Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:55, реферат
Либерализм, в основе которого лежат частная собственность на средства производства и продукты труда, демократические свободы и примат личности над государством, - сравнительно молодая форма социально-экономического и философско-идеологического миропорядка. Ему от силы пять веков, тогда как, например, древние цивилизации Востока и Северной Африки, основополагающими принципами устройства которых были государственная собственность на средства
История развития либеральной идеологии 3
Основные принципы либерализма 7
Экономические принципы либерализма 9
Заключение 12
Список использованной литературы: 14
Принцип 3. Конкуренция: соревнование заставляет с максимальной выгодой использовать ресурсы и является постоянным источником прогрессивных нововведений. Федеральные власти не имеют права облагать налогом либо ограничивать квотами импорт или экспорт. Еще опаснее, если этим начинают заниматься регионы, устанавливая произвольные таможенные границы, вводя пошлины и другие ограничительные меры под каким бы предлогом это ни делалось. Любые шаги в этом направлении ведут, в конечном счете, к большим экономическим потерям, значительно большим, чем полученная от ограничений возможная выгода.
Принцип 4. Рынок капитала: чтобы рационально использовать свои
ресурсы, страна должна иметь механизм направления капитала в эффективные производства и разумные правила ведения бизнеса.
Высокие издержки торговли, риски капиталовложений, бегство капиталов, повальное воровство порождаются самим обществом - существованием запредельных налогов, надуманных лицензий, тарифов, квот, государственного регулирования заработной платы и ценового контроля, чиновничьим рэкетом. Кем бы они ни были созданы - природой или людьми - высокий риск и издержки торговли снижают, если не уничтожают полностью все преимущества рынка. Любые злоупотребления в этой сфере ведут, в конечном счете, к торможению развития страны, любого, даже самого богатого, региона. Сегодня в стране серый рынок процветает и в этом виноваты непродуманные и популистские решения власти и действия преступных элементов, которые находят поддержку в самых высоких сферах управления страной.
Принцип 5. Финансовая стабильность: инфляция искажает ценовые сигналы и подрывает рыночную экономику. Выпуск необеспеченных денег - это налоги на бедных. За чей счет сегодня правительство "поправило" дела проворовавшихся банкиров? За счет самых бедных: бюджетников и пенсионеров, чей уровень жизни за несколько месяцев рухнул, снизившись в среднем в два - три раза. Торговля мелких собственников практически разорена и десятки тысяч деятельных и полезных государству граждан неожиданно оказались нищими. Стоит ли удивляться, что из страны бегут капиталы, а выезд специалистов больше похож на эвакуацию из горящего дома, когда люди бросают все нажитое и бегут, куда глаза глядят.
Принцип 6. Низкие налоги: Чем больше средств остается в распоряжении людей, тем больше они сберегают, тем больше вкладывают в дело, тем больше производят.
Принцип 7. Постоянные, эффективные и жесткие правила ведения дел. Без этого немыслимо добиться успеха любого хозяйства.
Правила эти просты:
· договор дороже денег: не выполнил - плати неустойку и разоряйся;
· налоги платят
все, а немногие поблажки являются строго
именными и известны всему населению
(детские и попечительные
· бюджет "прозрачен" для каждого жителя края и, при желании, каждому должен быть представлен и разъяснен. Налогоплательщик имеет на это полное право;
· помощь оказывают сильным, тем, кто вернет свой долг бюджету и будет полезен краю;
· личное,
именное попечение
· все что может быть приватизировано, должно быть приватизировано. Таковы основные принципы либерализма, касающиеся экономики.
И в конце хочется
процитировать знаменитого американского просветителя:
«Мудрое и бережливое государство должно удерживать людей от причинения взаимного вреда, предоставляя им во всем остальном полную свободу занятий, и не отнимая у них ими заработанный хлеб. Это все, что требуется от хорошего государства».
Это сладкое слово «свобода», безусловно, - одно из самых употребимых в олитическом лексиконе. Дав название влиятельнейшему политическому течению – либерализму, оно, казалось бы, не содержит в себе никаких секретов и неразгаданных тайн. Более того, благодаря французам, у нас есть и живописный (Делакруа «Свобода на баррикадах»), и скульптурный портреты Свободы (статуя Свободы в Нью-Йоркском порту), что делают ее столь же несомненной, как Венеру Милосскую.
К сожалению, слово свобода стало слишком неясным. Диктаторские, тоталитарные режимы тоже клянутся ею, провозглашают себя спасителями и опекунами подлинной свободы. Давно уже известно, что во имя свободы совершались не только величайшие подвиги, но и величайшие преступления. Если отважиться войти в дебри философских идей и теорий, посвященных проблеме свободы можно обнаружить обескураживающее открытие. Свобода здесь выступает в разном обличье и сочетаниях. Она оборачивается необходимостью, прикидывается рабством, ходит под ручку то с выбором, то со своим двойником – волей. Ее можно увидеть облаченной то в белоснежные одежды святой, то разряженной в пестрый наряд блудницы. Наконец, она размножается и становится «гражданскими свободами». Завершилось второе тысячелетие. На его исходе происходили глобальные политические изменения. Практически размыта двухполюсность мира, в борьбе двух систем, двух мировоззрений терпит поражение коммунистическая идеология. Однако не сделан окончательный вывод в пользу одной из моделей миропорядка – либеральной или государственной. Спор между этими системами продолжается. Ни у одной из них нет явного преимущества перед другой.
Нельзя отрицать, что жизненные стандарты (уровень потребления, жизненные условия и т.д.) в либеральных странах выше, и это серьезная заслуга либерализма: ведь человек – во многом, животное, как бы мы того не стеснялись, и материальное благосостояние, конечно, необходимо человеку. Но недостаточно, как говорят математики. Страны, представляющие государственность как модель общества, провозглашают главенствующими моральные ценности, доминирующими – общественные интересы. И вся сложность, как всегда, - найти меру, «золотую середину», которая индивидуальна не только для каждого народа, но и для каждого периода истории этого народа. Если социальный строй смещен от «золотой середины» в сторону либерализма, то общество духовно опустошается, растут преступность, наркомания, разрушается природа. Если социальный строй более государственен, чем оптимально необходимо, то стагнирует экономика, ухудшается материальное положение людей, «задыхаются» от невозможности реализовать себя или уходя в преступную экономику энергичные люди. А самое главное, никто извне не сможет определить эту меру, кроме как сам народ. Поэтому навязывание извне своего понимания «золотой середины» народу приводит к созданию напряженности внутри этого народа-жертвы, такое навязывание является не чем иным, как закладыванием мины замедленного действия.
1. Диченко М.Б.
Жизнь без доллара или
тысячелетия. – С-Пб: «ЛИК», 1999.
2. О свободе.
Антология западноевропейской
мысли/ М.А. Абрамов, В.А. Жучков, И.Е. Задорожнюк и др.; Ред.: М.А. Абрамов.
– М.: «Наука», 1995.
3. О свободе. Антология мировой либеральной мысли. 1-ая половина XX века.
М.: 2000г.
4. Сайт www.libertarium.ru – Либерализм и социализм.
5. Сайт www.conversation.ru – Либерализм в классической традиции.
6. Сайт www.liberal.ru – Фонд «Либеральная миссия».