Государственное регулирование предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 05:58, курсовая работа

Краткое описание

Учитывая развитие предпринимательства, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства. Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития экономики.
Мысль о попечительстве предпринимательства можно найти еще в известном изречении Владимира Мономаха о "необходимости и учить купечество и поддерживать его".
И постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства превратилась в одну из основных экономических функций государства.

Содержание

Введение 3
Экономическая сущность и содержание предпринимательства.
1.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности. 5
1.2 Методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику в целом. 8
Бюджетно-финансовой политики государства как одного из основных механизмов регулирования и поддержки предпринимательства.
1.1 Развитие малого бизнеса, особенности его налогообложения и и льгот для малого бизнеса. 18
1.2 Особенности налогообложения и льготы для малых предприятий. 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курс Госд рег экономики.docx

— 55.43 Кб (Скачать файл)

Государственное планирование должно быть непрерывным, что обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных планов.

Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую стратегию государства на ближайшие 5,10,15,20 лет и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспективных планов. Наличие экономической и научно-технической стратегии позволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а, следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства.

С планированием тесно связано регулирование. Регулирование осуществляется государством только в том случае, если запланированные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.

Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработки и реализации определенных программ.

Ценообразование. Это один из рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство тем самым воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообразования с целью обеспечения его стабильности, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров свободные, т. е. они, складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10—15% общей товарной массы, но это имеет большое значение, прежде всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и в России, цены регулируются государством и на продукцию предприятий-монополистов.

Административный контроль государства над ценами способствует устранению издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда экономические методы не могут дать желательного результата.

Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внешнеэкономической и социальной политики.

При помощи внешнеэкономической деятельности государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в свою очередь, является основой для стабилизации и подъема экономики России.

Структурная политика. В структурном плане наша экономика является гипертрофированной, это результат предшествующего развития, и изменение ее в сторону сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и социальной направленности — также важнейшая задача государства.

Из этого всего можно сделать вывод, что у государства имеются различные рычаги для вмешательства в предпринимательскую деятельность с целью стабилизации и подъема экономики, только правильно надо уметь ими пользоваться.

Бюджетно-финансовой политики государства как одного из основных механизмов регулирования и поддержки предпринимательства.

    1. Развитие малого бизнеса, особенности его налогообложения и и льгот для малого бизнеса.

Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики и, в конечном счете, высокий уровень жизни населения.

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Во всех странах мира — в Европе, Японии, США, Азии и латиноамериканского континента — идет мощная волна поддержки и развития малых предприятий. Вся Европа и в особенности страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширении своего участия в государственной поддержке малого бизнеса.

Что касается России, то с 1 января 2008 г. вступил в силу новый закон о поддержке малого и среднего предпринимательства в России.1

24 июля 2007 г. Президент РФ  подписал Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации" (далее - Закон 2007 г.).

Закон 2007 г. определяет, на какую поддержку в дальнейшем стоит рассчитывать предпринимателям малого и среднего масштаба.

Принципы поддержки:

В статье 6 Закона 2007 г. названы основные принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в частности:

- обеспечение равного  доступа субъектов к участию  в соответствующих программах  поддержки;

- разграничение полномочий  различных уровней власти;

- участие представителей  малого и среднего бизнеса  в формировании и реализации  государственной политики в области  развития малого и среднего  предпринимательства, экспертизе законопроектов.

Для реализации поставленных задач в ст. 7 Закона 2007 г. предусматриваются следующие меры:

- введение специальных  налоговых режимов, упрощение правил  ведения налогового, бухгалтерского  учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по  отдельным налогам и сборам;

- установление льготного  порядка приватизации государственного  и муниципального имущества;

- специальные формы участия  в процедурах размещения заказов  на поставку товаров и выполнение  услуг для государственных и  муниципальных нужд.

Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (ст. 8 Закона 2007 г.). Порядок ведения реестров устанавливается Правительством РФ.

Конкретные льготы в Законе 2007 г. не указаны. Их планируется включать в программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые на основании данного закона будут приниматься органами власти всех уровней. В числе форм поддержки Закон 2007 г. предусматривает финансовую, имущественную, информационную, консультационную помощь, содействие в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, особые условия для субъектов, действующих в отдельных отраслях, в том числе в области инноваций и промышленного производства, и др. Возможные виды поддержки названы в отдельных статьях Закона 2007 г.

Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона 2007 г.), которая может выражаться в передаче во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов на возмездной либо безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

1.2 Особенности налогообложения и льготы для малых предприятий.

К особенностям налогообложения малых предприятий можно отнести и то, что они могут применять различные системы налогообложения.

Субъекты малого предпринимательства в зависимости от применения системы налогообложения разделены на пять категорий.

Первая категория малых предприятий использует обычный бухгалтерский учет, и расчеты с бюджетом осуществляет аналогично средним и крупным предприятиям, применяя при этом некоторые налоговые льготы.

Вторая категория — юридические лица, ведущие упрощенный бухгалтерский учет и уплачивающие единый налог.

Третья категория (с 01.01.1999 г.) — субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность в сферах налично-денежного оборота, — обязаны вести расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход.

Четвертая категория (с 01.01.2004 г.) — субъекты малого предпринимательства, функционирующие в различных сферах деятельности, могут использовать одновременно упрощенную систему налогообложения и систему по единому налогу на вмененный доход.

Пятая категория (01.01.2004 г.) — малые сельскохозяйственные предприятия, использующие систему единого сельскохозяйственного налога.

По сути, все системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, кроме обычной, являются льготными.

Для малых предприятий имеются существенные льготы в области исчисления амортизационных отчислений. Для всех малых предприятий в этой области имеются льготы следующего характера:

• осуществлять ускоренную амортизацию с коэффициентом, равным 2;

• в первый год эксплуатации новой техники с момента ее ввода в эксплуатацию имеют право списать на себестоимость продукции до 50% от первоначальной ее стоимости как амортизационные отчисления. На использование этих льгот в области амортизационных отчислений имеются следующие ограничения:

1) срок службы основных  производственных фондов (машин  и оборудования) должен превышать  три года;

2) малые предприятия не  должны прекращать свою деятельность  в течение одного года с  момента ввода в эксплуатацию  того оборудования, по которому  списывается на себестоимость  до 50% его стоимости.

• налог на добавленную стоимость уплачивается один раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным;

• малые предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение квартала;

• в течение четырех лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться.

Малым предприятиям, производящим и перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, медицинские препараты и лекарства, занимающимся строительством и ремонтом объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, предоставляются дополнительные льготы:

• в первые два года они освобождаются от налога на прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70% общего объема реализации;

• в третий и четвертый годы работы они платят налог на прибыль по пониженным ставкам: в третий год — по ставке 25%, в четвертый — 50% ставки налога на прибыль при условии, что доля льготируемой продукции составляет не менее 90% в общем объеме реализации.

При использовании льгот в области ускоренной амортизации малые предприятия имеют возможность в первый год приобретения и эксплуатации новой техники сроком службы более трех лет списать на себестоимость значительную часть ее стоимости и тем самым ускорить процесс обновления активной части основных производственных фондов.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что отечественные малые предприятия все же имеют определенные налоговые и другие льготы, что положительно влияет на процесс развития малого бизнеса в нашей стране, но этого явно недостаточно. Необходима более ощутимая и действенная поддержка в развитии малого бизнеса со стороны государства.

На наш взгляд, оценка эффективности функционирования малого предпринимательства вообще и государственной поддержки в частности может быть определена на основе сопоставления ДВВП и AN, где ДВВП — прирост доли ВВП, созданной за счет развития малого предпринимательства; AN — прирост доли численности работающих в малом предпринимательстве в общей численности занятых в экономике.

Если Δ ВВП > Δ N то повышается эффективность функционирования малого бизнеса, если Δ ВВП < Δ N снижается.

Развитие малого предпринимательства самым существенным образом влияет на важнейшие экономические показатели как на макро-, так и на региональном уровне. Плановую долю ВВП, созданного малым бизнесом в целом по

в плановом периоде в целом по Российской Федерации или региону;

Тх —темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в целом по Российской

Федерации или региону в плановом периоде.

Индекс производительности труда в малом бизнесе в целом по Российской Федерации или отдельному региону за отчетный или плановый период можно определить по формуле:

Тпт = Тв / Тч

где Тпт — темп роста производительности труда в малом бизнесе за отчетный или плановый период;

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства в РФ