Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
1. Маккиавелли: Политика – это деятельность, необходимая для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно ее использовать. Классическим
определением политики В широком
смысле: Политика – это деятельность
по самостоятельному В узком смысле: Политика – это деятельность по участию в государственной власти или в оказании влияния на нее. С точки зрения функционирования политических институтов различают: Макрополитику – функционирование государства и его интересов, как единого целого. Микрополитику – охватывает деятельность определенных организаций. Мегаполитику – включает в себя национальные и наднациональные политические институты в их взаимодействии по вопросам, касающимся всего человечества. Функции политики:
|
4. Политическая власть основана на легальном принуждении одной организованной группы над отдельной его частью. Для возникновения политической власти необходимо:
Высшим видом
политической власти является
государственная власть. Для ее
существования необходимы
Функции власти:
|
5. Ресурсы власти – это все, что может быть использовано для принуждения. Выделяют группы ресурсов: 1.Принудительные (они используются для создания угрозы объекту) •физическая сила •оружие •психологические угрозы •административное наказание 2.Утилитарные (действуют в качестве компенсации за готовность объекта подчиняться) •деньги •продвижение по службе •услуги 3.Знания (они позволяют субъекту обладать авторитетом или осуществлять власть в форме убеждения или манируляции) •образование •информация •средства массовой информации 4.Нормативные (они придают обязательность командам субъектов) •законы •традиции Ресурсы различаются по ликвидности: ♦ высоколиквидные – те,
которые могут быть использованы
сразу без предварительной ♦ низколиквидные – те, которые требуют определенного времени для их мобилизации (солидарность, организованность) Механизм политической
власти – совокупность органов, |
7.Политическая система – совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. В политической системе можно выделить следующие подсистемы (элементы): ● Политическая власть. ● Политическая организация. ● Политические отношения. ● Политическая культура. ● Политические и общественные организации.
Под политической организацией
понимается, в первую очередь,
государство. Оно является Политические отношения - как элемент политической системы складываются в обществе по мере формирования политической системы и зарождения политической жизни. Выделяют следующие политически ● между субъектами политики; ● между властными органами (по вертикали и горизонтали); ● между властными органами и общественными организациями и движениями. Политическая культура складывается под влиянием конкретной политической и социальной практики. Политическаякультура: ● дает знание законов и механизмов осуществления политики; ● формирует отношение человека к политической жизни и окружающей среде; ● способствует пониманию целей и содержания политики.
Политические общественные Выделяются
следующие функции ■ обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (полити-ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные); ■ управление различными сферами
жизнедеятельности людей в ■ мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение); ■ выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений; ■ удовлетворение интересов
различных субъектов ■ интеграция общества, создание
необходимых условий для ■ политическая социализация
(посредством которой ■ легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам). | ||
2.Термин политология состоит из двух греческих слов Politika + logos (наука о политике) Методы политологических исследований делятся на три группы: 1.Общие методы исследования политических объектов К ним относится: • социологический ( предполагает выяснение зависимости политики от общества) • функциональный (изучает зависимость между политическими явлениями) • структурно-функциональный
анализ (предполагает рассмотрение
политики • системный подход (рассматривает
политику, как целостный организм, • институциональный ( изучает институты с помощью которых осуществляется политическая деятельность) • бихевиористический (изучает политику через исследование поведения • сравнительный (предполагает сопоставление однотипных политических • исторический (изучает политические явления в их временном развитии 1.Общечеловеческий методы (общие для всех наук) • индукция • дедукция • анализ • синтез • абстрагирование • моделирование и т.д. 2.Эмпирические методы • статистика • наблюдение • эксперименты • теория игр Функции политологии: 3.Познавательная (она реализуется в исследовании мира политики, его описании и выявлении особенностей и закономерностей) 4.Методологическая (проявляется во-первых в использовании накопленных знаний для дальнейших исследований, во-вторых в использовании политических знаний в качестве теоретической основы конкретными политическими науками) 5.Прогностически- 6.Оценочные (проявляются в способности общественных субъектов, опираясь на науку, выносить суждения о значимости, приемлемости или неприемлемости политических фактов) 7.Социализирующая (проявляется в том, что изучение политической науки способствует приобретению навыков анализа политической жизни, оценки властвующих и формирования современной политической культуры) |
