Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 00:56, реферат
Есть все основания предполагать, что изменения, вызванные информационной революцией, не ограничатся социально-экономической сферой, а затронут и сферу политики. По мнению М.С. Вершинина, здесь определенности не столь очевидны, поэтому и расхождения у исследователей более принципиальны. В частности, что подразумевается под термином "электронная демократия"? Определение часто употребляться теми, кто использует компьютерные технологии в политическом процессе. Однако прилагательное "электронный" является не совсем точным
Есть все основания предполагать, что изменения, вызванные информационной революцией, не ограничатся социально-экономической сферой, а затронут и сферу политики. По мнению М.С. Вершинина, здесь определенности не столь очевидны, поэтому и расхождения у исследователей более принципиальны. В частности, что подразумевается под термином "электронная демократия"? Определение часто употребляться теми, кто использует компьютерные технологии в политическом процессе. Однако прилагательное "электронный" является не совсем точным. Оно может также относиться к использованию электронного микрофона или телевидения. В некоторых случаях более точным был бы термин "цифровая демократия". Возможны, также, другие термины: "кибердемократия", "виртуальная демократия", или "демократия века информационных технологий". Однако в настоящее время чаще применяется термин "электронный", который подразумевает "применение интерактивных технологий". Концепции электронной демократии, по его мнению, относятся к теориям, которые рассматривают компьютеры и/или компьютерные сети в качестве важнейшего инструмента в работе демократической политической системы. "Электронная демократия" - это любая демократическая политическая система, в которой компьютеры и компьютерные сети используются для выполнения важнейших функций демократического процесса, таких как распространение информации и коммуникация, объединение интересов граждан и принятие решений (путем совещания и голосования). Эти концепции отличаются процедурой демократического правления (использования прямой или репрезентативной формы) и по степени активности граждан в государстве. Общим у этих концепций является уверенность в возможности положительного влияния на демократическую политическую систему новых средств коммуникации, таких как интерактивность, быстрые способы передачи информации, возможность связи большого количества пользователей друг с другом, изобилие информации. . Во многих западных исследованиях основной целью электронной демократии декларируется повышение уровня политического участия. Следует заметить, что массовое политическое участие - лишь одна из множества ключевых функций политики средствами Интернета. Равными по значимости функциями Сети, способными усилить институты представительной демократии, являются: обеспечение условий для конкуренции партий и соревнования кандидатов, активизация и привлечение гражданского общества, обеспечение прозрачности и повышение ответственности в процессе принятия решений, а также их эффективное доведение от властных структур до граждан. Для переходных (транзитных) обществ (в т.ч. российского) эти функции, по мнению М.С. Вершинина, даже более важны, чем уровень массового участия. Выборные электронные технологии могут способствовать повышению явки избирателей, но другие политические права и гражданские свободы сведутся к видимости, если: гражданское общество останется слабым и разрозненным; представительные институты будут недостаточно объединены и согласованы; соревнование между партиями, осуществляемое избирателями посредством реального выбора кандидатов сведено к минимуму; власть поражена коррупцией; будет попираться закон; и подавляться оппозиционные движения. На взгляд М.С. Вершинина, предмет изучения (а именно: характер влияния Интернета на демократические институты и процессы) в переходных обществах отличается от общепринятого в США и Западной Европе. Там полагают, что Интернет только усилит демократию, если увеличатся возможности политического участия, такие, как: влияние граждан на принятие решений, участие в процессе обсуждения политического курса или электронное голосование (многие теоретики электронной демократии приходят к заключению, что если Интернет слабо способствует выполнению этих функций, то цифровые технологии будут иметь минимальное влияние на демократию или демократизацию). Он не разделяет эту точку зрения. Более приемлем подход (особенно если речь идет о переходных обществах), согласно которому информационные технологии могут усилить институты представительной власти и гражданского общества. Однако несомненно, что идеи формирования эффективного гражданского общества, приобретают с развитием электронных, компьютеро-опосредованных коммуникаций с опережающим развитием горизонтальных связей между избирателями, необходимую материальную базу. Ключевой вопрос при оценке роли информационных технологий для демократии состоит в том, насколько правительства и гражданское общество научатся использовать возможности, предоставляемые новыми каналами информации и коммуникации, чтобы продвигать и усиливать базовые представительные институты, объединяющие граждан и государство. Для решения этой задачи возможности, создаваемые посредством новой технологии, достаточно велики. Интернет, как никто другой, способен генерировать информацию, усиливая прозрачность, открытость деятельности властных органов национального и межнационального уровней. А также укреплять каналы интерактивного общения между гражданами и посредническими институтами между властью и обществом. В частности, Интернет мог бы: предоставить более подходящие средства для взаимодействия в политических кампаниях партиям меньшинства, чем традиционные массовые средства информации (газеты, радио, телевидение); обеспечить более широкий единовременный доступ к информации для журналистов к официальным документам и текущим законодательным инициативам и предложениям; способствовать усилению внутренней организации партий и взаимодействия членов партий и др.