Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:38, шпаргалка
Политология – интегральная наука о политике, её взаимоотношения с личностью и обществом.
Группы наук:
1 – Науки, изучающие непосредственно политику:
Полит философия, Теория полит институтов, Полит история, теория м/у народной поли
Политическая деятельность своеобразно выражается в конкретных формах, видах активности субъектов, имеет свою специфику. Самыми важными характеристиками специфических черт политической деятельности являются: ориентация действий субъектов на общеколлективне проблемы;
использование политической власти как главного средства осуществления целей; основным институтом решения общих проблем выступает государство.
23. Политические решения.
Полит. решение - есть сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий.
Они предшествуют полит. действиям дают им тот или иной импульс. Выработка и принятие решения – не само политическое действие а лишь подготовка к нему. 4 стадии принятия полит. решения: 1) выявление соц. проблемы для принятия решения; 2) формулирование возможных альтернатив решения проблем; 3) сравнительный анализ имеющихся альтернатив; 4) само принятия решения т.е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.
Суб. полит. решений – индивиды, граждане, члены общ. организаций, представители в выборных органах гос. власти и иные лица в компетенцию которых в соответствии с конституцией в ходят выработкой и принятием решением.
Виды: 1) законы и постановления высших органов власти; 2) решение местных органов власти; 3) решение принимаемые гражданами; 4) решение высших органов политических партий и общ. организаций; 5) местных органов политических партий и общественных организаций.
24. Понятие и структура
Политическая система общества – единое целое образование. Одной из важнейших характеристик всякой социальной целостности является то, что ее элементы находятся в постоянном подвижном взаимодействии друг с другом. Следовательно, важнейшей стороной исследования политической сферы является рассмотрение политической системы с ее динамической стороны, то есть анализировать ее как политический процесс. Чаще всего политический процесс трактуется как совокупная деятельность всех субъектов, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы. Такое понимание политического процесса базируется на той идее, что данный процесс складывается из бесконечной суммы политически значимых действий всех включенных в него участников. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве. Важнейшей составной частью политического процесса выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений. Изменения могут не затрагивать основных структур и механизмов политической власти (например, могут меняться лидеры правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления властью сохранятся в прежнем качестве), а могут вести к замене базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния. Политический процесс расположен в соответствующем его содержанию политическом пространстве. Структура политического процесса включает: субъект процесса (реальную власть или ее носителя, которому власть делегирована), объект, который должен быть создан или достигнут
25. Политическое развитие и
Политическое развитие – процесс
возрастания способности
Полит. модернизация – процесс
перехода от традиционного, т.е. основанного
на натуральном хозяйстве, имеющего
сословную структуру и
26. Понятие и структура
Политический конфликт – это столкновение противоборствующих политических субъектов, обусловленное, противоположностью их политических интересов, целей, взглядов.
1) причины конфликта
2) конфликтующие стороны
3) конфликтное поведение
27. Типы и функции социальных конфликтов
Типы:
1) по причинам породившим
2) по составу конфликтующих сторон (межличностные, межклассовые, межнациональные, международные).
3) по степени зрелости (скрытное, явное)
4) по динамике развития (остротекущие, угасающие, хронические)
5) по формам и методам действия сторон (с применением насилия и без него)
6) по социальным целям и
Функции:
1. Положительные:
- стимулирование динамики
- усиление интегрирующей роли политической системы;
- объединение, интеграция, сплочение социальных общностей.
2. Отрицательные:
- могут приводить к
- могут приводить к
- могут повлечь гибель людей и материальных ценностей.
28. Способы и пути урегулирования политических конфликтов.
Пути:
1) отрицание, замалчивание
2) применение репрессивных мер
по отношению к одной или
ко всем конфликтующим
3) осуществление реформ призванны
4) коренное разрешение, устранение
непосредственных причин
29. Внешняя политика: цели, средства и функции.
Вн.пол – это сознательная деятельность государств, наций, направленная на достижение поставленных ими целей в междунар отношениях.
До середины 20 века было две свехдержавы, сейчас сложился однополярный мир – где полюс США и их союзники по НАТО.