10. Термин «государство»
употребляется в двух В широком
смысле под государством В узком значении государство – это специальный аппарат управления обществом. В политологии
термин «государство» Государство – это универсальный политический институт, осуществляющий власть в интересах проживающих на данной территории людей и регулирующей их взаимоотношения с помощью права. Концепции происхождения государства: 1.теологическая (ее 2.патриархальная (родоначальник Аристотель. Он объяснял происхождение государства разрастанием семьи и превращением отеческой власти над детьми в государственную власть монара над подданными) 3.договорная (родоначальник Гоббс, Локк, Руссо. Люди заключили общественный договор и передали свои права на управление монарху) 4.насилия (Гумпилович, сторонники этой теории объясняют возникновение государства тем, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые и для поддержания порядка на завоеванных территориях создавали специальный аппарат подавления ми управления, т.е. государство.) 5.марксисская (Маркс, Энгельс. Происхождение государства объясняется расколом общества на противоборствующие классы, из-за разделения труда и появления частной собственности) 6.ирегационные (появление государства из определенных географических территорий) Признаки государства: 1.наличие определенной территории на социальном пространстве которой существует общность людей 2.наличие публичной власти 3.суверенитет 4.система управления, т.е.
органы законодательной, 5.монополия на взимание налогов и сборов 6.наличие права и гражданства Внутренние функции государства: 1.экономическая (государственное регулирование экономики через налоговую, кредитную, инвестиционную и таможенную политику) 2.социальная (включает регулирование социальных отношений через демографическую, эмоциональную и религиозную политику, а также создание системы социального обеспечения) 3.культурно-воспитательная (реализуется через создание государственной системы учреждений образования, науки и культуры) 4.охрана общественного
порядка и поддержание К внешним относятся: 1.защита страны от внешней агрессии 2.защита государственных
интересов на международной 3.развитие сотрудничества
с другими странами мира в
целях обеспечения | |
6.Легитимность – признание большинством общества или его социально-значимой частью необходимости, обоснованности и законности данной политической власти, выраженное в согласии подчиняться ей добровольно. Понятие легитимности ввел Макс Вебер. Он выделил три чистых типа легитимности: 1.Традиционная (политическая власть основана на религиозной вере в священность существующих порядков и на традиционной привычке к подчинению, она характерна для доиндустриальных обществ аграрного типа и феодальных монархий. 2.Харизматическая (политическая власть основана на эмоциональной вере в необыкновенные качества и свойства лидера. Ей обладают пророки – основатели мировых религий, великие полководцы и политические вожди) 3.Религиозно-легальная (политическая власть основана на рациональном интересе, понимании необходимости власти, действующей на основе и в рамках закона) Различают два типа кризисов легитимности: 4.Кризис персональной легитимности (связан с утратой общественного доверия к личности политического лидера, главы государства или составу парламента.Преодолевается через проведение очередных или неочередных выборов. 5.Институциональный (возникает и развивается на основе массового недоверия переростающего в нетерпимость к устройству государства и к способности его институтов осуществлять успешную социально-экономическую политику. Если данный кризис не преодолевается путем реформ, то перерастает в революцию) Существуют индикаторы степени легитимности: 1.Уровень принуждения, который используется властью для осуществления своей политики 2.Наличие или отсутствие попыток незаконного свержения данного правительства или политического лидера 3.Наличие или отсутствие массовых акций гражданского неповиновения, а также их сила 4.Результаты выборов, референдумов и социологических опросов |
8.В каждой стране существует уникальная политическая система, специфика которой обусловлена особенностями социально-экономической, культурной и международной среды её существования, историческими традициями. Вместе с тем, сравнительный анализ позволяет классифицировать все многообразие политических систем по отдельным группам – типам. В политологии используются различные типологии политических систем в зависимости от того, какие критерии применяются для их классификации:
По характеру взаимодействия со средой: а) открытые; б) закрытые.
По типу общества (классификация Р.Арона): а) традиционные; б) тоталитарные; в) модернизованные демократии.
