Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 21:47, реферат
Власть – одно из основных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в организациях и учреждениях. И во всем государстве в целом.
Власть – способность и возможность проводить свою волю в межчеловеческих и межгрупповых коммуникациях, реализовывать намеченные цели, заставлять других людей подчиняться.
Введение
1. Аспекты трактовки власти
2. Структура власти, её основные элементы
3. Функции политической власти и разделение властей
4. Ресурсы и виды власти, их классификация
5. Легитимность и эффективность власти. Делигитимация
6. Соотношение легитимности и эффективности власти
Заключение
Список используемой литературы
Слияние политической, экономической, социальной и культурно - информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарный государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике - разделение власти между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм (принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободное соревнование политических идей, партий и других институтов, наличие легально действующей оппозиции, различных политических субъектов и их конкурентную борьбу за власть в рамках закона).
Особенности политической власти:
• Легальность использования силы в пределах государства;
• Способность проникновения в любые общественные процессы;
• Публичность;
• Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
• Многообразие ресурсов.
5. Легитимность власти. Соотношение легитимности и эффективности власти
Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность.
Легитимность (лат. Legitimus законный) – качество власти, определяемое опорой на согласие масс. Легитимная власть – власть, опирающаяся на доверие масс.
Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан.
В политологической литературе выделяются три уровня легитимности власти:
1) идеологический: власть
признается обоснованной в
2) структурный: правомочность
власти вытекает из убеждения
в законности и ценности
3) персональный: в основе
– одобрение данного
Обобщая различные подходы к определению сущности легитимности и ее типологии, можно сказать, что легитимность представляет собой определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом.
Легитимация - процедура общественного признания, какого - либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается - оправдание такого принуждения, использование силы.
Для поддержания легитимности власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.
Показателями легитимности власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.
Легитимность сочетается с противоположным ей процессом делегитимации - утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Основными причинами делегитимации являются:
1) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;
2) противоречие между
идеей демократии и социально-
3) отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;
4) нарастание бюрократизации и коррумпированности;
5) национализм, этнический
сепаратизм в
6) потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти.
В политической теории существует понятие "кризиса легитимности". Этот кризис возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если власти в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких народных слоев.
Легитимность - явление политическое, легальность - юридическое (она устанавливается и гарантируется властью). Легальность, в отличие от легитимности (которая может быть, например, харизматической, иррациональной), рациональна. Форма легализации власти - законодательство (акты о наследовании престола, об избрании парламента, президента и т.д.). Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении. Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.
6.Соотношение легитимности и эффективности власти
Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным - с позиций норм нравственности, но и инструментальным - оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.
Эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан и, прежде всего наиболее влиятельных слоев - элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти - два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
Легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете, любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.
Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотов в "третьем мире". В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран. Это связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам. Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально - правовым способам легитимации. Для большинства из них, относительно слабо укорененных в политической культуре демократических ценностей, укрепление легитимности власти, возможно, прежде всего, на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.
Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большинство людей не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры.
Заключение
Изучив материал по всей данной теме, можно обобщить его и сделать следующие выводы:
1. Категория власти является центральным понятием политической науки. Обобщая различные подходы к выявлению ее сущности, можно определить власть как один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
2. Структура власти выглядит следующим образом: субъект, объект власти, источники, основания и ресурсы власти. Власть выполняет в обществе определенные функции: господства, руководства, регуляции, контроля, управления, координации, организации и мобилизации.
3. Механизм власти имеет сложную иерархическую структуру, представленную разделением властей по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная власть) и вертикали (центральная, региональная и местная власть).
4. Эффективность власти является одной из ее наиболее важных характеристик, которая показывает степень выполнения ею своих задач и функций. Сама эффективность во многом зависит от легитимности власти, которая в свою очередь определяется взаимоотношениями между управляющими и управляемыми по поводу происхождения, использования и подчинения власти. В отличие от легитимности, которая является феноменом политическим, легальность масти - юридический феномен: она устанавливается и гарантируется властью, носит исключительно рациональный характер.
Список используемой литературы
1. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. – 4 – е изд., перераб. И доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. – 477с.
2. Политология: Учебник / Под ред. М.А.Василика. М.: Гардарики, 2008. – 588с.: ил.
3. Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Буренко, В.В.Журавлева. – М.: Издательство "Экзамен", 2004. – 320с.
4. Политология (основной курс): учебник / Под ред. К.С. Гаджиева. – М.: Высшее образование, 2008. – 460с. – ( Основы наук)
5. Политология: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. В.С.Комаровского. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 600с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ)