Административно - правовые основы управления юстиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность любого государства и его органов охватывает различные сферы государственной и общественной жизни.
Центральное в деятельности государства - выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных предприятий и организаций, трудовых коллективов, борьба с преступлениями и иными правонарушениями. Вышеперечисленные задачи являются предметом заботы в первую очередь государства и его органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЮСТИЦИЕЙ 4
• Организационно-правовая система управления юстицией 4
• Правовой статус органов управления юстицией 7
ЗАДАЧА № 1 11
ЗАДАЧА № 2 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УО «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

                             Кафедра уголовного права и криминалистики

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу

«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

Вариант № 6

 

 

 

 

 

        Выполнил ст-т: Зайцева А.Г.

            Группа: 11 ПРз - 3

            № зачетки: 111576

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Деятельность любого государства и его органов охватывает различные сферы государственной и общественной жизни.

Центральное в деятельности государства - выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных предприятий и организаций, трудовых коллективов, борьба с преступлениями и иными правонарушениями. Вышеперечисленные задачи являются предметом заботы в первую очередь государства и его органов.

Правоохранительная деятельность, являясь видом государственной деятельности, обладает рядом существенных признаков.

Одним из существенных признаков правоохранительной деятельности является то, что ее реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы. Одним из таких органов является Министерство юстиции Республики Беларусь.

Целью данной работы является рассмотрение системы управления в области Министерства юстиции Республики Беларусь.

Задачи исследования:

- рассмотреть организационно-правовую систему управления в области Министерства юстиции Республики Беларусь;

- изучить правовой статус органов управления в области Министерства юстиции Республики Беларусь.

 

 

 

1 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЮСТИЦИЕЙ

 

Организационно-правовая система управления юстицией

 

Термин «юстиция» (от лат. — справедливость, законность) традиционно понимается как совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также непосредственно судебное ведомство, система судебных учреждений [4; с. 87].

Известно также понятие «административная юстиция» - система специальных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления.

В более узком смысле «административная юстиция» означает особый процессуальный порядок разрешения административных споров между гражданином либо организацией, с одной стороны, и государственным органом — с другой.

В практическом плане понятие «юстиция» — это совокупность государственных органов и негосударственных организаций, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан: суды, нотариат, адвокатура, в некоторых странах и прокуратура. Это понятие используется и для обозначения только Министерства юстиции и органов, непосредственно входящих в его систему.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Республики Беларусь (далее - Минюст), утвержденном постановлением Советом министров 31 октября 2001 г. в систему Минюста входят управления юстицией областных и Мингорисполкомов, государственной нотариальной конторы, НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы и Республиканский трудовой арбитраж.

Сам Минюст – республиканский орган государственного управления, подчиняется Правительству Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности – Президенту РБ [8].

Хотя Положение и определяет, что в систему Минюста входят управления юстиции областных и Мингорисполкомов, но также они входят в структуру соответствующих облисполкомов, Мингорисполкомов, то есть находятся в двойном подчинении. Начальники управлений юстиции облисполкомов (Мингорисполкома), их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующими облисполкомами, а министр юстиции согласовывает с областными (Мингор) исполкомами предложения о кандидатурах на должности начальников управлений юстиции этих исполкомов.

Задачи Минюста:

- реализация  государственной политики, урегулирование коллективных трудовых споров;

- участие в  правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь и Совмина Республики Беларусь;

- обеспечение  скоординированности нормотворческой деятельности в Правительстве страны и подчиненных ему республиканских органов государственного управления;

- правовая экспертиза  правовых актов Нацбанка, министерств  и иных республиканских органов  государственного управления (кроме  правовых актов индивидуального применения);

- организация  работы по развитию и совершенствованию  системы получения, хранения и  распространения полной, достоверной  и своевременной правовой информации  в судах и организациях системы  Минюста;

- государственная  регистрация политических партий, профсоюзов и др. общественных объединений, Белорусской торгово-промышленной палаты,  осуществление контроля за соблюдением ими их уставов;

- ведение Единого  государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласование наименований коммерческих и некоммерческих организаций в Республике Беларусь;

- материально-техническое, финансовое, организационное и кадровое обеспечение областных (Мингор), районных (городских) судов и организаций системы Минюста, повышение квалификации кадров этих органов и организаций, организационное и кадровое обеспечение Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов;

- организация  научно-исследовательской работы  в области криминологии, криминалистики  и судебной экспертизы, проведение экспертиз и специальных исследований;

- содействие  развитию правовой науки, обеспечение  внедрения научно-методических рекомендаций  в практику судов и организаций  системы Минюста;

- организация  и развитие системы юридических услуг;

- представление интересов Республики Беларусь на международном уровне [4; с. 89].

Таким образом, Минюст является многофункциональным республиканским органом государственного управления и занимает особое положение в системе исполнительной власти.

В Минюсте образована и действует коллегия в количестве 11 человек, которая решает наиболее важные вопросы деятельности органов Минюста, заслушивает отчеты руководителей управлений юстиции облисполкомов (Мингорисполкома), структурных подразделений Минюста, рассматривает вопросы о каждой кандидатуре на должность судьи до представления их Главе государства для назначения.

Персональный состав коллегии утверждается Совмином Республики Беларусь.

Численный состав работников центрального аппарата Минюста утверждается Правительством страны.