Политическая культура и
ролевая структура (характер взаимодействия
между собой различных а) Англо-американская (характеризуется однородной политической культурой, автономными политическими партиями и средствами коммуникаций - стабильность); б) Европейско-континентальная (раздробленная политическая культура, взаимная зависимость между партиями и группами - нестабильность); в) Доиндустриальная (недемократичность, нестабильность, конфликты между социальными группами, разделенными этносом, языком, религией, кастой, регионом) – развивающиеся страны; г) Тоталитарная (однородная политическая культура, высокий уровень интеграции общества, что достигается насилием и подавлением оппозиции).
По политическому режиму и уровню развития гражданского общества: а) демократическая; б) авторитарная; в) тоталитарная. |
11. Форма государственного устройства – это принцип деления территории государства на отдельные части, конституционный статус этих частей и принципы взаимоотношений между центральными и местными органами власти. По форме
государственного правления 1.унитарные 2.федеративные 3.конфедеративные Унитарное государство – единое политическое образование, состоящее из административно- территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство
имеет единую конституцию, Делятся на: ◊ простые ◊ сложные Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих общие центральные органы. Признаки федерации: 1.территорию федерации
образуют территории ее 2.в большинстве федеративных
государств наряду с 3.субъекты федерации имеют
соответствующие высшие 4.в федеративном Парламенте есть палата, представляющая интересы субъектов федерации 5.субъекты федерации, как правило не имеют права сецессии Конфедерация – союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных целей. Признаки конфедерации: 1.члены конфедерации 2.в компетенцию 3.решения конфедеративных
органов имеют На сегодняшний день конфедераций в чистом виде не существует. Элементами
конфедерации обладают |
15. 1.По участию в осуществлении политической власти и роли в политической системе: ♠ правящие (формирует правительство и определяет политический курс развития страны) ♠ оппозиционные (сосредотачивает свою деятельность на выдвижении программ, альтернативных правящей партии. 2.По названному основанию: ♠ парламентские (ориентируются на политическую деятельность в условиях парламентаризма, создавая свои фракции в законодательном органе. ♠ авангардные (отличаются жесткой субординацией и централизмом как в период борьбы за политическую власть, так и в условиях осуществления этой власти. 3.По организационной ♠ кадровые (отличаются немногочисленностью, опираются на политиков-профессионалов, финансовую элиту, которая в состоянии обеспечить им материальную поддержку.с ♠ массовые (многочисленны по своему составу, имеют постоянное членство и ярко выраженную идеологическую направленность, в финансовом плане ориентируются на членские взносы На основе внутренней организации: ♠ с фиксированным членством (оформленные) ♠ со свободным членством (неоформленные) ♠ со строгой дисциплиной и сильной структурой (централизованные) ♠ со слабой структурой и отсутствием жесткого подчинения (децентаризованные) 4.По характеру политической доктрины: ♠ революционные (радикальные) – стремятся преобразовать общество насильственным путем ♠ реформистские (умеренные) – путем реформ ♠ консервативные – призывают к устойчивому сохранению общественного строя ♠ реакционные – своими действиями способствуют общественному прогрессу ♠ левые – сторонники
радикальных методов ♠ правые – в основном ориентируются на консервативные ценности, стабильность политической системы, отрицание революционного переустройства ♠ центристские – представляют умеренные политические силы, предпочитающие реформаторский путь развития на основе учета общественных интересов 5.По социальной среде деятельности: ♠ моносредные – действующие в одной социальной среде ♠промежуточные – находящиеся в поиске своего влияния в разных общностях ♠всеобщие – ориентированные на получение влияния во всем обществе 6.По месту и роли партий в политической системе: ♠государственные – партийная идеология становится государственной, партия формирует систему госуправления) ♠авторитарные – не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой ♠парламентские – ставящие задачу завоевания своей власти путем победы на выборах | ||
16. Партийная система – совокупность существующих в обществе политических партий и принципы взаимодействия. Виды рартийных систем: 1.Однопартийная – свойственна недемократическим режимам и связана с исключительным правом одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. □ строгая однопартийная система (исключает даже формальное существование других партий, СССР, Северная Корея, Африка) □ фактически однопартийная