Вн. Политика должна обеспечивать экономическую и социальную стабильность внутри государства, внутреннюю безопасность. Факторы: военный, экономический, идеологический.
Сказать про ЕС, ЕВРО, терроризм …
30. Основные направления внешней политики Республики Беларусь.
1) Развитие союзнических
2) обеспечение экономических
3) СНГ;
4) укрепление отношений с Литвой, Латвией, Польшей, Россией.
5) Отношении с ЕС.
6) Восстановление уровня наших отношений с США.
31. Система современных
Система современных международных отношений – это совокупность экономических и политических культурных, правовых, военных, других связей и взаимоотношений между народами, государствами и другими политическими силами действующими на мировой арене.
Субъекты: народы, государства, межгосударственные (межправительственные: ЕС, СНГ, ОБСЕ, НАТО, ООН) организации и международное не правительственные (всемирная федерация научных работников, всемирный совет мира, всемирный совет церквей) организации.
Уровни: глобальные, региональные, групповой, двухсторонний
Специфика международных отношений:
- отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных центров принятия решений;
- отсутствие обязательных для всех субъектов международных отношений правовых норм;
- договор и соглашение как форма регулирования между ними;
- сотрудничество и
- безопасность государств
32. Политическое поведение и участие.
Политическое участие –
Формы: активное участие, пассивное.
Политическое поведение –
1. формы рациональных
2. формы без сознательного
А) аффективное поведение;
Б) патологическое;
В) рутинное.
33. Политическое лидерство.
. Политическое лидерство как социальное явление
Лидер – руководящий, ведущий за собой. В совр науке существует несколько трактовок лидерства:
1.. лидерство – власть, кот осущ одним или неск людьми
2.. лидерство – управленческий статус
3.. влияние на др людей, но
специфическон, кот
-данное влияние должно быть постоянным
-руководящее воздействие
-приоритетное влияние лидера на группу
-опора лидера на авторитет, а не на силу
4.. это особого рода
5.. это символ общности и образец поведения.
В небольших организ не требуют структурного обособления лидерства. В политике происходит обязательная формализация позиций. Структурное обособление полит лиднрства содержит 2 аспекта : формальное и неформальное. Первое основывается на положении в общест иерархии, связанное с занятием высоких постов. Вторая основывается на авторитете. В политике ведущее положение занимает формальное лидерство.
Природа полит лидерства.
1..Теория черт суть феномена
лидерства данной теории
2.. ситуационная теория. Суть лидерства
как явления порождается обстоя
3.. теория последований. Суть –
это результат особого рода
отношений между
4.. психологические концепции
Классификация лидерства:
-лидеры – традиционные, рационально – легальные, харизматические.
Функции полит лидера:
-объединение общества, его интеграция
-камуникация власти и масс
-мобилизация масс на решение полит проблем
-соц патронаж и арбитраж
-находить и принимать оптим решения в общ проблемах
34. Социально-политические идеи либерализма и неолиберализма.
Либерализм – теория идейно-политическое течение которое провозглашает свободу личности не отчуждаемость соц.-экономических, социальных, политических прав индивида и ограничения сферы действия государства.
Основные идейные принципы:
1. человек индивидуально свободен
2. в основе личной свободы и отвественности – частная собственность.
3. человек обладает не
4. индивид первичнее чем общество, индивидуальные права – важнее групповых интересов и прав.
5. человек с помощью своего
разума сам создает свое
Неолиберализм – течение внутри либерализма отличающиеся от принципов классического либерализма.
Основные идеи:
1. признание позитивной роли государства в организации соц., эконом. жизни
2. включение в число функций гос-ва:
- защиту свободы
- разработка общей стратегии экономического развития.
- соц. защита граждан.
3. признание гос-ва субъектом
хозяйствования наряду с
35. Социально-политические идеи
консерватизма и
Консерватизм – идейно-
Основные идеи:
1. общ. это организм система норм, обычаев, уходящих корнями в историю.
2. общ. это результат
3. не какое общ. не возможно без соц. иерархии.