Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:43, курсовая работа
Объектом курсовой работы является малое предпринимательство России.
Предметом курсовой работы являются все те факторы, которые позволят охарактеризовать, проанализировать и составить прогноз состояния объекта исследования.
Цели курсовой работы проанализировать нынешнее состояние объекта исследования, а так же прогнозировать его дальнейшее развитие.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Малое предпринимательство – сущность и содержание……………………3
1.1 Понятие и сущность предпринимательской деятельности…………….......3
1.2 Малое предпринимательство как вид предпринимательской деятельности………………………………………………..…………………………...……7
1.3 Состав и структура российского малого предпринимательства………...…9
2. Роль малого предпринимательства в рыночной экономике………………..11
2.1 Значение малого предпринимательства в рыночной экономике…………11
2.2 Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства …………….……………………………………………………………..…..14
3. Основные проблемы развития малого бизнеса в России и направления государственной поддержки………………………………………………..………18
3.1 Проблемы повышения инновационной активности в малом бизнесе………………………………………………………………………………..…18
3.2 Проблемы совершенствования системы кредитования малых предприятий……………………………………………………………………...................23
3.3 Проблема устранения административных барьеров как одно из основных направлений государственной поддержки малого бизнеса…………………..26
Заключение …………………………………………………………………........39
Список использованных источников………………...…….. …………………40
Реальные возможности и интеллектуальные ресурсы, направляемые на осуществление политики в области малого предпринимательства в разных регионах, весьма различны. Такие лидеры рыночных реформ, как Москва, Петербург, Новгород Великий, Екатеринбург, выстроили довольно развитые и гибкие системы поддержки малого бизнеса на региональном уровне (созданы соответствующие государственные и общественные институты, внедрены схемы обучения, консультирования и косвенной финансовой поддержки местных малых предприятий) и располагают определенными финансовыми ресурсами для обеспечения проводимой ими политики. Иначе обстоит дело в подавляющем большинстве бедных регионов, дотируемых из федерального бюджета.
Тем не менее, к настоящему времени во многих регионах создана минимально необходимая инфраструктура поддержки малого бизнеса. Несмотря на огромные трудности, по России в целом действуют свыше 100 агентств поддержки малого предпринимательства и межрегиональных маркетинговых центров, предоставляющих консультационные, бухгалтерские, информационно-маркетинговые и другие услуги, свыше 40 лизинговых компаний, несколько десятков бизнес-инкубаторов. Этого, конечно, мало, учитывая необъятные просторы и степень остроты стоящих перед малыми предпринимателями проблем. К тому же многие из этих институтов поддержки малого бизнеса настолько слабы в финансовом и организационном отношении, что их впору самих «поддерживать». Однако начало положено, и содействовать превращению этих ростков в саморегулирующуюся систему государственной и общественной помощи малому предпринимательства — одна из актуальнейших задач государства в рамках федеральных и региональных программ поддержки.
Согласно Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства» в России поддержка малого предпринимательства осуществляется через разработку и реализацию программ поддержки малого предпринимательства. Государственными из них являются только два их вида: федеральные и региональные. Муниципальные программы поддержки относятся к программам местного самоуправления.
На федеральном уровне до 2001 г. действовала четвертая по счету Федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Хотя Закон «О государственной поддержке...» предусматривал ежегодное принятие таких программ, последняя программа, как и предыдущие, была рассчитана на 2 года (2000-2001 гг.), и на ее реализацию было запланировано 140 млн. руб.
В таблице 1 представлена информация о федеральных программах и объемах их финансирования, подготовленная в начале 2001 г. для представления в Правительство РФ Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Программы государственной поддержки малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне в основном своих целей никогда не достигали. И это не так уж плохо — ведь зачастую то, что называть «программой», по сути, представляло собой расплывчатый план мероприятий.
Основным недостатком федеральных (как и большинства региональных) программ следует также назвать отсутствие глубокого анализа результатов, достигнутых/не достигнутых в ходе реализации предыдущих программ. Так, ни в одной федеральной программе сколько-нибудь серьезно не оценивалась эффективность предыдущей (влияние вложенных в реализацию программ средств федерального бюджета на основные параметры развития малого предпринимательства в стране), зачастую даже не перечислялись мероприятия, которые были или не были выполнены.
В федеральной программе на 1998-1999 гг. были, например, выборочно (на разные даты) перечислены основные показатели малого предпринимательства, фиксируемые Госкомстатом: общее число, количество занятых в этом секторе, объемы выручки. А также федеральная программа 1998-1999 гг. была единственной, в которой признавалось, что из 81 намеченного предыдущей программой мероприятия полностью было выполнено только 53%, частично — 25% и не выполнено — 22%. В федеральной программе на 2000-2001 гг. уже не было необходимости в таком анализе, поскольку предыдущая не реализовывалась из-за полного отсутствия финансирования.