система (не исключается возможность
существования нескольких партий, но
под жестким тотальным Основные признаки однопартийной системы: ☺ монополия одной партии на государственную власть ☺ отсутствие политической конкуренции ☺ партия – единый идеолог, стратег, единый представитель народа ☺ сращивание партийного аппарата и госаппарата ☺ отсутствие сменяемости политических лидеров Функционирование
однопартийной системы 2.Двухпартийная (бипартийная) система – характеризуется наличием в обществе двух наиболее влиятельных партий, который являются реальными претендентами на власть и попеременно управляют государством в результате победы на выборах. Не исключается существование и деятельность других партий, но их шансы на получение государственной власти не велики. Двухпартийная
система складывается 3.Многопартийная система – формально несколько политических партий, реально претендующих на власть и получающих в результате выборов парламентское правительство. Основные черты: ☺ отсутствие монополии на власть ☺ наличие реальной политической конкуренции ☺ примерно равные шансы на получение власти ☺ создание блоков и коалиций на выборах Франция, Италия, Германия |
19. Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов. Характерными
чертами политической элиты ●это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа; ●высокий социальный статус; ●значительный объем государственной и информационной власти; ●непосредственное участие в осуществлении власти; ●организаторские способности и талант. Элиты типологизируются по ряду оснований: По отношению к власти выделяют: ●правящую элиту; ●неправящую, или контрэлиту. По уровню компетенции: ●высшая (общенациональная); ●средняя (региональная); ●местная. По результатам деятельности (эффективности): ●элита; ●псевдоэлита; ●антиэлита. Кроме того, выделяют : "Элиту крови", или аристократию; элиту богатства, или плутократию; элиту знаний, или меритократию. Деспотические, тоталитарные, либеральные и демократические элиты. Закрытые и открытые. В. Парето выделял два главных типа элит: "львы" и "лисы". Для "львов " характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита "львов", обычно застойно. "Лисы" - мастера обмана,
политических комбинаций. Элита
"лис" динамична, она | |
22.Типы лидеров. Существуют разнообразные классификации
лидеров. Широко распространенной является
типология лидерства, предложенная М.Вебером:
политических руководителей
делили на три типа: традиционных, легальных
и харизматических в зависимости от того
на чем основываются их претензии на власть
(авторитет). Легальное лидерство
характеризуется верой в Стили лидерства. Выделяют
авторитарный, демократический и « Авторитарный лидер требует монопольной власти, единолично определяет цели группы или общества и способы их достижения его власть основана на угрозе наказания. Его последователи превращаются в покорных исполнителей его воли. Демократический лидер пробуждает в людях чувство собственного достоинства, стимулирует политич. активность. Он всегда – внутри группы, стремиться максимально активизировать вклад каждого в деятельность группы, создает атмосферу сотрудничества. «Невмешателький» лидер избегает конфликтов, передает свои функции заместителям, не вмешивается в ход работы. |
24.Избирательная система – способ распределения мест в органе государственной власти между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Типы избирательных систем:
♦ относительного большинства (избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов избирателей, чем любой из его соперников. США, Канада, Великобритания, новая Зеландия и т.д.) ♦ абсолютного большинства (избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании): ◊ система двух туров (если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов, проводится второй тур в котором, как правило, участвуют два кандидата, добившиеся лучших результатов. Россия) ◊ альтернативное голосование (используется при выборах в нижнюю палату парламента в Австралии. В одномондатном избирательном округе избиратель голосует за несколько кандидатов, отмечая цифрами напротив фамилий их предпочтительность.) ◊ квалификационного большинства (поддержка 2/3 или ¾ от общего числа поданных голосов)
|
25. Политические идеологии – теоретически упорядоченные системы идей и предствалений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимости ее сохранения или изменения с точки зрения интересов организованной общности людей, которые осуществляют государственную власть или претендуют на нее. Политическая идеология – это мыслительные очки-линзы, через которые социальные слои смотрят на государство и на всю политическую систему в целом.
Функции политических ● отвечает на вопрос о смысле существования государства и политической деятельности ● выражают и представляют политические интересы и потребности отдельных социальных групп, политических партий и движений ● идейно интегрируют(обеспечивая
единство их действий) и дезинтегрируют( ● утверждают
определенную иерархию политических ценностей
и соответствующий тип ● оправдывают или отвергают существующий политический порядок, являясь тем самым важнейшим средством легитимации власти правящей политической элиты или притязаний на государственную власть оппозиции Разделяются на две группы:
|
30.Глобальные проблемы включают в себя четыре основные группы:
| ||
29.Стабильность системы международных отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия всех ее субъектов, взаимного уважения м взаимовыгодного сотрудничества. Специфика современной
фазы международных отношений
обусловили избранный Основные приоритеты
Республики Беларусь во □ укрепление Союза с Россией □ постепенная консолидация потсоветского геополитического пространства в рамках Содружества Независимых
Государств и Евразийского □ активное
участие в общеевропейских □ развитие
отношений с государствами □ эффективное
сотрудничество с | ||
28. Социализм – политическая идеология, исторически связанная со стремлением трудящихся масс к обществу социальной справедливости, солидарности и защищенности. Принципы социализма: ● социальное равенство ● ликвидация частной собственности, которая рассматривалась, как социальное зло ● всеобщность труда ● отсутствие эксплуатации ● ликвидация существующей формы брака и общественное воспитание детей Основные иды социализма: 1.Реальный социализм(характеризует высокий уровень и значительный масштаб институциональной агрессии против человеческой деятельности отдельных людей и, в особенности, то, что эта агрессия всегда выражается (как минимум) в попытках заблокировать свободу предпринимательства в отношении экономических благ высшего порядка, то есть материальных факторов производства.) 2.Демократический социализм, или социальная демократия(при социальных демократиях институциональная агрессия достаточно масштабна и проникает весьма глубоко; ) 3.Консервативный, или "правый", социализм(институциональная агрессия используется для сохранения статус-кво и привилегий некоторых групп и лиц. Главная цель "правого" социализма состоит в том, чтобы сохранить все, как есть, не давая свободному предпринимательству и творческой человеческой деятельности разрушить предварительно установленную рамку социальной организации. ) 4.Социальная инженерия, или сциентистский социализм (тип социализма, предпочитаемый учеными и интеллектуалами, которые считают, что, поскольку они владеют артикулированным знанием и информацией "более высокого порядка", чем та, которая доступна остальным членам общества, они имеют право рекомендовать и направлять систематическое принуждение на уровне общества.)
| ||
18.Два основных типа политической культуры:
Американские политологи Г.Алмонд и С.Вебра выделяют: 1.Чистые виды политической культуры: ► патриархальная – политическая культура общества,в котором либо еще не сформировалась, либо только стала формироваться политическая система. ► подданническая – предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. ►активистская – граждане стремятся воздейтсвовать на политическую культуру, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния. 2.Смешанные чистые типы: ► партиархально-подданический – характерен для обществ, которые переживают этап перехода от провинционализма к централизованной политической жизни ►подданически-активистский – значительная часть населения становится активно ориентированной на более или менее демократическую систему. ►патриархально-активистский – характерен для стран, которые только становятся на путь демократии.
