Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 00:20, шпаргалка
ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии
ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?
ВОПРОС 3. Назовите основные этапы в истории политических учений.
Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала своя партийная ячейка (КПСС).
При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами — тот против нас» — вот один из лозунгов, который не допускал никакого плюрализма мнений.
В зависимости от идеологических течений тоталитаризм принято разделять на «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе). «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, в Италии — на идеях итальянского фашизма.
Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешний «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.
Авторитарный политический режим
Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.
Для авторитаризма характерны: высокая централизация власти, огосударствление многих сторон общественной жизни, командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти, отчуждение народа от власти, недопущение реальной политической оппозиции, ограничение свободы печати.
Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, хотя формально все эти структуры власти могут существовать. При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не влияют на характер политического режима.
В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. В личной жизни также существуют определенные права и свободы, но они носят ограниченный характер.
Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.
Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они могут различаться по целям и методам решения проблем, по формам организации власти. Они могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.
Демократический политический режим
Демократия (от гр. demos — народ и kratos — власть) — власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.
Важнейшими признаками демократии являются:
1) юридическое
признание верховной власти
2) периодическая выборность основных органов власти;
3) всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому гражданину принимать участие в формировании представительных институтов власти;
4) равенство прав граждан на участие в управлении государством (каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность);
5) принятие
решения по большинству
6) контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;
7) подотчетность
выборных органов своим
В зависимости от того, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.
1. Прямая демократия — весь народ (имеющий право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например для родовой общины.
Например, прямая демократия существовала в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.
2.Плебисцитарная демократия — народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.
3. Представительная демократия — народ избирает своих представителей, и они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и наиболее эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.
ВОПРОС 7. Что понимают под лоббизмом? Какие виды лоббизма Вы знаете?
В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно в коридорах власти. Наиболее распространенной формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.
Термин "лобби" пришел в английский язык из средневековой латыни и изначально означал крытую площадку для прогулок, коридор. С 1553 года так стала называться прогулочная площадка в монастыре, столетие спустя — помещение для прогулок в палате общин Англии. Политический же оттенок это термин приобрел еще через два столетия, в Америке, когда им начали называть покупку голосов за деньги в кулуарах конгресса.
В российской научной литературе имеются различные трактовки понятий "лобби", "политический лоббизм".
В широком (обывательском) смысле под лоббизмом понимают любую деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и других организованных групп давления (в том числе и политических) по отстаиванию своих активных интересов. Стоит особо подчеркнуть, что в рамках этого подхода лоббизм - это не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих корпоративных интересов, получение особых властных преференций и т. п.
В работе "Лоббизм в России: этапы большого пути" под лоббизмом понимается "система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов".
В книге "Правовая онтология политики" А.С. Автономов предлагает четко определить политический лоббизм, как "действия представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) органами власти решений в соответствии с интересами социальных групп, выражаемыми указанными организациями".
Несмотря на существенные отличия, в трактовках и теориях политического лоббизма присутствует несколько общих моментов.
Во-первых, наличие субъектов и объектов воздействия. Объектами воздействия, как правило, выступают законодательные и исполнительные органы власти.
Во-вторых, лоббистская деятельность ведется в определенных интересах.
В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между гражданами, организациями и государственными органами (законодательными и исполнительными органами власти).
В-четвертых, политический лоббизм предоставляет группам граждан возможность косвенно участвовать в принятии и реализации правовых и политических решений и это очень важно, поскольку у большинства этих групп может не быть своих представителей в парламенте или в правительственных органах.
В настоящее время различают:
- так называемый прямой политический лоббизм (когда проводится целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа, для того чтобы добиться принятия вполне конкретного решения, отвечающего конкретным интересам);
- косвенный политический лоббизм (когда в целях оказания давления организуются кампании, в основном проходящие за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но зачастую без указания конкретного адресата);
- внутренний политический лоббизм (когда какая-либо группировка внутри соответствующего органа добивается различными путями принятия определенного решения).
Также лоббизм делится на формальный (законодательно регулируется и разведен, таким образом с коррупцией) и неформальный.
Лоббизм может проявляться в разных сферах и иметь соответственно различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Так как именно эти власти принимают стратегические и долгосрочные решения, поэтому они являются основной мишенью для лоббистов.
В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах).
В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности:
- лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);
- ведомственное лоббирование — лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Так, в Государственной Думе РФ существуют так называемые ведомственные депутаты, которые лоббировали и лоббируют в пользу, например, энергетического, агропромышленного или военно-промышленного комплексов и т.д.;
- региональное лоббирование — воздействие на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов.
-· иностранное лоббирование — влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений.
Предмет лоббизма – это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания и пр. Согласно самой распространенной классификации существуют следующие предметы лоббирования:
- ресурс - в этом случае субъекты лоббирования пытаются получить финансовые ресурсы, распределение которых осуществляется государственными органами;
- проблема – в этом случае субъекты лоббирования пытаются с помощью вовлечения государственных органов или отдельных политиков решить конкретные проблемы;
- позиция – в этом случае субъекты лоббирования предпринимают определенные действия для того, чтобы получить определенный статус, позицию (например, позицию монопольного игрока на определенном сегменте рынка)
ВОПРОС 8. Назовите основные типы избирательных систем
Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. В развитии политической системы общества избирательная система играет исключительно важную роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны.
Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Применение каждой из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.
Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов – относительного, абсолютного или квалифицированного.