Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:30, реферат
Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий. Антимонопольное регулирование - это безусловно одна из важнейших составляющих частей экономической политики государства в странах с развитой рыночной экономикой.
Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Теоретический раздел
Антимонопольное регулирование экономики
Одним из важных видов государственного
регулирования является регулирование
монополий. Антимонопольное регулирование
- это безусловно одна из важнейших составляющих
частей экономической политики государства
в странах с развитой рыночной экономикой.
Система государственного регулирования
экономики, сформировавшаяся во всех индустриально
развитых странах, в качестве обязательного
элемента предусматривает создание благоприятных
условий для развития конкурирующей среды
на рынке товаров и услуг. Антимонопольное
регулирование - важнейшая составная часть
экономической политики государства во
всех странах с развитой рыночной экономикой.
В конце XX столетия наша страна вступила
на путь перехода от плановой системы
экономики к рыночной, неотъемлемой частью
которой является конкуренция как необходимое
условие развития предпринимательской
деятельности. Сегодня мы понимаем, что
чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем
рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются
подготовленными к борьбе за рынки за
рубежом, и тем в более выгодном положении
оказываются потребители на внутреннем
рынке и по уровню цен, и по качеству продукции.
Ведь конекурентоспособная продукция
должна иметь такие потребительские свойства,
которыми бы она выгодно отличалась от
сходной продукции конкурентов. Именно
конкуренция превращает экономическую
систему страны в саморегулирующийся
аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой
рукой рынка".
Безусловно антимонопольная политика
важна для экономики государства в целом.
Четко спланированные мероприятия по
регулированию монополий стимулируют
развитие конкуренции, а также стабилизации
рынка и совершенствованию экономики
страны в целом.
Актуальность данной работы
заключается в следующем: монополия является
единственным производителем на рынке
и завышает цены, в результате чего возникают
социальные издержки. В связи с этим государство
проводит антимонопольную политику с
целью создания препятствий для возникновения
монопольной власти.
Цель курсовой работы – проанализировать
антимонопольное регулирование экономики.
В соответствии с поставленной целью необходимо
решить следующие задачи:
Рассмотреть монополию.
Изучить методы антимонопольного регулирования.
Монополия представляет собой сложное,
многоплановое явление, поэтому при ее
определении целесообразно применять
комплексный подход. Как правило, используется
троякое определение монополии, а именно
монополия определяется:
- как такая рыночная структура или рыночная
ситуация, когда имеется только один продавец
какого-либо товара (при отсутствии заменителей
этого товара) и множество покупателей
(не случайно «монополия» в переводе с
греческого дословно означает «один продаю»);
- как сам факт исключительного права
какого-либо субъекта на что-либо (на производство
или реализацию какого-либо товара, на
те или иные действия, решения и т.п.);
- как непосредственно само крупное предприятие
(фирма) или объединение предприятий (фирм),
сосредоточивающие в своих руках большую
часть производства и продажи какого-либо
товара и контролирующие в этой связи
ситуацию в определенной сфере деятельности.
Монополии - это крупные хозяйственные
объединения, находящиеся в частной собственности
(индивидуальной, групповой или акционерной)
и осуществляющие власть над отраслями,
рынками и макроэкономикой в целом с целью
установления монопольно высоких цен
и извлечения монопольных прибылей.[2]
Монополия обладает возможностью контролировать
цену на производимый ею товар. Графически
это обстоятельство отражается с помощью
отрицательного наклона графика индивидуального
спроса на продукцию монополии (рис.1).
Рис.1 Индивидуальный спрос на продукцию
монополии
Эта особенность приводит к тому, что
график спроса для монополиста уже не
совпадает с графиком предельного дохода,
как это наблюдается в случае совершенной
конкуренции. Каждый последующий экземпляр
товара не только сам имеет меньшую цену,
чем предыдущий, но и удешевляет всю партию
товара, предназначенную монополистом
к продаже. Поэтому график предельного
дохода монополиста имеет более крутой
наклон, нежели график индивидуального
спроса на его продукцию.
Попытаемся определить правило максимума
прибыли для монополиста. Монополист пытается
максимизировать прибыль, увеличивая
разницу между общим доходом и общими
издержками. Следовательно, для монополиста,
верно, что в точке максимума прибыли MR=MC
(т.е. предельный доход равен предельным
издержкам).
Исторически необходимо выделить следующие
основные формы монополистических объединений:
- простейшие объединения. К ним относятся
конвенции, пулы, ринги, концерны. В этих
низших формах монополистических объединений
достигались временные соглашения о ценах;
- картели. Картель представляет собой
объединение ряда предприятий одной отрасли
промышленности, не ликвидирующее их производственной
и коммерческой самостоятельности, но
предусматривающее между ними соглашение
по ряду вопросов;
- синдикаты. Синдикат- это объединение
ряда предприятий одной отрасли промышленности
с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;
- тресты. Трест - это объединение собственности
и управления ряда предприятий одной или
нескольких отраслей промышленности с
полной ликвидацией их самостоятельности
как в коммерческом, так и в производственном
отношениях;
- комбинаты. Комбинаты объединяют предприятия
различных, связанных друг с другом отраслей
промышленности, например, каменноугольную,
металлургическую и машиностроительную;
- концерны. Концерн представляет собой
объединение ряда предприятий различных
отраслей макроэкономики путём установления
единого финансового контроля над ними
через скупку их акций. Концерны являются
высшей формой монополистических объединений.