| ||
23.Выборы – это способ формирования органов государственной власти наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Функции выборов: ◊ артикуляция интересов различных социальных групп ◊ мирное разрешение конфликта между политическими факторами, претендующими на власть ◊ легитимацию структур власти ◊ рекрутирование в политическую элиту и ее обновление ◊ политическую социализацию и мобилизацию граждан | ||
14. Политическая
партия – добровольная Признаки: 1.наличие определенной
политической идеологии как 2.принятие программы действий с обозначенной стратегией и тактикой 3.формирование 4.прочная социальная база 5.выдвижение и осуществление
такой политической цели, как
борьба за власть и ее Функции политических партий: 1.посредническая (обеспечение связи между гражданским обществом и государством) 2.представительная (представление общественных интересов) 3.интеграции (объединение
различных социальных слоев 4.политического просвещения
(распространение политической 5.электоральная (участие в избирательных кампаниях и выборах) | ||
17. Политическая культура – совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей. Политическая
культура определяется как Сферой функционирования
политической культуры Структура политической культуры: ☻ субъект (индивид с его установками, ценностями, предпочтениями либо различные группы: классы, нации, народности ит.д.) ☻ объект (сама политическая система и ее отдельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, организации и т.д.) Функции политической культура: 1.Познавательная (обеспечивает накопление знаний и передачу политических знаний и опыта в обществе) 2.Аксиологическая (формирует определенную систему политических ценностей, идеалов и норм, способствующих становлению убеждений и рациональных действий общества) 3.Воспитательная (способствует формированию целостной, политически грамотной, сознательно участвующей в политической жизни общества личности) 4.Нормативно-регулятивная (обеспечивает упорядочение и регенерацию политических отношений на основе соответствующих предписаний, норм) 5.Коммуникативная (служит обеспечению политического общения членов общества) |
12. Правовое государство – это такая форма организации деятельности государственной власти, при которой государство, все социальные общности и отдельные граждане уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему Принципы правового государства: 1.создание законодательной системы, соответствующей праву 2.закрепление в 3.разделение властей 4.верховенство закона 5.праву принадлежит приоритет перед государством Социальное государство - это такая разновидность государства, которая характеризуется развитой системой социального обеспечения, гарантирующей минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников. Можно выделить три основных типа социального государства: 1. “Позитивное государство
социальной защиты”. В нем
гарантируется высокий уровень
социальной защиты всем 2. “Государство социальной
безопасности”, которое 3. “Социальное государство
всеобщего благоденствия”. В нем
реально действуют принципы |
27. Социальную философию
современного консерватизма в целом можно
выразить следующими положениями, приведенными
политологом Росситетом: Неоконсерватизм
сформировался в качестве Неоконсерватизм в последнее время значительно сблизился с неолиберализмом по ряду важнейших политических и социальных вопросов, чему немало способствовало и изменение самого либерализма (трансформировавшегося в неолиберализм). Неоконсерватизм воспринял от него идею общественного развития, исторической, социальной и политической активности человека, в значительной мере отошел от элитарных и аристократических воззрений на власть, порядок и традиции. |
13. 1.Национальное собрание РБ – Парламент Является представительным и законодательным органом в государстве. Состоит из Палаты Представителей и Совета Республики. Палата представителей представлена 110 депутатами.Представителе может быть гражданин РБ, достигший 21 года. Совет Республики. Представлен 64 депутатами. Избрание осуществляется на заседании местных советов.Членом может стать гражданин РБ, достигший 30 лет и проживающий на территории РБ не менее 5 лет. Срок действия полномочий Парламента 4 года. Перечень полномочий Палаты
Представителей состоит в следующем: 2.Правительство РБ – СоветМинистров РБ. Осуществляет исполнительную власть. Работой Правительства
руководит Премьер-министр, Совет Министров
в пределах своей компетенции
обеспечивает исполнение | ||
26. Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества. Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие: 1) естественное равенство людей; 2) наличие и гарантия неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность; 3) верховенство закона, его обязательность для всех; 4) договорный характер
отношений государства и 5) демократический политический
режим, предоставляющий всем 6) наличие развитого 7) конституционализм, Усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений. В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опасность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях. С другой
стороны, именно основные | ||
9. Политический режим – это способы политического властвования, порядок взаимоотношений между гражданским обществом и политической властью. Политический режим обеспечивает: ♦ стабильность и эффективность политической власти ♦ управляемость граждан приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений ♦ достижение целей политики, реализацию интересов общественных групп, властвующей элиты Виды политических режимов:
Авторитарный - это политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. Демократический - это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие». | ||
20.Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов. |
21.Политическое лидерство в
современном обществе представляется
достаточно широко исследованной темой.
Она исследуется с разных сторон разными
науками: политологией, психологией, социологией,
социальной философией. |
3.Власть – это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившиеся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью. При этом право представляет собой способность лица (субъекта) действовать. Природа власти– власть – это отношение между
людьми, которое не является их характерной
чертой или свойством; Источниками власти могут быть богатство, занимаемое положение и владение информацией, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. |