Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 05:08, реферат
Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.
2) Электронное правительство
Электронное правительство (англ. e-
Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки
3) Задачи электронного правительства
Электронное правительство:
оптимизация предоставления
правительственных услуг
поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
снижение воздействия
фактора географического
4) Электронное правительство обеспечивает:
эффективное и менее затратное администрирование;
кардинальное изменение
взаимоотношений между
совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.
В условиях развития информационно-коммуникационных
технологий все сферы деятельности
государственных органов в
5) Цель
В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным."
Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:
оптимизация предоставления
правительственных услуг
повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
снижение воздействия
фактора географического
Таким образом, создание ЭП должно
обеспечить не только более эффективное
и менее затратное
6) Обычно в процессе внедрения электронного правительства выделяют три стадии.
Стадия 1 (публичность). На данной стадии средства ИКТ расширяют и делают более быстрым и адресным доступ граждан, организаций и предприятий к информации органов власти. Для реализации данной стадии органы власти создают свои веб-сайты, на которых размещаются законодательные и другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные. Основной элемент данной стадии оперативность обновления информации и наличие правительственного веб-портала, который интегрирует все государственные информационные ресурсы и предоставляет доступ к ним "через одно окно". Данную стадию в Беларуси фактически реализует веб-сайт президента, дополненный сайтами правительства, министерств, исполкомов и других органов власти.
Стадия 2 (онлайн-транзакции). На второй стадии государственные услуги (регистрация недвижимости и земельных участков, заполнение налоговых деклараций, подача заявлений на разрешение) предоставляются в онлайн-режиме. Переход на данную стадию позволяет оптимизировать бюрократические и трудоемкие процедуры, сокращает масштабы коррупции (виртуальный контакт с чиновником понижает его возможности вымогать взятки). Реализация этой стадии позволяет органам власти оказывать услуги в электронной форме (e-services) населению и фирмам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю через "одно окно" (упомянутый выше правительственный портал).
Стадия 3 (участие). На третьей стадии обеспечивается участие общества в госуправлении, путем обеспечения интерактивного взаимодействия граждан и фирм с политиками и чиновниками на протяжении всего цикла выработки государственной политики на всех уровнях власти. Реализуется с помощью веб-форумов, на которых обсуждаются проекты нормативных и законодательных актов, аккумулируются предложения. Типичный пример веб-форума организован совсем недавно в Беларуси по вопросам белорусской государственной идеологии.
7) Перевод государственных услуг
в электронный вид разбит на пять этапов. Первый
этап «Информационный» На этом этапе информация
о государственной услуге должна быть
размещена на едином портале и в сводном
реестре услуг. Органы власти обязаны
опубликовать сведения о порядке предоставления
услуги, о ее стоимости и составе требуемых
документов. Они также должны указать
адреса, куда гражданам следует обращаться,
и другую контактную информацию.
Второй этап «Одностороннее взаимодействие»
В это время на едином портале государственных
и муниципальных услуг должны быть помещены
формы заявлений и иных документов, необходимых
для получения государственной услуги.
Человеку должна быть предоставлена возможность
скопировать эти документы, заполнить
в электронном виде и принести в распечатанном
виде в орган власти.
Третий этап «Двустороннее взаимодействие».
На третьем этапе будет обеспечена возможность
для граждан, желающих получить государственную
услугу, представлять документы в электронном
виде через единый портал государственных
и муниципальных услуг в сети Интернет.
Четвертый этап «Интерактивное взаимодействие»
предполагает предоставление гражданину
возможности через указанный портал следить
за прохождением своего запроса и узнавать
статус рассмотрения заявления – принято,
рассмотрено, дан ответ, отказано и т.д.
Наконец, последний, пятый этап
«Полностью интерактивное взаимодействие»
– это возможность получения результата
услуги полностью дистанционно в электронном
виде. В плане, утвержденном Правительством
РФ, содержится информация о том, в какие
сроки на какой этап должна быть переведена
каждая государственная услуга.