Минюст является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Беларуси и со своим наименованием.

При Минюсте создан научно-консультативный совет из ученых-юристов, который в своей деятельности основывается на положении о нем и является консультативным органом Минюста.

Возглавляет Минюст - министр. Он проводит государственную политику и осуществляет управление в области юстиции и координирует деятельность в этой сфере др. республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов, а также несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач [4; с. 90].

 

Правовой статус органов управления юстицией

 

Управление юстиции имеет право:

-    запрашивать у местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, должностных лиц информацию и материалы, необходимые для осуществления возложенных задач;

  • знакомится со сведениями и документами, касающимися исполнения нотариусами их обязанностей, расчетов с гражданами и юр. лицами, а также другими необходимыми документами;
  • вносить предложения в местные исполнительные и распорядительные органы об отмене НПА, принятых с нарушением действующего законодательства Республики Беларусь;
  • управление юстиции возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем исполкома по согласованию с министром юстиции Республики Беларусь [8].

Начальник управления юстиции имеет заместителей, которые по его представлению и согласованию с министром юстиции Республики Беларусь назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполкома.

В управлении юстиции может быть образована коллегия. Ее численность и персональный состав утверждается исполкомом по согласованию с Минюстом Республики Беларусь.

Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами начальника управления юстиции. В случае разногласий между начальником управления и коллегией начальник управления проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях председателю исполкома и министру юстиции, а члены коллегии в свою очередь могут информировать исполком и Минюст о своей позиции.

Структура и штаты управления юстиции, а также расходы на его содержание утверждается председателем исполкома.

Управление юстиции является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Управления юстиции в отличие от Минюста не вправе издавать нормативные правовые акты, так как являются структурными подразделениями соответствующих исполкомов [3; с. 132].

Нормотворческая деятельность Минюста осуществляется как непосредственно, так и через департамент нормотворческой деятельности. В случае если подготавливаемый законопроект содержит в себе нормы, затрагивающие вопросы введения других структурных подразделений Минюста, то в этом случае создается рабочая группа из заинтересованных управлений для комплексной подготовки проекта нормативного правового акта.

Проекты нормативных правовых актов (постановлений Совета Министров, законов Республики  Беларусь, декретов, указов Президента) разрабатываются Министерством юстиции в основном по поручению Правительства республики. Однако поручения на подготовку проектов нормативных правовых актов могут быть даны также Президентом, Национальным собранием.

Министерству юстиции предоставлено право по собственной инициативе, разрабатывать проекты нормативных правовых актов.

Министерство юстиции в ходе работы над проектами нормативных правовых актов, а также в результате анализа практики применения законодательства Республики Беларусь разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь и вносит их на рассмотрение Правительства. По вопросам, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь, Министерство юстиции может внести проект нормативного правового акта непосредственно Президенту Республики Беларусь.

Министерство юстиции участвует в подготовке к выпуску кодексов и сборников законодательства Республики Беларусь, осуществляет подготовку предложений по кодификации законодательства.

Министерство юстиции дает заключения о проектах законодательных актов Республики Беларусь, постановлений Правительства республики, международных договоров Республики Беларусь и всевозможных инвестиционных договоров, заключаемых нашей республикой с другими государствами.

Министерство юстиции обладает базой действующих нормативных правовых актов, которая постоянно обновляется и находится в контрольном состоянии. Осуществляя накопление, хранение и систематизацию законодательства, Министерство юстиции:

— формирует банк данных нормативных правовых актов Республики Беларусь на бумажном носителе;

— распространяет правовую информацию в судах и организациях системы Министерства юстиции;

— организует межгосударственный обмен официальными источниками опубликования законодательства Республики Беларусь и иной правовой информации с министерствами юстиции других государств;

— координирует деятельность по внедрению компьютерных систем правовой информации в судах и организациях системы Министерства юстиции [8].

Министерству юстиции предоставлено право, изучать в министерствах, иных республиканских органах государственного управления состояние нормотворческой деятельности Республики Беларусь. Это право предоставлено Министерству юстиции также в отношении Национального банка, областных, Минского городского Совета депутатов, областных и Минского городского исполкомов.

В случае выявления нарушений Министерство юстиции вносит в данные государственные органы обязательные для исполнения представления об устранении допущенных нарушений состояния нормотворческой деятельности, а в случае невыполнения представлений, Министерство юстиции вносит предложения в Правительство о привлечении должностных лиц министерств и иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров республики, к дисциплинарной ответственности [3; с. 134].

 

ЗАДАЧА № 1

 

В лесном массиве г. Молодечно были задержаны работниками милиции гр-н Самохвалов, гр-н Федосов и его 15-летний сын, которые производили отстрел диких гусей из малокалиберной винтовки. При проверке выяснилось, что винтовку гр-ну Федосову дал на время охотничьего сезона друг Фирсов, который является членом охотничьего общества. Последний купил винтовку на законных основаниях и зарегистрировал в Молодеченском ГОВД.

Дайте правовой анализ ситуации. Как должны поступить работники милиции?

 

Согласно ст. 191 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты - охота может проводиться только в охотничьих угодьях и со специальным разрешением.

Таким образом, производя отстрел диких гусей в лесном массиве города Молодечно данные граждане нарушили законодательство Республики Беларусь.

Информация о работе Административно - правовые основы управления юстиций