Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 08:06, контрольная работа
Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.
В 1999 году в России было
создано Министерство по антимонопольной
политике и поддержке
Основными задачами Министерства являются:
а) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
б) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
в) осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и о товарных биржах;
г) проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской Федерации, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;
д) государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи).
В соответствии с основными задачами Министерство выполняет следующие функции:
а) обобщает практику применения антимонопольного законодательства
Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании;
б) дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке;
в) дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках;
г) разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);
д) осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций
(долей) в уставном капитале коммерческих организаций и другие.
Основой функционирования современной рыночной экономики является независимое поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции. Сегодня в России проведение эффективной конкурентной политики становится одним из важнейших факторов экономического роста.
Созданные десять лет назад как инструмент формирования и государственного регулирования цивилизованного рынка, российские антимонопольные органы стали одним из основных гарантов демонополизации экономики, существования единого экономического пространства, преодоления административных барьеров и свободы предпринимательства.
Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем.
Сегодня антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.
Разработчикам российского антимонопольного законодательства предстоит ещё большая работа, при этом было бы целесообразно учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом специфики российского рынка.
Список используемой литературы:
1. Каленик А.В. Проблемы правового регулирования конкурентных отношении / Закон и жизнь. 2006. № 9. 24-с.
2. Каленик А.В. Новые принципы регулирования предпринимательской деятельности / Бизнес-Право. 2007. № 7. 28-с.
3. Российское
4. Миронов В., Зимогляд В., Яковлев А. «Российский монополизм и приватизация»/ Экономист 1995 год № 6.
5. Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики. / «Вопросы
Экономики» 1999г. №6.
6. Чувилин Е, Дмитриева В. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах, /Финансы и статистика, - Москва, 2001,-N 5.
7. Краснова В., Матвеева А., Сюганов Ю. Работа есть работа, работа есть всегда... /Коммерсантъ, № 21, 2002
8. Каленик А.В. Коммерческое (предпринимательское) право: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. Кишинев, 2008. 82-с.
9. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа / Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. – 2000