Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:38, контрольная работа
Одним из результатов трансформационных процессов, начавшихся в России в конце 80-х годов, стало возникновение общественных движений, инициированных "снизу", рядовыми гражданами страны. Именно эти движения и их организации (получившие официальное название «неправительственные, некоммерческие» – НПО) представляют собой первые ячейки формирующегося гражданского общества. Они стали теми социальными акторами, которые стремятся участвовать в процессе принятия и реализации общественно значимых решений, содействуя этим развитию публичной политики в нашей стране. Они являются носителями и выразителями интересов различных социальных групп и осуществляют представительство этих интересов на всех уровнях – федеральном, региональном, локальном.
Первый этап возникновения и развития российских общественных движений пришелся на конец 80-х годов, когда страна откликнулась массовой активностью на появившуюся возможность социально-экономических и политических преобразований, о которых даже мечтать в советское время никто не решался. Люди, не имевшие прежде навыков самоорганизации, вышли на улицы городов, чтобы продемонстрировать свою позицию в отношении этих преобразований. Общественные открытые дискуссии, митинги, собрания были посвящены в первую очередь обсуждению сути и направлению реформирования общества и государства. Но не только.
Под влиянием появившейся
информации об огромном количестве негативных
фактов прежней и современной
жизни страны определенные группы,
часто многочисленные, выступили
с различными видами и формами
протеста, волной прокатившегося по России.
Первыми протестными массовыми
акциями были экологические митинги
и пикеты в Нижнем Новгороде, Великом
Новгороде, Самаре и других промышленных
центрах. Выступления в основном
были направлены против высочайшего
уровня промышленного загрязнения.
Особое значение для активизации
экологической деятельности получила
авария на Чернобыльской АЭС –
она привлекла пристальное
Массовое политическое движение
вылилось в создание народных фронтов,
которые, впервые появившись в отдельных
советских республиках, оказались
приемлемой формой политического объединения
граждан и для многих российских
городов. Процесс развития политической
активности шел ураганными темпами.
Формирование партий началось не только
потому, что политические изменения
были сутью первого этапа
Третьим массовым движением стало рабочее, выдвигавшее тогда требования не только и, скорее, не столько экономические, сколько политические. Движение практически стало той социальной силой, которая позволила начать реализацию демократических преобразований.
Этот период развития российских общественных движений, с нашей точки зрения, по характеру весьма близок к первому этапу их развития на Западе, как его интерпретирует социологическая теория. Российские движения (как и западные в 1930-1950 годах) возникли, во-первых, в виде активности социальных групп массового общества, каковым являлось общество советское в отличие от современного гражданского в индустриально развитых странах. Во-вторых, их действия были слабо организованными, цели, задачи и даже ожидаемые результаты еще не были четко сформулированы и осознаны. Пожалуй, единственное, что проявилось достаточно явственно, это ценности, которые выдвигали действующие движения – демократического общественного устройства, жизни в здоровой окружающей среде и т.п.
В результате движения стали
не только фундаментом социально-
На втором этапе (первая половина 90-х годов) развитие общественных движений в России определялось главным образом разрушением старых форм государственности и крахом экономики, в первую очередь, промышленности. В этих условиях оказалось, что перед большинством российских граждан, в том числе и перед теми, кто был вовлечен в массовые действия в начале перестройки, во весь рост встали проблемы, которые ранее, в советское время государство так или иначе разрешало. Теперь оно оказалось неспособным обеспечить занятость работников закрывающихся предприятий. Кроме того, начались долговременные задержки выплат заработной платы, да ее денежное выражение, особенно учитывая инфляционные процессы, как правило, было совершенно неадекватно даже прожиточному минимуму. Почти полностью прекратилось обеспечение социальной сферы, которую раньше обычно поддерживали градообразующие предприятия. Люди столкнулись с массой собственных повседневных проблем, которые никто даже не обещал разрешать.
Таким образом, социально-экономическое
положение общества обусловливало
необходимость объединяться для
обустройства жизни различных социальных
групп. С другой стороны, политический
контекст характеризовался глубокой перестройкой
всех структур управления. Это состояние
создавало относительно благоприятные
условия для дальнейшего
Все это означает, что
причины и условия
Именно с этого периода начинается и активная поддержка западными фондами развития организаций общественных движений как зачатков гражданского общества. Общей для них установкой в это время было развитие демократических начал в российском обществе, поэтому реальную помощь получали общественные организации, созданные по инициативе снизу.