Из программы
в программу кочует фраза о
сложившейся системе поддержки
малого предпринимательства, включающей
государственную и негосударств
При подготовке
очередной федеральной
Последние два-три года активно обсуждается вопрос об увеличении масштабов не прямого финансирования (кредитования) малого бизнеса, а косвенного финансирования механизмов поддержки малого предпринимательства, что на практике выражается в финансировании так называемой инфраструктуры малого предпринимательства.
В целом механизм
федеральных государственных
3. Основные
проблемы развития малого
3.1. Проблемы
повышения инновационной
В широком смысле инновационной является любая разновидность истинного предпринимательства, ибо последнее «по определению» основывается на новаторстве, творчестве, нестандартных и рисковых подходах. Вместе с тем инновационное предпринимательство выступает как особый вид бизнеса, результатом которого становится специфический товар — нововведение (инновация). В соответствии с формулой, принятой Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), нововведение — это трансформация идеи в рыночный продукт или услугу, в новый или улучшенный производственный процесс или в новый метод оказания социальной услуги1. Инновационные фирмы различных размеров и направлений деятельности, составляющие основу инновационного сектора экономики, — это организации, разрабатывающие нововведения с целью их продажи на рынке. В литературе широко употребляются и другие, близкие по смыслу термины, имеющие различные оттенки: «наукоемкая фирма»; «технологичная фирма» («technology firm»); «высокотехнологичная фирма» («high-technology firm»); фирма новейшей технологии («new technology-based firm»). Общее для всех этих понятий — то, что они характеризуют фирмы, осуществляющие НИОКР, разрабатывающие и производящие продукты и услуги при высокой концентрации новых сложных технологий.
Инновационный
сектор экономики представлен
1 Частное предпринимательство: основные понятия, теория и практика. М:, 1994. С. 26.
Во-вторых, —
государственно-общественными
Рассматриваемому
сектору экономики присущи
В России процесс создания МИФ начался в конце 80-х годов и прошел несколько этапов со сменой организационно-правовых форм и приоритетных видов деятельности. На этих этапах возникали: научно-технические кооперативы (НТК); центры научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ); совместные инновационные предприятия; фирмы-посредники между временными творческими коллективами и заказчиками научно-технической продукции, занимавшиеся внедрением нововведений; фирмы, обеспечивающие процесс компьютеризации страны на базе импортной вычислительной техники, периферийного оборудования и средств связи. До начала приватизации малые формы научно-технического профиля являлись теми или иными структурными подразделениями государственных предприятий или организаций. В ходе же приватизационной кампании стали возникать частные инновационные предприятия: АО (товарищества) на материально-технической и финансовой базе государственных предприятий или предприятий арендного типа (создававшихся на основе НИИ, вузов и госпредприятий). Начался процесс превращения государственных НИИ и КБ в частные малые инновационные фирмы.
В официальной российской статистике последние отдельно не учитываются, однако косвенное представление об их численности и ее динамике можно составить по соответствующим данным о малых предприятиях в отрасли «наука и научное обслуживание» (тыс.): в 1991 г. — 10, в 1992г. — 36, в 1993 г. —65, в 1994 г. — 52, в первом квартале 1995 г. — 47, или 5,6% общего количества малых предприятий в стране1. Таким образом, динамика малого инновационного предпринимательства соответствует тенденции эволюции российского малого бизнеса в целом и характеризуется, в частности, замедлением роста после 1994 г.2
Ключевую роль
в становлении малого инновационного
предпринимательства призвана сыграть
система институтов его поддержки,
или инновационная
К первому функциональному блоку относятся следующие подсистемы: 1) информационного обеспечения; 2) экспертизы; 3) финансово-экономического обеспечения; 4) сертификации наукоемкой продукции; 5) патентования и лицензирования; 6) подготовки и переподготовки кадров; 7) лизинговые центры; 8) консультационная служба (маркетинг, менеджмент и др.); 9) фирмы специализированных услуг (бухгалтерских, аудиторских, рекламных и др.); 10) фирмы - технологические (научно-технические)
1 Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М.:, С. 34—41.
2 Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 1996. № 5-6.
посредники. Все названные подсистемы находятся в России в начальной фазе становления (пожалуй, относительно продвинутым можно считать состояние информационного обеспечения, подготовки кадров и консалтинговых услуг).
Второй и третий функциональный
блоки инновационной
Инкубаторные программы реализуются во многих регионах России. Скажем, в 1993 г. создан Нижегородский центр инкубации наукоемких технологий для поддержки и стимулирования инновационного бизнеса, а в Новгородской области учреждено аналогично нацеленное АО «Бизнес-парк».
Ключевыми проблемами технопарков и инкубаторов бизнеса являются отсутствие надежной правовой базы их создания и развития (хотя сами понятия и признаки технопарков, концепция и технология их создания уже
1 Россия в третьем тысячелетии. Выпуск 1. М.:, 1996. С. 68.
2 Тезисы докладов I Всероссийского съезда представителей малых предприятий. М., 1996. С. 12.
выработаны), недостаточность
материально-технической и
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса