Этнические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

В настоящей работе мы рассмотрим следующие вопросы: причины этнических конфликтов; классификация этнических конфликтов, способы разрешения этнических конфликтов

Содержание

Введение …………………………………………………………………….....3

Причины этнических конфликтов ………………………………………..4
Способы разрешения этнических конфликтов …………………………..7
Проблемы и перспективы этнических конфликтов в России ………….11

Заключение ……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы ……………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

контр. социология.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………………….....3

 

  1. Причины этнических конфликтов ………………………………………..4
  2. Способы разрешения этнических конфликтов …………………………..7
  3. Проблемы и перспективы этнических конфликтов в России ………….11

 

Заключение ……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы ……………………………………………16

 

Введение

 

Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки. Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудноразрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности.

Этнические конфликты  носят уникальный характер. Они являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми. Причинами межэтнических конфликтов является борьба за распределение и перераспределение материальных и культурных ценностей между этносами, этническими группами. 

Массовое ослепление, убежденность в абсолютной значимости и самоценности ложно интерпретированной национальной идеи порождает агрессивные  формы поведения, провоцирует различные группы людей определенной национальности на стремление доказать приоритет именно «своих» этнических интересов над всеми другими инонациональными интересами. 

За каждым из этнических конфликтов — трагедия человеческих судеб, драма народов и, что не менее опасно, неизбежность перенесения в память приходящих поколений старых обид, оскорблений, несправедливостей, которые, если они не были сняты или не получили должной правовой оценки, не нашли соответствующего общественного порицания и наказания, могут подталкивать впоследствии на решения даже простых дел неправедными действиями.

В настоящей работе мы рассмотрим следующие вопросы: причины  этнических конфликтов; классификация  этнических конфликтов, способы разрешения этнических конфликтов;

        1. Причины этнических конфликтов

 

Этнические конфликты представляют собой одну из форм политических отношений — конфронтацию между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующуюся состоянием взаимных претензий, имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Они возникают, как правило, в многонациональном государстве и присутствуют в форме противостояния «группа—группа», «группа—государство».

Современные западные концепции  социального конфликта рассматривают  в качестве его источника подавление человеческих потребностей. Например, согласно теории «межэтнического реконструирования  жизненного мира» этнический конфликт возникает как следствие существующих различий у разных миров. Каждый этнос, этническая группа, по мнению зарубежных ученых, представляет собой особый мир, отличающийся от других, и при взаимодействии различных миров возможно возникновение сложных конфликтных ситуаций. Отличительной особенностью «миров» является их некритическое отношение к своей этнической общности, а попытка рефлексии означает выход за его пределы.

Любой другой «мир» рассматривается  как враждебный и угрожающий существованию  данного «мира». Конфликт «миров» означает столкновение способов реализации человеческих потребностей.

Традиционные аналитические  методы урегулирования конфликта в  ситуации рассматриваемого конфликта  являются неэффективными, так как  субъекты конфликта не желают ни при  каких условиях идти на компромисс, уступки, полагая, что осуществляется посягательство на их жизненно важные ценности и потребности. Подобные конфликты могут быть разрешены с помощью метода межэтнического реконструирования жизненного мира — путем создания нового мира или в ходе постепенных структурных изменений общества.

Российские ученые считают, что одной из главных предпосылок  этнического конфликта выступает  идеология национал-экстремизма  — теории и практики национального  превосходства, (неприятия культуры, традиций, религии, обычаев другого народа). «Национал-экстремизм, как правило, спекулирует на объективных противоречиях, трудностях экономического, социального, экологического, духовного характера, «белых пятнах» истории, несовершенстве национально-государственного устройства, правовой защиты чести и достоинства граждан, перегибах в кадровой политике по национальному признаку. Всему этому придается «национальная» окраска, центр тяжести переносится на противопоставление народов, проповедь исключительности «своей» нации и возложения на инонационального соседа вины».

Искусно подогретые национальные чувства как бы накладываются  на реально существующие проблемы, затем включается такой универсальный  механизм всякого национал-экстремизма, как политическое хамелеонство и  «всеядность». Способность вступать в коалицию с самыми полярными идейными течениями и откровенными преступниками, коррумпированными кругами, в том числе из структур официальной власти, «кланами», где каждый защищает свои собственные, преследует чаще всего далеко не национальные интересы. В определенный момент межнационального конфликта национал-экстремизм будет приобретать характер «национального» единства, временного межнационального союза для борьбы с общественной системой, блокирования властных, правительственных решений. 

Этнические конфликты  сопровождаются определенной динамично  меняющейся социально-политической ситуацией, порожденной неприятием ранее сложившегося положения существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп, и проявляющейся в виде хотя бы одного из следующих действий данной группы:

1. начавшейся ее эмиграции из региона, определяемой общественным мнением данной группы как «исход», «массовое переселение» и т. п., существенно изменяющей местный этно-демографический баланс в пользу «других» остающихся этнических групп;

2. создания политической организации («национального» или «культурного» движения, партии), декларирующей необходимость изменения создавшегося положения в интересах указанной этнической группы (групп) и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов государственной власти; 

3. спонтанных (не подготовленных легально действующими организациями) акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой (других) местной этнической группы или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов. 

«Об этническом конфликте  как реально присутствующем феномене можно говорить чаще всего тогда, когда организационно оформляется  и приобретает определенное влияние национальное движение ,ставящее своей целью обеспечение «национальных интересов» определенной этнической общности и для достижения этой цели стремящееся изменить существовавшее и прежде бывшее терпимым либо привычным положение в культурно-языковой, социально-экономической или политической сферах жизни».

Этнический конфликт всегда представляет собой явление  политическое, ибо даже если инициаторы перемен стремятся к изменению  ситуации только в культурно-языковой или социально-экономической области, они могут достичь своих целей лишь путем обретения определенных властных полномочий, достаточных для осуществления подобного изменения. Под властными полномочиями, к перераспределению которых всегда стремятся участники этнических конфликтов, обычно понимаются способность и возможность одной группы людей распоряжаться деятельностью других групп людей.

Этнический конфликт - форма политических отношений —  конфронтация между двумя или  несколькими этносами, характеризующаяся  состоянием взаимных претензий, имеющую  тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.  

 

        1. Способы разрешения этнических конфликтов

Можно выделить шесть  предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:

- каждая из враждующих  группировок должна иметь единое командование и контролироваться им; 

- стороны должны контролировать  территории, которые обеспечивали  бы им относительную безопасность  после заключения перемирия; 

- достижение состояния определенного  равновесия в конфликте, когда  стороны либо временно исчерпали свои военные возможности, либо уже добились многих своих целей; 

- присутствие влиятельного посредника, способного повысить интерес  сторон к достижению перемирия  и добиться признания этнического  меньшинства в  качестве стороны в конфликте; 

- согласие сторон на «замораживание»  кризиса и на то, чтобы отложить  всеобъемлющее политическое урегулирование  на неопределенный срок; 

- размещение по линии разъединения  миротворческих сил, достаточно  авторитетных или сильных для  сдерживания сторон от возобновления боевых действий».

Существуют следующие способы  разрешения этнических конфликтов: нейтрализация, «естественное» развитие и последующее  самозатухание этнического конфликта, неконтролируемое развитие и самоуничтожение  этнического конфликта, достижение национального согласия. 

Нейтрализация этнического конфликта. Обычно это означает надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов на то, что сепаратисты, в конечном счете, не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку. Такая политическая борьба, т.е. по сути консервация этнического конфликта, может в вялой форме протекать десятилетиями, как, например, деятельность шотландских или квебекских сепаратистов, не сопровождаясь межэтническими столкновениями. Тем не менее, при этом остается опасность, что в случае неожиданных кардинальных изменений условий жизни (резкого экономического спада, экологической катастрофы и т. п.) дальнейшее развитие конфликта может выйти за законные рамки, поскольку продолжают сохраняться этнонационалистические партии и экстремистски настроенные деятели в их рядах.

Нейтрализация этнического конфликта встречается достаточно часто. Поскольку подобный вариант также устраняет угрозы массового насилия, распада государства с полиэтничным населением или масштабных этноизбирательных миграций беженцев либо депортаций по этническому признаку, то стратегию действий, направленных на его достижение, тоже можно условно считать выходом из политически взрывоопасной ситуации конфликта. Обычно это осуществляется усилиями спецслужб по дискредитации и дезорганизации деятельности наиболее радикальных лидеров и организаций при одновременном фактическом поощрении и содействии акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к нелегальным методам борьбы или к применению насилия. Таким образом, иногда удается перевести массовую поддержку меньшинства, а, следовательно, и трансформировать характер этнического конфликта от идей сепаратизма к лозунгам полномасштабной автономизации, а борьбу за территориальную автономию перевести в русло деятельности по возрождению родного языка и культуры и форсированному социально-экономическому развитию территорий расселения меньшинства.

«Естественное» развитие и последующее самозатухание (саморассасывание) этнического конфликта. Этнический конфликт в ходе постепенной эскалации и перерастания в форму насильственного противостояния сторон в таком случае заканчивается в результате разрушения того прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник и развивался. Подобный исход никак нельзя считать урегулированием конфликта, и к тому же это обычно означает переход от этнического конфликта внутри прежнего полиэтничного общества к межгосударственному конфликту вновь образовавшихся государств и новых обществ. 

Неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта также является реальным и достаточно часто встречающимся его исходом.

Существует два основных сценария разрушения полиэтничного общества и тем самым прекращения этнического  конфликта: 

1. изменение территории (за счет проведения новых государственных границ, отделяющих одну из конфликтующих сторон от другой);

2. изменение этнического состава населения (за счет депортации «враждебных групп», выделяемых по этнонациональному признаку).

Чаще всего встречаются  сочетание обоих сценариев. Такое  сочетание этнических чисток и создания новых границ обеспечивает наметившееся сейчас прекращение конфликтов в Боснии и Герцеговине, и именно подобный исход наиболее вероятен для Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской Республики и многих других регионов бывшего СССР, где этнические конфликты давно уже привели к созданию новых непризнанных государств и к межгосударственным войнам.

Саморассасывание конфликта  – то есть отмирание без осуществления каких-либо изменений, на которых когда-то настаивали инициаторы конфликта. Хоть и крайне редко, но встречается и такое. 

Особой задачей разрешения этнического конфликта является достижение национального согласия, представляющего собой сложный процесс примирения конфликтующих сторон, согласования их интересов, устремлений и требований, достижение взаимоприемлемого результата. «Национальное согласие возможно при участии в согласительном процессе наряду с легитимными властными структурами представителей различных общественных, национальных, политических организаций, движений, инициатив на основе консенсуса всего общества». В демократическом обществе, обществе открытого типа, где социальные, политические, экономические, национальные и другие различия ярко выражены, национальное согласие является инструментом регулирования отношений между различными группами, общностями, в том числе и этническими. Национальное согласие предусматривает предупреждение перерастания обострившихся в обществе противоречий в деструктивные, разрушительные по своей форме конфликты. Достижение его осуществляется в процессе переговоров, носящих конструктивный характер.

Информация о работе Этнические конфликты