Однако при многих сходных характеристиках западных и российских движений второго этапа развития, результаты их деятельности оказались различными. Западные движения достигли институционализации их ценностей и организаций, легитимизировали свою деятельность.
Институционализация российских движений по-прежнему, как и на первом этапе, заключалась лишь в законодательном признании их права на существование. Их деятельности не препятствовали, но и всерьез ее не принимали. К участию в процессе принятия решений почти не допускали, не признавая, таким образом, в них акторов политической системы. Такое участие имело место лишь в тех случаях, когда движение было достаточно мощным и активным, да и то если оно оказывало серьезное давление на власти с целью быть услышанным. Конечно, будет справедливым отметить, что такое отношение к общественным движениям со стороны властей в целом вызвано и оправдано их собственной слабостью. Но дело в том, что власти в тот период на словах держали курс на демократизацию общества, либерализацию экономики. Именно поэтому прежде всего от них следовало ожидать осуществления соответствующей политики, и едва ли не в первую очередь – поддержки развития гражданского общества в нашей стране и, соответственно, общественных организаций. Но проведения такой политики не наблюдалось.
Больше того, с нашей
точки зрения, именно из-за позиции
властей в отношении движений
и в средствах массовой информации
крайне редко о них упоминалось,
а если и были материалы, то чаще
негативного характера или с
оттенком пренебрежения. В результате
в обществе сформировалось недоброжелательное
отношение к организациям этих движений.
Наши респонденты тогда (да и сегодня)
полагали, что мотивы участия в
движениях – это
В то же время в достижении своих конкретных целей многим организациям на этом этапе удалось достичь серьезных успехов. Более того, часто они выполняли ряд функций государства, не получая от него ни поддержки, ни внимания. Хуже того, в этот период у многих из них отбирались помещения (особенно это коснулось организаций, работающих с детьми), которые чаще всего передавались появлявшимся коммерческим структурам, получавшим «зеленый свет» для своего развития. Тогда же были разрушены многочисленные комитеты местного общественного самоуправления – добровольные объединения людей, живущих по соседству. Их работа была сведена на нет простым способом: органы местной власти были объявлены местным самоуправлением, что выбило почву из-под ног общественных активистов и надолго затормозило развитие самодеятельности населения в деле обустройства непосредственной среды обитания.
Подводя итог этому этапу развития общественных движений в нашей стране, можно утверждать, что они оказались в социальном и политическом окружении, в лучшем случае индифферентном по отношению к ним. Социальный, политический и экономический контекст их деятельности был скорее неблагоприятным, а его действующие лица – политики, чиновники, хозяйствующие и экономические субъекты – старались (хотя и "мягкими" способами) вытеснить активистов движений с арены общественной жизни или по крайней мере умолчать об их существовании и активных действиях на пользу общества.
На третьем этапе развития (вторая половина 90-х годов) традиционные российские общественные движения продолжали выражать экономические и социальные интересы различных социальных групп и оказывать им помощь, часто - вместо государства. Они по-прежнему стремились к институционализации своих ценностей, целей и деятельности.
Продолжали действовать
и «новые социальные движения». Они
все еще сопротивлялись институционализации
их как организаций и включению
в существующую политическую систему.
Но они стремятся
Государство также не изменило
своей политики в отношении самоорганизации
своих граждан. Зато зарубежные фонды
обнаруживают все большую склонность
финансировать лишь те организации,
которые зарегистрированы, имеют
офис и штат, успешную историю действий.
Появляется и новый аспект в их
требованиях к проектам: особо
поддерживаются те из них, которые предполагают
сотрудничество органов власти и
неправительственных
Однако установка на развитие
встроенных в политическую систему
неправительственных
В результате, на наш взгляд,
российское общество, для которого
еще далеко не настали времена
устойчивой экономики, развитой демократии
и благополучной окружающей среды,
постепенно утрачивает практически
единственного защитника и
Но, может быть, самое важное
на современном этапе - то, что общественные
институты практически
Информация о работе Этапы развития общественных движений: сравнение Запад - Россия