Договор контрактации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:36, реферат

Краткое описание

1. Понятие договора контрактации (характерные особенности, отличия от смежных договоров).
2. Порядок заключения, изменения, расторжения договора контрактации; стороны и содержание договора.
3. Способы заключения договора контрактации.

Вложенные файлы: 1 файл

правовая среда.docx

— 24.01 Кб (Скачать файл)

1. Понятие договора контрактации ( характерные особенности, отличия  от смежных договоров ).


В ст. 535 Гражданского Кодекса  РФ дается следующее понятие договора контрактации: это договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю. Заготовителем является лицо, осуществляющее закупки вышеназванной продукции для переработки или продажи. В обязанность производителя входит передача продукции в количестве ассортимента, предусмотренных договором контрактации, что закреплено в ст. 537 ГК РФ. Заготовитель же, согласно ст. 536 ГК РФ, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения, а также обеспечить ее вывоз. Также естественной обязанностью заготовителя является уплата денег за продукцию.

Говоря о характерных чертах договора контрактации, следует указать, что  он является:


- формальным, то есть заключается  в письменной форме;

- срочным;

- возмездным;

- двусторонним;

- консенсуальным (считается заключенным с момента соглашения сторон).


 Для того чтобы четче  вырисовывались особенности договора  контрактации, важно выяснить его  отличия от других, смежных с  ним, договоров. Бесспорно, они  весьма схожи, что доказывает  факт возможности применения  правил договора поставки, а в  соответствующих случаях правил  о поставке товаров для государственных  нужд к отношениям по рассматриваемому  договору, не урегулированным правилами  отведенного для него параграфа  - это законодательно закреплено  в ст. 535 ГК РФ. Но все-таки особенности  есть, и состоят в следующем: Во-первых, имеются различия по составу субъектов. Согласно закону, договор контрактации заключается непосредственно с сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими и фермерскими хозяйствами и т.п., которые являются непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции. Второй стороной данного договора выступают государственные заготовители. В договорах же поставки, купли-продажи второй стороной может быть не обязательно государственный заготовитель, но и любой иной субъект.


Во-вторых, существует различие смежных договоров по предмету их заключения.

В-третьих, отличаются и виды реализуемой продукции. По договору контрактации реализуется продукция, вошедшая в государственный заказ, по другим договорам сбывается не только сельскохозяйственная продукция, но и другие ее виды.


В-четвертых, есть особенности во времени заключения договоров. Чаще всего договор контрактации предшествует договору поставки или купли-продажи. Заготовители заключают с хозяйствами договор контрактации сельскохозяйственной продукции, а уже затем реализуют ее по договорам поставки или купли-продажи.

В-пятых, можно отметить, что договор контрактации определен как заключаемый в письменной форме, а договор купли-продажи может быть заключен и в устной форме, то есть имеет место отличие по форме договора.

2. Порядок заключения, изменения, расторжения договора контрактации; стороны и содержание договора

Обеспечение интересов общества, а также и  интересов государства требует  правового регулирования отношений  по договору контрактации, по поставке сельскохозяйственной продукции для  государственных нужд. В 1994 г. несколько документов по этому поводу было принято Государственной Думой. Имеющим самое большое значение является Закон РФ от 2 декабря 1994 г. "О закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". В свете изменений политики государства в сфере экономики, смены приоритетов и повышения роли ранее не существовавших или практически бесправных субъектов Гражданского права, контрактация не обладает большой сферой применения вследствие своего специфического характера, но все-таки нельзя говорить о полном отмирании этого института, а, следовательно, акты, регулирующие отношения по контрактации, должны быть упорядочены и приведены во взаимное соответствие.

Переходя  конкретно к вопросу заключения договора, следует отметить, что  « договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой  в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст.432 п.1 ГК РФ). Применительно  к договору контрактации, к этим существенным условиям относится; наименование, ассортимент, количество, цена, общая  сумма договора, тара, упаковка, порядок  расчетов, адреса сторон, ответственность  и т.д. К этому можно добавить, что в соответствии с ст. 3 п.4 Закона РФ от 10 ноября 1994 г. "О поставках продукции для федеральных нужд" поставляемая по государственному контракту продукция должна соответствовать обязательным требованиям государственного стандарта и особым условиям, установленным контрактом. Обязательными также являются требования к качеству и взаимозаменяемости продукции.

3. Способы заключения договора контрактации


Существует  несколько способов заключения договора контрактации:

1) Путем составления единого документа.

2) Путем обмена письмами, телефонограммами и с использованием других электронных средств связи, но при этом следует учитывать, что данные, содержащиеся на носителях, должны удовлетворять условию ясности содержания и определенности стороны-отправителя (ст. 438 ГК РФ).

3) Путем добровольного принятия  хозяйством на себя исполнения  государственного заказа на поставку  продукции в федеральные фонды  и фонды субъектов Федерации  (ст.438 ГК РФ).

Порядок заключения договора контрактации определен  в ст. 5 Закона Российской Федерации  от 2 декабря 1994 г. "О закупке и  поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных  нужд".

Первый  этап состоит из того, что Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ определяют объем закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 5 лет и ежегодно, а затем заранее доводят эти объемы до сведения государственных заказчиков.

Второй  этап характеризуется тем, что государственные заказчики не позже, чем за 3 месяца до начала следующего года сообщают поставщикам об объеме закупок и поставок сельскохозяйственной продукции.

Здесь речь идет об оферте (предложение заключить договор, содержащее все его существенные услови), причем из общего смысла закона ясно, что договор в этом случае будет заключаться в обязательном порядке по ст. 445 ГК РФ, которая предусматривает, что Кодексом и другими законами могут предусматриваться случаи, когда для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно.

