Арбитражное управление: правовая природа и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование института арбитражного управления в Российской Федерации, его особенностей применительно к отдельным видам некоторых должников.
Исходя из цели, определены задачи:
охарактеризовать правовую базу несостоятельности (банкротства), как общих положений, так и специальных норм;
раскрыть правовую природу и охарактеризовать задачи арбитражного управления, на основе несколько теоретических источников;
показать специфику арбитражного управления в отношении отдельных видов должников.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Понятие и правовая природа арбитражного управления…….… 6
Арбитражное управление как правовой институт………… 6
Цели и задачи арбитражного управления…………………. 13
Особенности арбитражного управления должников
особых категорий………………………………………………….. 19
Кредитные организации…………………………………….. 19
Страховые организации…………………………………….. 24
Стратегические организации и предприятия……………… 27
Физические лица……………………………………………... 30
Заключение…………………………………………………………….. 37
Список использованных источников ……………………………….. 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: Предпринимательское право

 

Тема:  Арбитражное управление: правовая природа и особенности

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент

Специальность: юриспруденция

Группа:ЮР-12 КФ

Ф.И.О …………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 
Красноуфимск 2014 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………    3

  1. Понятие и правовая природа арбитражного управления…….…    6
    1. Арбитражное управление как правовой институт…………   6
    2. Цели и задачи арбитражного управления………………….   13
  2. Особенности арбитражного управления должников

особых категорий…………………………………………………..    19

    1. Кредитные организации……………………………………..   19
    2. Страховые организации……………………………………..    24
    3. Стратегические организации и предприятия………………   27
    4. Физические лица……………………………………………...    30

Заключение……………………………………………………………..    37

Список использованных источников ………………………………..   39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Антикризисное управление в России как социально-правовое явление появилось в начале 90-х годов XX века, когда стала происходить ломка старых методов хозяйствования. Целый ряд хозяйствующих субъектов оказался не в состоянии эффективно функционировать в быстро меняющихся условиях (разрыв старых хозяйственных связей, недостаток знаний, рынков сбыта, денежных средств и др.), что повлекло за собой рост неплатежей за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

 Появилась потребность  в механизме, посредством которого, с одной стороны, можно было бы предоставить возможность хозяйствующему субъекту, попавшему в неблагоприятную ситуацию, поправить пошатнувшееся положение, если это вообще возможно, с другой – удовлетворить требования кредиторов такого субъекта (должника).

Таким механизмом является институт несостоятельности (банкротства), а ключевой фигурой, призванной реализовывать цели и задачи данного института применительно к конкретному хозяйствующему субъекту и процедуре несостоятельности (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство), - арбитражный (антикризисный) управляющий.

Арбитражное управление имущественным комплексом (хозяйствующим субъектом) должника учреждается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом «О несостоятельности (банкротстве)» 2002г.

Первый закон о банкротстве появился 1997 году. В 2002 году ему на смену пришел новый закон, который кардинально изменил правоотношения, установленные законом о 1997 года. Впоследствии, в закон 2002 года, вносились многочисленные изменения. Вносимые многочисленные изменения оказались столь значительны, что фактически сейчас можно говорить о новом законе.

В настоящее время, институт банкротства является эффективным инструментом реструктуризации бизнеса, цивилизованной формой урегулирования финансовых взаимоотношений с кредиторами и деловыми партнерами. Использование процедур арбитражного управления позволяет кредитору защитить свои интересы в случае недобросовестного поведения должника.

Процедуры арбитражного управления, применяемые в рамках законодательства о несостоятельности (банкротстве) лежат на стыке экономики, права, управления. Их применение требует взвешенного и профессионального подхода. Длительность процедур арбитражного управления, их высокая стоимость, тесная взаимосвязь с деятельностью предприятия и его окружением делают необходимым их тщательное планирование и подготовку.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена разными подходами в понимании арбитражного управления и необходимостью совершенствования правового регулирования  данного института в Российской Федерации

Цель работы – исследование  института арбитражного управления в Российской Федерации, его особенностей применительно к отдельным видам некоторых должников.

Исходя из цели, определены задачи:

  • охарактеризовать правовую базу несостоятельности (банкротства), как общих положений, так и специальных норм;
  • раскрыть правовую природу и охарактеризовать задачи арбитражного управления, на основе несколько теоретических источников;
  • показать специфику арбитражного управления в отношении отдельных видов должников.

Объект исследования – управление в процессе несостоятельности (банкротства) предприятий и других субъектов.

