Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:36, шпаргалка
Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.
1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.
2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.
Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.
1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.
2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.
3. Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений и т. д., необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов.
4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.
5. Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма (множественности позиций и взглядов), умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.
Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.
1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.
2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.
3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие политических партий – избирательная система и т. д.).
4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход».
5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д.
6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем.
7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.
8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).
Политика – особая сфера человеческой деятельности, цель которой – направлять развитие общества в благоприятное русло путем определения общих целей и согласованных действий. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.
Политика возникла более 25 тыс. лет назад. Впервые термин «политика» был употреблен в Древней Греции для обозначения государственных или общественных дел, искусства управления государством (от греческого слова «polis» – государство).
Существуют различные подходы
в современной политологии к по
– политика как способ управления обществом;
– политика как регулирование отношений между различными социальными группами, слоями, государственными образованиями;
– политика как сфера борьбы различных общественных групп интересов и отдельных лиц за власть.
Существование политики как социального института обусловлено наличием власти – источника государственного могущества. Категория власти является определяющей в сфере политики.
По мере того как усложнялись и совершенствовались формы человеческой деятельности, политика выходила за рамки государственно-организованной деятельности и распространялась на сферу взаимодействия индивидов. М. Вебер определяет политику как совокупность деятельности по самостоятельному руководству.
Специфика политики состоит в том, что она призвана обеспечивать целостность общества, регулировать социальные взаимоотношения, согласовывать интересы различных социальных групп. Так как политический мир связан с организацией государства, властными отношениями, методами и способами удержания власти, можно сделать вывод о том, что политика – это также сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами и общественными силами, цель которой – завоевание, удержание и эффективное использование государственной власти.
Политика явилась результатом усложнения социальной жизни, которое было вызвано ростом человеческих потребностей. Примитивные общества Древнего мира не знали политических отношений. Главная цель существования древнего человека – физическое выживание. Отдельный индивид не осознает себя единым целым, он – часть племени. Взаимодействия внутри племени основывались на кровно-родственных связях и регулировались нормами общинной морали, обычаями и верованиями. Власть исходила от рода и была построена на авторитете старейшин, военачальников, жрецов.
Постепенно наращивались материальные возможности человечества, это вело к усилению социальной, этнической, культурной дифференциации. Сформировались политические институты, основанные на использовании средств принуждения. Расслоение общества вызвало несовместимость интересов. Чтобы их согласовать, были созданы специальные политические институты: государство, армия, господствующая идеология и т. д.
Реализация интересов групп
в социально неоднородном обществе
потребовала использования
Политика имеет сложную
– субъекты политики;
– объекты политики;
– политические процессы;
– политическая власть;
– политические идеи и концепции;
– политические отношения.
Субъекты политики – непосредственные участники политических отношений. Среди них индивиды, социальные группы, слои, организации, общественные движения, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти, осуществляющие влияние на нее. Как правило, субъект политики структурно организован и представляет собой социальный институт (если это политическая партия, общественное движение, государство, средство массовой информации, инициативная группа граждан и т. д.).
Объекты политики – общественные проблемы, возникающие в процессе развития общества. Решение данных проблем требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, а также принятия эффективных управленческих решений.
Политические процессы – система взаимодействия различных политических сил, субъектов политики для решения политических проблем и оказания воздействия на объекты политики. Формы взаимодействия политических сил:
– согласие;
– сотрудничество;
– политическая борьба;
– конфронтация (противостояние).
Политическая власть – наличие возможностей у тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса интересов социальных групп. Понятие «политическая власть» отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, а также регулировать отношения между определенными социальными группами.
Политические идеи и концепции – теоретические основы развития политических отношений общества. Объясняют все аспекты политического, в том числе функционирование политических институтов.
Политические концепции – создаваемые на основе обобщения наблюдений и фактов предположения. Концепции являются основой для создания теорий.
Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни.
1. Управленческая, регулятивная функция – политика осуществляет управление социальными процессами общества, регулирует их.
2. Функция обеспечения целостности и стабильности общества – политика формирует общественные цели, определяет социальные ориентиры, ценности, изыскивает необходимые для этого ресурсы.
3. Функция политической социализации – политика формирует политическое сознание индивидуума, включает личность в общественные отношения.
4. Функция мобилизации и обеспечения общей деятельности – политика систематизирует общественное взаимодействие.
5. Гуманитарная функция – политика обеспечивает гарантии прав и свобод личности, общественного порядка, гражданского мира и согласия.
Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, истории политических учений, политической этике и других сферах знания.
Развертываясь в определенной политико-культурной среде, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Важнейшим средством реализации этих отношений является политический язык.
Политические отношения могут
устанавливаться между
Субъекты политики – участники политических отношений – носители действий.
Объекты политики – участники политических отношений – политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики.
Среди субъектов политических отношений выделяют следующие:
– отдельные индивиды – рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений;
– социальные группы – классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы;
– политические институты – государство, политические партии, общественные движения;
– международные организации, транснациональные корпорации (ТНК) – Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Североатлантический военный блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Совет Европы, Европарламент, Европейский Суд по правам человека и т. д.
Степень влияния различных субъектов политических отношений на политические процессы неодинакова. Каждый из них пытается реализовать свои интересы и несет ответственность за свою деятельность.
Объектами политических отношений могут быть:
– политическая власть, ее сущность, структура и субъекты;
– политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены;
– правовое государство и гражданское общество;
– формы правления и территориального устройства;
– типы избирательных систем, выборный процесс;
– политические конфликты и способы их разрешения;
– современные политические технологии;
– международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.
Субъекты и объекты