Государственное управление развитием малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство – важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является имманентным, внутренним элементом рыночной инфраструктуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖЕНИЕ. 6
1.1. Сущность малого предпринимательства. 6
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России. 12
1.3. Современное состояние малого предпринимательства в России. 17
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 19
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства. 19
2.2. Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства. 21
2.3. Направления государственного регулирования малым предпринимательством. 23
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 29
3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства. 29
3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства. 33
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ. Классификация 79 регионов РФ по уровню развития малых предприятий. 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 376.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из этого, требуется создать такие социально-экономические предпосылки в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса и в определенной степени устранить его недостатки.

Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:

-            увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;

-            рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

-            селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации;

-            создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

-            трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;

-            подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

-            разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;

-            косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;

-            ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

-            мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

-            улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

 

 

1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России.

Современное предпринимательство в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в пределах СССР. 2 апреля 1991 года был принят Закон Союза Социалистических республик «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который определил общие принципы предпринимательства СССР, регламентировал права и ответ­ственность субъектов предпринимательской деятельности, обеспечил государственную поддержку, установил отношения предпринимателей с органами госу­дарственной власти.

Закон был направлен на создание условий для широкого проявления хозяй­ственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора всех форм собственности.

Если рассматривать историю малого бизнеса с этого момента до настояще­го времени, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов.

Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна ма­лочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятель­ности на базе частной собственности.

На втором этапе (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движе­ния, в авангарде которого четко выделяется молодое поколение предпринима­телей, что определило своеобразный жизненный цикл и полосу «нецивилизованного бизнеса»; кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликви­дировались в течение месяца, часто и не приступая к работе. Это были дейст­вительно малые предприятия. Цель развития малого бизнеса - насытить внут­ренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основ­ной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.

Этап «кооперативного движения» послужил механизмом в накоплении капи­талов, позволил обрести начальные знания, навыки в организации работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. И это в определенной мере удалось: существенно расширились сферы деловой активности людей, диверси­фицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, про­изошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к прове­дению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии, поя­вилась возможность легализировать теневые капиталы и индивидуальную трудо­вую деятельность. Малый бизнес привлекает в свою сферу все большее количест­во работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увели­чение количества предприятий малого бизнеса привело к конкуренции между пред­приятиями и предпринимателями, а это изменило отношение последних к знаниям. Среди них все более востребованными становятся не только навыки, но и фунда­ментальные основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.п.

Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал переход 1 января 1989 года всех государственных предпри­ятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Аренда дала возможность соединения средств производства с непосредственным производите­лем в одном лице - трудовом коллективе. Это особенно важно для России с прису­щим ей коллективистским духом. Арендные отношения представляли собой наибо­лее совершенную модель хозяйственного расчета, стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации. Их можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Приватизация превращала государственную собственность в собственность частных владельцев, способствовала ее демонополизации. Она создавала необхо­димую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения эффек­тивности российской экономики.

Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появ­ление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении го­сударства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открываю­щие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. В эти годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессиональных знаний и деловых решений, начало слияния и укрепления коммерче­ских структур, торговли и посреднических организаций, возникновение олигархии, ук­репление финансовых институтов, банков и бирж. К сожалению, государство не смогло обеспечить поддержание конкурентной среды путем создания льготных условий дея­тельности субъектам малого и среднего бизнеса, которые обнаружили приверженность к «паразитизму», то есть к чисто посреднической и торгово-закупочной деятельности. Урок чрезмерной монополизации не был учтен. Ставка была сделана на процесс есте­ственного отбора: кто сможет выжить, тот останется. Это выглядело молчаливым под­талкиванием к централизации и укреплению позиции предпринимателя, что, с одной стороны, привело к ухудшению психологического климата на рынке за счет негативного восприятия предпринимателей, занятых «набиванием собственных карманов», а с дру­гой - значительно криминализировало обстановку.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полностью широкомасштабной приватиза­цией и развития всех видов предпринимательства, появления множества видов собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Впервые в экономике возникают венчур­ные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз бизнеса стабилизируется. Появляется четкое разграничение сфер приложения внимания среди поколений: франчайзинг; предпринимательские цепи; минимонопописты - преимущественно более опытное старшее поколение; «массовики и хамелеоны» - молодое. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. В России в силу конкретного исторического развития формирование ры­ночных отношений с конца 80-х - начала 90-х годов приобрело необратимый ха­рактер.

На шестом этапе (1995-1998 гг.) практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий.[((((]

Современный этап развития мелкого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. Однако они недостаточны для фундаментальных теоретических обобщений и выводов. Вместе с тем Россия вписывается в универсальные тенденции развития мелкого предпринимательства. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в ней и развитие малого бизнеса имеют много схо­жего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организа­ции, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования. Именно поэтому, говоря о развитии российского предпринимательства, мо­жно характеризовать его как направленное и последовательное воспроизводство среды существования, немыслимое без малых и средних предприятий.

Малые размеры предприятий сами по себе не означают автоматическую реализацию присущих им преимуществ. Чтобы получить те преимущества, необходимо более полно включиться в систему разделения труда, сориентироваться на локальные рынки сбыта и источники сырья. Поэтому при всем различии социально-экономических систем сущностные черты, характеризующие малый бизнес в Рос­сии, остаются идентичными: сугубая ориентация на рынок и свободную торговлю, преимущественное использование нецентрализованных источников финансирова­ния, высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность, общая про­стота организации и управления.


1.3. Современное состояние малого предпринимательства в России.

Общая численность постоянных работников малых предприятий достигла 7 млн. 621 тыс. человек, что превышает численность запятых на МП на 1 января 2000 г. на 78 тыс. человек, или на 1,1%. В целом за последние пять лет темпы прироста количества малых предприятий в основных отраслях экономики прак­тически не изменились. В структуре малого предпринимательства пре­обладают предприятия торговли, общественного питания, по ремонту и услугам (около 50% общего количества на начало 2001 г.). В течение пяти-шести лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений.

В 2003 г. малыми предприятиями в промышленности (по основному виду деятельности) произведено продукции на 150-170 млрд. рублей. С учетом теневого производства в данном секторе это составило 5-6% общего объема выпуска промышленной продукции. Доля малых предприятий в объеме производства по отдельным отраслям характе­ризовалась следующими показателями: 7% - в машиностроении и металлообработке; 8-10% - в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности; 9-12% в пищевой; 9-11% - в легкой промышленности.

Вклад малых предприятий в ВВП России не превышает 10-11%. В 2006 г. по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет РФ составили 19,2 млрд. руб. – в 1,3 раза больше, чем в 2005 г.[*]

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно-развитых странах, где на его долю приходиться до 60% ВВП.

Анализ статистики по регионам обнаруживает большие территориальные диспропорции по уровню развития малого предпринимательства (приложение, с.37).

На основе предложенных показателей были определены рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам. Лидирующее положение Центрального федерального округа определяется, прежде всего, высоким уровнем развития малого бизнеса в Москве. Изменения в экономической ситуации после дефолта 1998 г. привели к тому, что в лидеры вышел Северо-Западный округ. Почти половина малых предприятий сосредоточена в этих двух округах: в Центральном – 35% и Северо-Западном – 15%.


2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства.

Государственная политика в отношении малого предпринимательства находиться под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти.

К настоящему времени в стране формаль­но сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более бла­гоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Это многочислен­ные образовательные институты бизнеса, фонды финансовой поддержки (кредитова­ние, налогово-гарантийная поддержка, ли­зинговые фонды, «бизнес-инкубаторы» и «технологические парки»).

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ. Тем не менее, координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

Информация о работе Государственное управление развитием малого предпринимательства