Предмет исследования – научно-теоретические материалы, нормативно-правовые акты, практика рассмотрения дел о банкротстве

Информационная база курсовой работы включает: труды ведущих отечественных авторов, посвященных проблемам арбитражного управления и банкротства в Российской Федерации, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также нормативно-правовые акты, судебная практика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  правовая природа арбитражного  управления

    1. Арбитражное управление как правовой институт

 

Существование социально-экономических систем представляет собой циклический процесс, для которого характерна закономерность наступления и разрешения кризисов. Социально-экономическая система, под которой мы можем понимать гражданское общество, хозяйствующий субъект (предприятие), интегрированную структуру бизнеса, имеет две основные тенденции в существовании: функционирование и развитие.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих целостность системы и ее сущностные характеристики. Развитие – это приобретение нового качества, необходимого для прогрессивных перемен, приспособления к новым условиям среды, которое характеризует изменения в предметах, средствах труда и в самом человеке. Применение новых синтетических материалов, развитие микроэлектроники, робототехники, информационной и биотехнологии, использование электронной техники в комплексе со станками и роботами, все это является источником значительного роста производительности труда и качества изготавливаемых материальных благ.

Однако, с другой стороны, обновление технологической основы общественного воспроизводства является одной из причин, провоцирующих цикличность, а, следовательно, и кризисные явления в функционировании системы. Экономика никогда не находится в состоянии покоя.

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесия в ней. Может возникнуть ситуация, при которой механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающихся в недрах важных институциональных форм, определяющих режим накопления материальных благ. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельной организации. Это кризисы перепроизводства, падения продаж, противоречий во взаимоотношениях экономических агентов рынка, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ и разорения предприятий.

Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности.

Как институт рыночной экономики, антикризисное управление ориентировано на то, чтобы даже в сложнейшей ситуации, в которой оказалась фирма (например, на грани банкротства), можно было бы ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы преодолеть кризисную динамику с минимальными потерями.

Банкротство – это возможность выхода из кризисной ситуации, как для должника, так и для кредитора, в случае своевременного и эффективного применения положений действующего законодательства о банкротстве на практике.

Арбитражное (в экономической литературе, антикризисное) управление, следует понимать как комплементарный банкротству институт, обеспечивающий санацию микроэкономического пространства и повышение эффективности функционирования рыночного механизма. Подобное управление может вводиться для: предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, обеспечения сохранности его имущества, погашения задолженности либо соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Управление кризисом – сложный процесс, который требует соответствующих законоположений, предусматривающих механизм преодоления противоречий. Если порядок преодоления экономических кризисов посредством соответствующих экономических средств и методов включить в материю правовых норм представляется достаточно сложным и нецелесообразным, то порядок преодоления кризиса, носящего социальную направленность, право предусмотреть должно. Такой порядок связан, во-первых, с установлением механизма, призванного сбалансировать интересы противоборствующих сторон, а во-вторых, с установлением механизма защиты интересов противоборствующих сторон в случае их нарушения [28]. Закрепить такой порядок урегулирования социального конфликта между кредиторами, должником и третьими лицами призвано конкурсное право, полагает Бруско Б.С. [7].

Управление в системе банкротства (система управления банкротством) относится к социальному типу управления, которому, в свою очередь, присущи следующие признаки. Во-первых, социальное управление присуще совместной деятельности людей. Во-вторых, оно организационно оформляет и упорядочивает такую совместную деятельность. В-третьих, объектом социального управления является поведение людей в рамках обозначенной совместной деятельности. В-четвертых, являясь регулятором поведения людей, социальное управление опосредуется соответствующими связями – общественными отношениями.

Социальное управление имеет различные виды, основу классификации которых в теории управления составляют природа и субстанциональная специфика субъектов управления, исходя из чего выделяют государственное управление (субъект управляющих воздействий – государство), общественное управление (субъект управляющих воздействий – общество и его структуры), менеджмент (субъект управляющих воздействий – предприниматель, собственник) [15].

В научной юридической литературе выделяются и рассматриваются основные элементы управления в гражданском праве: субъект управления; управляемый субъект; объект управления; цель управления; управленческая деятельность. Субъектами управления на уровне организации выступают собственники капитала и нанятые ими управляющие [35].

Анализируя вопрос определения объекта управления, Харитонова Ю.С. указывает, что в первую очередь управление направлено на поведение людей, а во вторую – на имущество.

А также обращает внимание на то, что цель управления в частном праве – всегда направлена на экономические либо неимущественные выгоды

участников гражданского оборота. Так как управление само по себе не имеет своих целей, то цели для него задает экономика [35].

Автор настоящего исследования полагает, что управленческая деятельность  в сфере гражданского оборота определяется как идеальный образ, который содержит в себе информацию о том, какие меры следует принять субъектам управления, каким образом должны регулироваться отношения между субъектами управления и управляемыми субъектами. Признаками управленческой деятельности в гражданском праве являются систематичность, целенаправленность, направленность на обеспечение оптимального функционирования и развития объекта, связь с властью, господством над лицом или имуществом. Это господство применительно к гражданскому праву всегда присутствует в рассматриваемых отношениях.

Социальное управление как совокупность общественных отношений является предметом регулирования как частного, так и публичного права.

Информация о работе Арбитражное управление: правовая природа и особенности