Итак «монополия» – это крупной хозяйственное
объединение, находящееся в частной собственности,
существует несколько видов монополии.
Следует отметить, что основной отрицательной
стороной монополизации экономики является
избыточная власть фирм-монополистов.
Рыночная власть заключается в способности
воздействовать на цену товара. Задача
антимонопольной политики состоит в том,
чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную
рыночную власть, расширить возможности
конкуренции и перевести ее в неценовую.
Учитывая свойство монополий
стремиться к приобретению чрезмерной
экономической власти, государства практически
всех стран с рыночным типом экономики
проводят в тех или иных формах и масштабах
вмешательства в деятельность монополий,
сообразуясь со своими представлениями
о степени общественной опасности тех
или иных монопольных структур. Более
того, эта политика в последние десятилетия
всё чаще выступает не в форме отдельных
разовых мероприятий, а в качестве одной
из постоянных функций государства.
Существуют различные подходы к характеристикам
направлений данной экономики. Например,
П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно
к США выделяют следующие пять направлений
вмешательства государства в деятельность
монополий. Во-первых, их прибыли сокращаются
за счет высоких налогов. Во-вторых, устанавливается
контроль над ценами (для сдерживания
инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных
отраслях). В-третьих, устанавливается
государственная собственность на монополии.
В-четвертых, осуществляется государственное
регулирование промышленности, которое
позволяет регулирующим органам наблюдать
за ценами, объемами производства, входом
и выходом фирм из регулируемых отраслей.
В-пятых, государство проводит специальную
антитрестовскую политику.
В разных странах и в различные периоды
преобладают те или иные государственные
воздействия на монополии. Но, как правило,
в наиболее общем плане в странах с рыночным
типом экономики выделяется три основных
направления:
Основные различия в антимонопольной политике и практике «рыночных» стран связаны с неодинаковыми акцентами в использовании направлений регулирования монополий и прямого недопущения, подавления или устранения их в форме дробления на отдельные самостоятельные предприятия. В этой связи различают особенности европейского и американского подходов в антимонопольной политике. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий. Что же касается особенностей государственной политики воздействия на монополии в США, то для неё, прежде всего, и безусловно, характерна гораздо меньшая опора на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным и необходимым только применительно к естественным монополиям. В отношении же обычных монополий американское законодательство исходит из того, что совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею “благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю”.
Подводя итог сказанному,
можно утверждать, что антимонопольное
законодательство является важнейшей
составляющей современной экономики.
Сфера его функционирования затрагивает
интересы не только производителей, но
и потребителей, обеспечивая одним возможность
реализовать свой товар на рынке в условиях
конкурентной борьбы, а другим - оптимальные
цены на товары и услуги.
Опыт западных стран в антимонопольном
законодательстве велик и разнообразен.
Возникновение подобного законодательства
обусловлено историческими причинами.
В силу особенностей развития экономики
различных стран сложились разные системы
антимонопольного регулирования. Несмотря
на разность подходов к антимонопольному
регулированию в различных странах запада.
К основным функциям органа по антимонопольной
политике относятся:
• подготовка предложений по совершенствованию
антимонопольного законодательства и
практики его применения, других нормативных
актов и проектов законов, связанных с
функционированием рынка;
• разработка для органов власти и управления
рекомендаций по проведению мероприятий,
направленных на развитие товарных рынков
и конкуренции;
• осуществление мер по демонополизации
производства и обращения;
• контроль крупных сделок по купле и
продаже акций, которые могут привести
к доминирующему положению хозяйствующих
субъектов;
• контроль соблюдения антимонопольных
требований при создании, реорганизации
и ликвидации хозяйствующих субъектов.
С введением с 1 января 1997 г. в действие
нового Уголовного кодекса Российской
Федерации установлена уголовная ответственность
(ст. 178) за монополистические действия,
совершенные путем установления монопольно
высоких или монопольно низких цен, а также
за ограничение конкуренции путем раздела
рынка, ограничения доступа на него, устранения
с него других субъектов экономической
деятельности и установления или поддержания
единых цен.
Развитие конкурентного права осуществлялось
не только за счет совершенствования базового
закона, применяемого для товарных рынков.
Одновременно развивались другие его
направления, достаточно самостоятельные.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
- контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства, в
том числе в сфере электроэнергетики,
использования земли, недр, водных и других
природных ресурсов;
- надзор и контроль за соблюдением законодательства
о естественных монополиях;
- надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
- контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);
- контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;
- контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», «О рекламе». С 01 февраля 2010 года ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.
На основании Доклада о результатах
и основных направлениях деятельности
ФАС России на 2008—2010 годы, представленного
ФАС России в Правительство Российской
Федерации, стратегической задачей ФАС
России является обеспечение свободы
конкуренции и ограничение монополистической
деятельности в рамках единого экономического
пространства Российской Федерации.
Исходя из данной задачи, ФАС России определены
3 основных цели своей деятельности:
Деятельность ФАС России
в рамках достижения первой из указанных
целей направлена на пресечение антиконкурентного
поведения отдельных