8) Обращение общегражданских паспортов в бумажном виде планируется прекратить в 2030 году, им на смену придет электронный документ, сообщил глава ФМС Константин Ромодановский.. Карту, как ожидается, будут выдавать россиянам с первых лет жизни, но фотографии на ней будут появляться по достижении совершеннолетия. Гарантийный срок карты — 10 лет.
9) На электронной карте,
помимо фотографии и
10) Примеры работ реализации Концепции «электронного правительства» по России:
портал электронного представления товарной информации на таможне РФ;
оформление (подача заявления и фотографии) внутреннего паспорта через портал;
внедрены процедуры
запущен (при содействии «Дальсвязи») социальный проект «Поколение оn-line» (обучение старшего поколения Интернет-взаимодействиям);
запущена и функционирует
в Кировской области «
реализуется переход к межведомственному электронному взаимодействию при предоставлении госуслуг в Свердловской области (по 43 типовым услугам);
запускается разветвленная сеть из 293 электронных терминалов по оказанию госуслуг в 160 административных зданиях Нижегородской области, где планируется осуществлять все платежи только через эти терминалы (в том числе, за связь и ЖКХ);
в рамках реализации пилотного проекта в Ростовской области реализованы информационные системы для размещения госуслуг, корпоративная сеть телесвязи органов госвласти и административных центров области, сформирован перечень около 300 госуслуг органов власти и 220 услуг подведомственных учреждений;
в электронный вид переводят социально значимые госуслуги в Калининградской области (ежемесячные пособия на ребенка, материнский капитал, поиск работы и временное трудоустройство, ЗАГС, результаты ЕГЭ);
Это далеко не полный перечень моментов развития «Электронного правительства» в России.
11) Электронная цифровая подпись – систем электронного взаимодействия с использованием двух ключей - открытого (передается адресату, другому лицу) и закрытого (хранится у владельца). Ключ ЭЦП сертифицируется удостоверяющим центром (сертификационным органом). Такой центр есть в каждом регионе.
Сертификат ключа электронной цифровой подписи включает (содержит) обязательные сведения: ФИО (или наименование) владельца или полномочного представителя, открытый ключ, срок действия, номер сертификата, другие данные.
12) Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи» предусматривает ответственность за нарушение регламента об ЭЦП и декларирует следующие положения:
электронная цифровая подпись и оригинал подписи лица (правомочного лица) имеют одинаковую силу;
пользователь открытого
ключа может требовать
владелец сертификата ответственен (в уголовном порядке!) за последствия, возникшие при использовании (несанкционированном!) закрытого ключа;
неправомерное использование ЭЦП лица или доступ к нему приводит к ответственности (до уголовной!).
13) Развитие электронного правительства в России в 2008—2015 гг.
В России стартовали с некоторым
разрывом во времени и одновременно
реализуются электронные
сети многофункциональных центров предоставления услуг (МФЦ, 2008);
единого портала предоставления
государственных и
системы открытого правительства
(2011). Открытые государственные данные
уже стали обязательным компонентом веб-сайтов
органов государственного и муниципального
управления РФ. Компоненты системы открытого
правительства (открытый регион, открытое
министерство и открытые государственные
и муниципальные данные) непосредственно
реализуются на государственных и муниципальных
веб-сайтах, доступ к ним производится
не через ЕПГУ, а напрямую через Интернет
(см., например, сайт Минэкономразвития
России). В принципе сейчас создается сайт, где
в одном месте будут собраны все государственные
открытые данные. http://xn--
14) Заключение
для успешного перевода государственных
услуг в электронный вид
Необходимые условия для решения проблем подготовки госуслуг:
организация единого, комплексного подхода к процессу подготовки госуслуг, с учетом всех составных компонентов, на необходимом и достаточном уровне структуризации и формализации самой услуги;
применение при подготовке
услуг к переводу в электронный
вид промышленных технологий с использованием
языков программирования, которые подразумевают
манипуляции с объектами
обеспечение коллективной работы
большого количества участников в рамках
семантического, нормативно-правового
и организационно-