Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:38, реферат
Изучение практики регулирования предпринимательства в России показало, что используемые методы позволили возродить этот вид деятельности в стране, но не способствуют его дальнейшему развитию. Первый этап регулирования был связан со снятием запретов на предпринимательскую деятельность и созданием для нее соответствующих условий. Это оказалось достаточным для включения в предпринимательскую деятельность наиболее инициативных людей, обладающих определенным деловым и коммерческим опытом, приобретенным как в результате их прошлой профессиональной деятельности, так и в теневой экономике. В настоящее время предпринимательский потенциал данной категории населения полностью задействован, и для дальнейшего развития предпринимательства необходимы новые людские ресурсы.
Внутрифирменное предпринимательство
Изучение практики регулирования
предпринимательства в России показало,
что используемые методы позволили
возродить этот вид деятельности
в стране, но не способствуют его
дальнейшему развитию. Первый этап
регулирования был связан со снятием
запретов на предпринимательскую
В то же время многие традиционные
предприятия [1] недостаточно загружены,
их оборудование простаивает. Вовлечение
ресурсов данных предприятий в
В теоретических исследованиях
[2] уделяется внимание не только
предпринимательству как
Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей:
Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия.
Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.
Элементы внутреннего
предпринимательства –
Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет:
Рис. 1.5. Элементы интрапренерства
Особенности интрапренерства на различных стадиях жизнедеятельности предприятия предпринимательского типа [5]
Стадии жизнедеятельности
Взаимоотношения предприятия – учредителя и предпринимательской структуры
1. Зарождение
Предпринимательская идея зарождается внутри предприятия и подхватывается им с учетом своего потенциала
2. Реализация
Предприятие и автор предпринимательской идеи становятся партнерами, объединяющими свои возможности для ее реализации. Используются ресурсы предприятия - учредителя при создании предпринимательских хозяйственных структур
3. Устойчивая работа, прибыльность
Предприятие-учредитель сохраняет контроль над предпринимательской структурой и получает определенные дивиденды
4. Затухание
Предприятие-учредитель участвует либо в диверсификации бизнеса, либо в его ликвидации
Возникновение интрапренерства обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на своем предприятии в рамках его организационной структуры (рис. 1.6). Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти специалисты уходят в малые предприятия.
Рис. 1.6. Потребности, формирующие предпосылки для возникновения интрапренерства
Другой причиной интереса к интрапренерству стала тенденция появления новых технологий, которые необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства на действующих предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность.
На крупных предприятиях, работающих достаточно стабильно и успешно, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно, если они не связаны непосредственно с основной деятельностью предприятия, т. е. наблюдается консерватизм. Предприятия с традиционной структурой управления, как правило, действуют на основе четкого иерархического соподчинения и набора инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность.
На предприятиях предпринимательского типа создается атмосфера поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и новые решения, имеется возможность превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца предприятия, партнера, существуют и другие виды заинтересованности. Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие предприятия и позволяет преодолеть барьеры на пути его гибкого роста (рис. 1.7).
С социально-психологических
позиций предпринимательская
Как и любое другое явление, интрапренерство имеет положительные и отрицательные качества (табл. 1.6). Для обеспечения его успеха необходимо знать возможности интрапренерства в решении актуальных задач, стоящих перед предприятием, и создавать комплекс условий по реализации этих возможностей.
Таблица 1.6
Сравнительные характеристики внутрифирменного предпринимательства
Интрапренерство |
Индивидуальное предпринимательство | ||
Достоинства |
Недостатки |
Достоинства |
Недостатки |
1. Доступность финансов |
1. Бюрократизация, рутинный характер
деятельности, затрудняющий принятие
и возникновение |
1. Полная свобода своих действий
|
1. Недостаток финансовых и |
2. Организационно- |
2. Ограничение |
2. Повышенная мотивировка |
2. Сложности технологические, |
3. Возможность получения помощи
в форс-мажорных |
3. Необходимость первоочередного
учета интересов предприятия- |
3. Максимальная мобилизация |
3. Не на кого рассчитывать
при появлении форс-мажорных |
4. Возможности использования |
4. Погоня предприятия-учредителя за краткосрочными успехами |
— |
— |
5. Возможности использования |
— |
— |
— |
Итак:
1. Интарпренерство является одним из путей развития предпринимательства, расширяющих сферу его возможностей.
2. Под интрапренерством следует понимать деятельность предприятия по достижению своих целей на основе использования возможностей предпринимательства.
3. В основе интрапренерства
лежат: создание условий для предпринимательской
деятельности, стимулирование и реализация
предпринимательских возможностей сотрудников
на основе использования ресурсов и организационно-
4. Целью интрапренерства является обеспечение интересов предприятия и на этой же основе обеспечение интересов интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею.
[1] Предприятие, работающее
в устойчивом режиме, в установившихся
управленческих и
[2] Томилов В.В., Крупанин А.А., Хакунов Т.Д. Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
[3] Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо.
[4] Интракапитал – капитал, необходимый для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.
[5] Предприятие