Виды и основные организационные формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:31, курс лекций

Краткое описание

Производственное предпринимательство можно назвать ведущим звеном предпринимательства. К нему относится инновационная, научно-техническая деятельность, производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, который хотел бы заняться производственной деятельностью, прежде всего, должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее этот предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара.

Содержание

1. Производственное предпринимательство.
2. Коммерческое (посредническое) предпринимательство.
3. Финансовое предпринимательство.
4. Консультативное предпринимательство.
5. Правовой статус предпринимателя.
6. Основные организационно-правовые формы предпринимательских структур.
7. Формы объединений предпринимательских структур.

Вложенные файлы: 1 файл

2_Vidy_PD.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Тема 2. Виды и основные организационные формы предпринимательства

 

1. Производственное предпринимательство.

2. Коммерческое (посредническое) предпринимательство.

3. Финансовое предпринимательство.

4. Консультативное предпринимательство.

5. Правовой статус предпринимателя.

6. Основные организационно-правовые  формы предпринимательских структур.

7. Формы объединений  предпринимательских структур.

 

1.

Производственное  предпринимательство – это деятельность, в условиях которой предприниматель осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям.

Производственное предпринимательство можно назвать ведущим звеном предпринимательства. К нему относится инновационная, научно-техническая деятельность, производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, который хотел бы заняться производственной деятельностью, прежде всего, должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее этот предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность.

Следующий этап производственного  предпринимательства – приобретение или аренда (наем) факторов производства

В число факторов производства входят: производственные средства (основные и оборотные), рабочая сила, информация.

Основные производственные средства  (орудия труда) включают в себя здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, транспортные средства, инструмент и приспособления, производственный инвентарь и др.

Важнейший элемент основных производственных средств – рабочие машины и оборудование. К ним относятся все технологическое оборудование, машины и оборудование вспомогательных цехов. Эта часть основных фондов условно называется активной частью, т. к. именно на машинах и оборудовании непосредственно изготавливается продукция.

Оборотные фонды (предметы труда) составляют сырье, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тара и тарные материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и производственный инвентарь, запасные части для ремонтов, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.

Рабочую силу предприниматель нанимает путем объявлений, через биржи труда, агентства по трудоустройству, с помощью друзей, знакомых. При подборе персонала следует учитывать образование кандидата на определенную работу, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.

Далее предприниматель  приобретает всю необходимую ему информацию о возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта намечаемой к изготовлению продукции или услуги, о конкурентах и т.д.

Осуществление предпринимательской  деятельности связано с денежными затратами. Общую потребность в деньгах (Дп) на производственно-предпринимательскую деятельность можно рассчитать по формуле:

 

Дп = Др + Дм + Дс + Ди + Ду,

 

где    Др – денежные средства, необходимые для оплаты наемных работников;

Дм – денежная оплата стоимости приобретаемых сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии;

Дс – денежные расходы, связанные с приобретением и использованием средств труда (основных производственных средств) – зданий, сооружений, передаточных устройств, машин, оборудования, вычислительной техники, инструмента, транспортных средств и др.;

Ди – денежная оплата приобретаемой предпринимателем информации;

Ду – оплата услуг сторонних организаций и лиц (строительные работы, транспортные услуги и др.).

 

Для начала производственной деятельности предпринимателю необходимо иметь стартовый капитал. Для этого предприниматель может использовать собственные денежные средства, обратиться в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита. Можно избрать и другой путь – получение предпринимателем факторов производства (помещений, оборудования, сырья, материалов, информации) в кредит. Однако в любом случае предприниматель должен будет вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит, или равную стоимости взятых в кредит факторов производства плюс проценты за пользование кредитом.

Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции или работ, услуг покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит прибыль (убыток) от реализации продукции.

Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) прибыль предпринимателя. Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается у предпринимателя после оплаты им всех затрат на производство и реализацию продукции, но до выплаты налогов. Остаточная (чистая) прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений, различных платежей, штрафов, пошлин и др. и представляет собой конечный итог деятельности предпринимателя-производственника.

Общую финансовую оценку деятельности такого предпринимателя  определяют показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли от реализации к полным издержкам производства.

 

2.

В коммерческом предпринимательстве определяющую роль играют товарно-денежные, торгово-обменные операции, т.е. это операции и сделки по купле-продаже или перепродаже товаров и услуг.

Рынок, как известно, представляет собой место встречи двух основных субъектов экономических (хозяйственных) отношений. А раз это так, то на рынке должны присутствовать или сами производитель и потребитель, или же их представители.

Лица (юридические или  физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), называются посредниками.

Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет  совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, т. к. дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, увеличивает прибыльность производства.

Коммерческое предпринимательство  представлено:

- операциями по купле  продаже товаров и услуг;

- операциями на товарных  биржах.

 

 Операции  по купле-продаже товаров и услуг и их структура.

Основное содержание коммерческого предпринимательства  составляют операции и сделки по купле-продаже  или перепродаже товаров и  услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности при коммерческом предпринимательстве вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю.

Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка.

В общем виде программа любой коммерческой сделки включает:

- стратегический маркетинг;

- получение или приобретение необходимой информации, требуемой для планирования, оформления и регулирования сделки;

- наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг (закупки товара, его транспортирования, продажи, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов);

- приобретение или наем помещений складов и торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;

- привлечение при необходимости денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита и процентов за пользование им;

- закупку товара для последующей его продажи;

- получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц;

- реализацию товаров покупателю и получение выручки;

- регистрацию сделки, выплату налогов и платежей, получение финансового результата.

Все важнейшие мероприятия  коммерческой сделки увязываются между  собой по срокам, и, где это возможно, предусматривается параллельно-последовательная методика проведения операций. Если сделка носит крупный и продолжительный характер, рекомендуется разрабатывать план-график выполнения работ с указанием сроков и исполнителей.

 

Товарные биржи  и их основные функции

Товарная биржа – это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Ее цель – создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью с учетом изменения спроса и предложения выявить реальные рыночные цены. Товарная биржа – наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка сырьевых товаров (зерно, уголь, металл, нефть, лес и др.), продающихся по стандартам. Классическими примерами служат специализированные товарные биржи, такие, как Лондонская (цветные металлы), Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др.

Кроме проведения обычной  торговли с фактическими поставщиками товаров, на товарных биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых фьючерсных сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Товарные биржи выполняют  следующие функции:

- оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

- упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

- сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.

Большую часть оборота  товарных бирж составляют сделки не с  наличным товаром (кассовые сделки), а сделки с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки). Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры – биржевые посредники, выступающие между покупателем и продавцом, а в тогах на открытых биржах – также посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки.

 

3.

Финансовое  предпринимательство относится к особым видам коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи в этом виде предпринимательства является специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги.

Финансовое предпринимательство  представлено:

- операциями коммерческих  банков;

- операциями на фондовой  бирже.

 

Операции коммерческих банков

Коммерческий  банк – это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств.

Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).

 

Операции фондовой биржи

Фондовая биржа  – организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. На фондовой бирже проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу, при этом текущие курсы постоянно демонстрируются на световом табло и публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности – своеобразных барометров экономической конъюнктуры.

Информация о работе Виды и основные организационные формы предпринимательства