В таком случае потенциальный поставщик  должен направить другой стороне  извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (к проекту договора прилагается протокол разногласий) в течение 30 дней со дня получения  оферты.

2.2 Изменение и расторжение договора контрактации

Порядок изменения и расторжения любого договора установлен ст. 45 ГК РФ (Первая часть Кодекса является общей  основой для частного применения ее норм в конкретных случаях, регулируемых во Второй части). По взаимному согласию сторон ими составляется дополнительное соглашение в той же форме, что  был заключен договор. Регулируются также случаи одностороннего расторжения  договора. Статья 450 ГК РФ (Первая часть) и ст. 523 ГК РФ, конкретизирующая общие  положения (Вторая часть Кодекса), предусматривают  отказ от исполнения договора поставки товара. К договору контрактации применяются  правила поставки, так как ст. 535 ГК РФ распространяет действие правил о поставке на отношения, не урегулированные  нормами параграфа, посвященного контрактации.

Односторонний отказ или изменение договора контрактации допускается в случае существенного нарушения договора одной из заключивших его сторон.

Под существенными нарушениями договора ст. 450 ГК РФ понимает такое нарушение, которое влечет для другой стороны  такой ущерб, вследствие которого эта  сторона в значительной степени  лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с ст. 523 ГК РФ нарушение  договора поставки поставщиком считаются  существенными, если:

- он поставил продукцию ненадлежащего  качества с недостатками, которые  не могут быть устранены в  приемлемый для покупателя срок;

- им неоднократно нарушались сроки  поставки.

Исходя  из вышеназванной статьи ГК РФ, нарушение  договора поставки покупателем считается  существенным в следующих случаях:

- - при неоднократном нарушении  сроков оплаты товаров;

- - при неоднократной невыборке товаров.

Договор поставки, а, следовательно, и договор  контрактации, считается измененным или расторгнутым с момента получения  одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или  частично, если иной срок расторжения  или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен  соглашением сторон (ст. 523 ГК РФ).

В случае расторжения договора сторона-инициатор  этого действия должна сделать другой стороне предупреждение не позднее, чем за 1 месяц.

3. Ответственность сторон договора; порядок рассмотрения споров, возникших  по договору контрактации

В соответствии с ст. 4 Арбитражно-процессуального  кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный  суд за защитой своих прав и  законных интересов непосредственно, минуя сложный и длительный процесс  претензионного порядка. Надо отметить, что это большой шаг вперед законодательства, имеющий особенное  значение для предпринимателей. Но все же Федеральный закон может  устанавливать для определенной категории споров обязательный претензионный (досудебный) порядок, либо такая процедура  разрешения споров может быть предусмотрена  по согласованию сторон в договоре. На практике, как ни странно, в договорах  контрактации стороны устанавливают  чаще всего именно менее удобный  претензионный порядок урегулирования споров; вероятно, объяснением этому  служит пока еще весьма низкий уровень  правовой культуры.

Претензионный порядок предусматривает, что претензия  включает в себя следующие положения:

а) Обстоятельства, на которых основываются требования, а также доказательства, их подтверждающие. Например, если поставщик не произвел поставку продукции, своевременно оплаченную покупателем, покупателю следует ссылаться на пункты договора, устанавливающие порядок и сроки поставки, на платежные документы, на факты, которые могут доказать то, что товар не получен, и т.п.

б) Требования заявителя (о поставке товара, о выплате штрафов, пени, неустойки и т.п.).

в) Сумма претензии и ее расчет (обычно оформляется как приложение к претензии).

г) Ссылка на законодательство, нормы права, в соответствии с которыми заявляемые требования являются законными.

д) Перечень прилагаемых к претензии документов (копии платежных поручений, выписок банка по счету, кредитного договора). Копии должны быть скреплены подписями и печатями заявителя.

Представитель ответчика, если он принимает претензию, должен расписаться и поставить  дату получения претензии с приложениями. Составляется два экземпляра надлежащих документов. Если в течение 3 дней с  даты вручения претензии стороне  от нее не получен ответ, либо получен  неудовлетворительный ответ, заявитель  получает право обращения с иском в арбитражный суд. К иску прилагается экземпляр претензии с отметкой ответчика о получении, почтовая квитанция или иной документ, подтверждающий факт, что претензия была надлежащим образом направлена.Далее решающую роль играет арбитражный суд, но в процессе его работы возникает масса проблем: к примеру, в настоящее время часто происходит откладывание судебных разбирательств, иногда на целый месяц, по самым разнообразным причинам, от болезни судьи до необходимости сбора дополнительных доказательств.

Замена  претензионного порядка более простой  процедурой необходима, так как она  ведет к значительной экономии времени  и денег, что очень важно в  условиях инфляции. Новый порядок  рассмотрения споров является дополнительной гарантией защиты прав сторон договора. Новшеством и одновременно гарантией  прав является положение, разрешающее  рассмотрение спора третейским судом (по взаимному согласию сторон). Это  нововведение способствует компромиссному решению сторонами спорных вопросов.

Помимо  судов споры могут решать некоторые  несудебные органы. Например, спорные  вопросы по качеству зерна могут  решаться с помощь Государственной  хлебной инспекции по месту приемки  зерна.

1. Ответственность государственного  заказчика (контрактанта, заготовителя): а) При неисполнении или ненадлежащем исполнении Правительством РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ гарантий по выделению государственным заказчикам финансовых средств.

Информация о работе Договор контрактации