ЮНЕП), мировую продовольственную и по вирусу иммунодефицита человека. За время своего существования ООН внесла большой вклад в развитие международного права, содействовала процессу ликвидации колониальной зависимости и обретению народами Азии, Африки государственной независимости. Однако в реализации своей главной задачи – обеспечения международного мира и безопасности, предотвращения конфликтов между странами и народами – ООН оказалась наименее эффективна. В последние годы развернулась бурная дискуссия о необходимости реформирования ООН.
49.Типология политической системы общества. Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Типология политических систем берет за основу одни из критериев отбора и на этой основе создает классификацию. Наиболее общеизвестными являются следующие: 1.по критерию характера взаимоотношений с внешней средой политические системы подразделяются на: а) закрытые – имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.к. ресурсы развития находят внутри (СССР, Венгрия, Болгария); б) открытые – активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны (развитые демократические гос-ва Запада). 2.По политическому режиму выделяются: а) тоталитарные – характерны полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства; б) авторитарные– характерна неограниченная власть меньшинства при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для большинства; в) демократические – предполагаю приоритет прав личности, контроль общества над властью. В зависимости от исторического типа общества распространено деление политической системы натрадиционные и модернизированные. Основу традиционных систем составляет не развитое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей. В модернизированных политических системах существуют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти. Выделяются также консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок, политические системы, трансформирующиеся на реформы. В соответствии с характером взаимоотношений между центром и местами политические системы делятся надецентрализованные, централизованные и сверх централизованные. В соответствии с принципами легитимностивласти отличают традиционные, рациональные и харизматические политические системы.
57.Основные типы политической кульуры. Типы политических культур: демократическая, авторитарная, тоталитарная, патриархальная, подданническая, западная, восточная. Демократическая культура сориентирована
на демократические ценности, правовое
государство и гражданское Сердцевину авторитарной политической культуры составляют автократические традиции и ценности политической жизни. Личность с таким типом культуры предпочитает непрерывную «опеку» государства, возлагает свои надежды на неограниченное и бесконтрольное полновластие его органов. Тоталитарная культура свойственна обществам с всеобъемлющим и жестким контролем государства. Большинству граждан присущи некритическое восприятие действий тоталитарных лидеров, политическое равнодушие, конформизм или позиция «нейтралитета» по отношению к политической системе и ее институтам. Патриархальная культура
отличается почти полным безразличием
людей к политике. У граждан
не развиты политические ориентации
и интересы. Они имеют смутное
представление о Подданническая культура сориентирована на одностороннюю зависимость индивида от государственной власти, ее институтов и учреждений. Отношение граждан к политической системе в основном «потребительское» и конформистское. В западной политической культуре
устойчивы тенденции Для восточной политической культуры характерно критически-негативное отношение к западным ценностям. В странах Востока устойчивы традиции авторитарного правления, сильна роль ислама в политической жизни, непредсказуемы перспективы формирования гражданского общества.
54.Формирование
правового государства и Идет становление таких |
5.Демократия:теория и практика. Демократия дословно означает «народовластие», власть народа. Это управление государством в соответствии с народными предпочтениями. При демократическом политическом режиме провозглашается принцип равенства и свободы всех людей, массы народа участвуют в управлении государством. Демократическое гос-во предоставляет своим гражданам широкие права и свободы, а не ограничивается только их провозглашением, создавая для народа государство равных прав и возможностей. Признаки демократического режима: 1. Наличие политического и идеологического плюрализма. 2. Всеобщее избирательное право и система свободных выборов органов власти. 3. Принцип разделения властей. 4. Развитая система парламентаризма. 5. Принцип взаимной ответственности граждан и государства. 6. Средства массовой информации свободны и независимы. 7. Права и свободы граждан гарантируются законом. Классификация демократических моделей: 1.в зависимости от приоритета в реализации власти: - либеральная (индивидуалистическая)личность признается первичным и главным источником власти. – коллективистская (тоталитарная) опирается на народ как единого субъекта, обладающего правом издавать законы и решать важнейшие проблемы общественной и государственной жизни. – плюралистическая (групповая) главным субъектом политики являются различные группы людей. 2. В зависимости от участия граждан в политической жизни: - партиципаторная модель необходимость участия широких слоев общества в выборах своих представителей, в принятии решений, в политическом процессе – плебисцитарная модель народ должен сам участвовать в принятии важнейших политических решений.– модель представительной демократии граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, законов. – модель элитарной демократии носителем демократических ценностей является элита, которая способна более эффективно управлять обществом. Масса должна иметь право периодически контролировать элиту с помощью выборов. Демократия в наибольшей мере обеспечивает гражданам свободу мнений, участие в делах государства, защиту от произвола правителей.
12.Гражданское общество,основные условия его формирования и функционирования. Гражданское общество - это союз людей, проживающих на определенной территории, объединенных системой общественных отношений, которые служат реализации их общих и частных интересов, охраняемых и защищаемых государством. Структура гражданского общества охватывает: cемью; cферу воспитания и негосударственного образования; собственность и предпринимательство; общественные объединения и организации; политические партии и движения; негосударственные средства массовой информации; церковь. Гражданское общество возникает
в процессе и в результате отделения
государства от социальных структур,
обособления его как Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:на основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур ;на базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления ;гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству;гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам(оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан);гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями.(оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь).
16.Становление многопартийной системы в РБ. Многопартийная системапредполагает наличие в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. В настоящее время деятельность партий регламентируется Законом РБ «О политических партиях» (от 5 октября 1994г., новая редакция 2005г.). На протяжении 90-х г. В Беларуси сформировалось более 40 партий, представляющих практически весь спектр политических направлений. Большинство партий так и не смогли привлечь на свою сторону значительное число сторонников, оказать позитивное влияние на политический процесс в республике. Некоторые из них объединились, другие распались. Сейчас в Министерстве юстиций зарегистрировано 15 политических партий. В зависимости от отношения к ценностям открытого общества действующие партиирасполагаются: - правоцентристские (Объединенная Гражданская партия, партия БНФ, консервативно-христианская партия – БНФ); - Либерально-Демократическая партия; - левоцентристские (Белорусская социал-демократическая (Громада), Социал-демократическая партия народного согласия); - левые (Коммунистическая партия Беларуси, Белорусская партия левых сил «Справедливый мир», Аграрная партия).Следует отметить, что в настоящее время политические партии не стали влиятельным элементом политической жизни общества: отсутствует полноценная социально-политическая база, структурированное общество, когда социальные слои более или менее осознают свои интересы; незначительное представление их в парламенте. В палату представителей (2008г.) вошли депутаты от 2 партий (представители коммунистической партии Беларуси получили 6 мест, Аграрной партии 1 место). Многопартийная система РБ находится на начальном этапе своего развития. На становление партий и многопартийной системы значительное влияние оказывает форма правления. В президентской форме правления, при которой президент формирует правительство и определяет направления его деятельности, сдерживается развитие многопартийной системы и образование сильных политических партий. Сегодня перед политическими партиями стоит задача разработки такой программы действий, которая была бы принята и поддержана обществом. Перспективы политических партий зависят от того, насколько они будут отражать интересы граждан, гибко реагировать на социальную деформацию ценностей. В политической системе Беларуси политические партии не занимают столь важное место, как в западных странах.
<p class= |