Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:54, реферат
В работе рассматриваются особенности внешнеэкономической деятельности и место малого бизнеса России в международной торговле
Введение
Современный этап развития
внешнеэкономической
В процессе своего развития
внешнеэкономические связи
Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться в двух аспектах: как вид предпринимательской деятельности и как вид межгосударственного сотрудничества.
В условиях перехода к рыночным
отношениям и либерализации
Одно из ключевых мест в
этом процессе занимает создание благоприятных
условий и стимулирование участия
МП во внешнеэкономической сфере, поскольку
позиции МП в самостоятельном
и эффективном их позиционировании
на внешних рынках весьма уязвимы
и без государственной
Внешнеэкономическая
деятельность. Новые поколения
Парадокс заключается
в том, что чем выше эти барьеры,
тем привлекательнее становится
внешнеэкономическая
Вторым популярным направлением
внешнеэкономической
По мере развития внешней торговли внутренние и внешние цены на товары и услуги выравниваются и основным фактором рентабельности внешней торговли становится эффект международного разделения труда. Для международного разделения труда и товарообмена важна не абсолютная, а относительная эффективность производства даже однородных товаров. Еще в Средние века производство и вина, и шерсти в Испании было более эффективно, чем в Англии. Однако, если сравнивать относительные затраты производства шерсти и вина в Англии и в Испании, то шерсть дешевле производить в Англии, а вино в Испании. Произведенную в Англии шерсть было выгоднее обменять не на английское, а на испанское вино. Продажа в Англии испанского 54 вина по внутренним ценам позволяла закупить еще больше английской шерсти для новой внешнеторговой операции.
Внешнеэкономическая деятельность несет дополнительные риски. В целях создания и продвижения товаров национальных производителей многие государства и международные финансовые институты используют механизмы гарантий политических рисков для экспортных контрактов.
Участники внешнеэкономической
деятельности несут риски неплатежа
и непоставки товара. Для снижения
этих рисков банки предлагают финансовые
инструменты гарантий и аккредитивов,
которые позволяют не отвлекать
оборотные средства из текущей производственной
деятельности и снизить издержки
участников внешнеэкономической
В случае покупки товара
за рубежом импортер предоставляет
в свой банк импортный контракт и
просит банк выступить гарантом своевременного
платежа по этому контракту. Полученную
гарантию импортер предоставляет зарубежному
поставщику-экспортеру вместо предоплаты
контракта, который может использовать
ее для получения кредита на льготных
условиях уже в своем банке. В
случае экспортного контракта
В рамках мер государственной
поддержки для малых и средних
предприятий предусмотрена
В малом бизнесе всех без
исключения стран мира все больше
проявляются черты
Наряду с крупными корпорациями, в том числе транснациональными корпорациями, одним из активных субъектов международного бизнеса являются малые и средние предприятия, деятельность которых составляет малый международный бизнес.
Во многих странах мира малые и средние предприятия в большинстве случаев работают на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а крупные – на внешние рынки. В условиях глобализации мировой экономики в последние годы малые и средние предприятия, освоившие новые формы и методы международного сотрудничества и внедрившие инновационные подходы в производстве и управлении, также начали доказывать свое право на участие в системе внешнеэкономической деятельности. В связи с этим все большее количество малых и средних предприятий России уже чаще и чаще задумывается о ведении внешнеэкономической деятельности как о стратегической альтернативе развития бизнеса, которая поможет им стать более конкурентоспособными (в том числе на внутренних рынках) и устойчивыми с долгосрочной точки зрения. Это выдвигает на первый план задачу поиска инструментов и способов борьбы с негативными проявлениями процесса глобализации, способствующей росту спекулятивной экономики, монополизации производства и сбыта товаров, перераспределению богатства в пользу ТНК и ТНБ. В этом плане приобретает большое значение эффективная внешнеэкономическая деятельность малых и средних предприятий, претендующих на часть прибыли ТНК, которую они направляют в экономику своей страны, а также способных в кратчайшие сроки изменить свою производственную специализацию, подстраиваясь под ускоряющиеся изменения мировой конъюнктуры рынков, что не всегда входит в круг интересов крупных национальных компаний.
С каждым годом сокращается
“теневой” сектор экономической
деятельности в стране. Мелкие предприятия
осваивают законные пути торговой деятельности
(используя гибкую систему налогообложения
малых предприятий), осуществление
внешнеэкономических операций. Сокрытие
и увод капитала за рубеж постепенно
сменяются легальными и менее
рисковыми формами
Основными проблемами российских
предпринимателей во внешнеэкономической
деятельности являются: блокирование
ценовой конкуренции
Общее число участников внешнеэкономической
деятельности в РФ составляет 670 тыс.
– по записи о сфере деятельности
организации (по учёту федеральной
службы по валютному и экспортному
контролю), но экспортируют “свою” продукцию
лишь около 10%. Значительное место во
внешнеэкономической
На начало 2009г. в РФ было
5602 тыс. малых предприятий, в т.ч.
843 тыс. – юридические лица, 4497 тыс.
– индивидуальные предприниматели,
262 тыс. – фермерские хозяйства. Число
занятых в малом
“Обвал” рубля, отсутствие
должного таможенного контроля, отмена
административных барьеров и диспаритет
цен на старте перестройки создали
благоприятные условия внешней
экономической деятельности, в том
числе и для малого предпринимательства.
Недоступность инвестиционных ресурсов,
государственный и криминальный
рэкет, налоговый пресс – эти
проблемы столкнули малое
Для развития внешнеэкономической
деятельности российского малого предпринимательства
следует улучшить взаимодействие государства
и малого бизнеса; вести статистическую
отчетность внешней экономической
деятельности отдельно по малому предпринимательству;
стимулировать внешнюю
Некоторые исследователи-экономисты
утверждают, что именно экспорт является
сегодня тем "мотором", который
вносит наибольший вклад в развитие
мировой экономики. В наши дни
на экспорт приходится свыше 20% мирового
ВНП, и эта доля постоянно растет
в связи с опережающим ростом
мировой торговли по сравнению с
мировым производством. С точки
зрения государства увеличение экспорта
способствует росту занятости и
объемов национального
Доля малого предпринимательства
в экспорте РФ приблизительно составляет
5%. Эта доля невелика по сырью, но значительна
в экспорте машин, транспортных средств,
сельскохозяйственного сырья, текстильных
изделий, обуви. Очень часто наши
малые предприятия успешно
Основными причинами столь
малого объема экспорта продукции малых
предприятий являются следующие: повышенные
требования к сертификации; высокие
требования к сервису (послепродажное
обслуживание, наличие специализированных
подразделений); отсутствие специалистов
по маркетингу и техобслуживанию; жесткие
условия по срокам поставки. Зачастую
малые предприятия “привязаны”
к одному крупному изготовителю, созданному
администрацией этого предприятия,
целью которого является укрытие
части экспортной выручки и личное
обогащение. Нередко создаются фирмы-
Нельзя обойти стороной участие
малого предпринимательства в импорте,
основными направлениями