Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса и возможности его применения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:30, реферат

Краткое описание

Целью реферата является анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах и выявление возможностей адаптации различных видов форм поддержки малого предпринимательства к российским условиям.
Задачами моей работы являются:
Раскрыть основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России и раскрыть суть федеральной программы поддержки малого предпринимательства.
Проанализировать различные формы государственной поддержки малого предпринимательства в развитых странах (США, Япония, страны ЕС).
Выявить возможности для адаптации зарубежного опыта государственной поддержки малого предпринимательства к российской действительности.

Содержание

Введение 2
Сущность и роль малого бизнеса в экономике 3
Государственная политика поддержки малого бизнеса в сфере налогообложения в России 5
Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере налогообложения и возможности его адаптации в Российской Федерации 7
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Малое предпринимательство РЕФЕРАТ.docx

— 41.02 Кб (Скачать файл)

В ряде развитых стран традиционно  применяется особый режим налогообложения  малого бизнеса. Во Франции, для предприятий с совокупным годовым оборотом, не превышающим определенного порога, применяется контрактный налог, или forfait. Контрактные методы отличаются от других методов вменения в том, что их применение основано на предварительном соглашении между налогоплательщиком и налоговыми властями по установлению налоговых обязательств относительно оцененного, а не фактического дохода.

В Израиле, как указывалось, применялся налог, основанный на вменении по косвенным признакам, tachshiv. Вмененный доход устанавливается в зависимости от вида деятельности малого предприятия и от наличия в его распоряжении необходимых для деятельности факторов, которые трудно скрыть при проверке (число посадочных мест в ресторане, кресел в парикмахерской и так далее).

В ряде случаев основной целью вмененного налогообложения  является уменьшение возможности ухода  от налогообложения. В таких случаях  вводятся минимальные налоги, часто  наряду с льготным или упрощенным налогообложением малого бизнеса. Например, Италия применяет минимальный вмененный  налог, дифференцированный по видам  деятельности.

Бразилия применяет систему  налогообложения малых предприятий  с валовым доходом в качестве налоговой базы и дифференцированными  в зависимости от годового валового дохода ставками. Ставки налога изменяются от 3% до 7% валового дохода предприятия. Критерием признания предприятия  малым является также валовой  доход. При этом индивидуальное предприятие, оказывающее услуги (например, мойка машин), может не регистрироваться в Главном кадастровом управлении налогоплательщиков и иметь статус неформального предприятия.

Дания, Эстония и Австрия, к примеру, пошли совершенно иным путем. В первых трех странах специальных налоговых режимов для малого бизнеса не существует. Ряд аргументов может быть приведен против применения налоговых методов поддержки малых предприятий: налоговые меры не имеют адресного характера (в отличие от прямых субсидий), поэтому часто ими пользуются предприятия и физические лица, в них не нуждающиеся; меры, связанные с облегчением налога на прибыль, могут оказать стимулирующее действие только на прибыльные предприятия, в то время как многие малые предприятия первое время несут потери; налоговые меры могут рассматриваться как несправедливые, если сравнивать независимых предпринимателей и других налогоплательщиков; нефискальные меры являются более прозрачными и их легче рассматривать законодательной власти; часто меры, направленные на поддержку инвестиций малых предприятий, приносят более ощутимые потери налоговых доходов, чем объем инвестиций, которые они вызвали.

Следует отметить справедливость мнения о том, что введение особого  порядка налогообложения малых  предприятий противоречит принципу нейтральности налоговой системы. Однако в данном случае представляется, что некоторые льготы малым предприятиям должны лишь компенсировать им вызываемые как экономическими, так и институциональными причинами объективно меньшие возможности  самофинансирования, получения кредитов и финансирования через финансовые рынки. Исходя из этих соображений, использование  налоговых льгот для поощрения  развития малого предпринимательства  возможно, однако должно осуществляться крайне продуманно с тем, чтобы при  этом минимизировать возможности уклонения  от налогов

Важным аспектом налогообложения  малого бизнеса является критерий признания  предприятия малым. Общих принципов  определения такого критерия не существует и они широко варьируются между странами. Иногда в качестве критерия используется численность работников предприятия. Распространенным критерием является совокупный годовой оборот предприятия. В ряде случаев критерии более сложные. Так, в Бельгии и Великобритании предприятие, имеющее право на признание малым, должно одновременно удовлетворять ограничениям на численность занятых, совокупный годовой оборот и валюту баланса. 5

Итак, возвращаясь к российской практике стоит отметить, что создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее время перед нашим обществом. Между тем, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями.

Предлагаемая система  налогообложения включает выделение  трех уровней налогоплательщиков. Первую группу составляет крупный бизнес, доход которого который должен подлежать  налогообложению на начисленной  основе и определяться с применением  стандартных методов бухгалтерского учета. Вторая группа включает в себя малое предпринимательство. Предусматриваются два возможных варианта критерия признания предприятия малым. Первый вариант предполагает ограничение по валовому обороту предприятия (он не должен превышать законодательно установленной величины, желательно индексируемой в соответствии с инфляцией). По крайней мере на начальном этапе использования предлагаемого порядка налогообложения малого бизнеса, следует использовать именно этот критерий. Предприятие, удовлетворяющее критерию, имеет право вместо налога на прибыль платить налог на потоки денежных средств, который рассчитывается вместе упрощенной системе. Третью группу составляют микро-предприятия, которые имеют оборот, позволяющий не входить в режим налогообложения НДС. Для этих предприятий должны применяться методы на основе вмененного дохода, оцененного по косвенным признакам. Перечень предлагаемых ограничений включает в себя ограничение на участие в капитале предприятия юридических лиц, ограничение на определенные виды деятельности, ограничение на участие в международной торговле. Такого характера ограничения существуют в различных странах, имея ряд различий, обусловленных спецификой каждой страны. Эти меры должны снизить возможность применения методов упрощенного учета теми налогоплательщиками, для которых они не предназначены.

Применение упрощенных методов  предполагает добровольность для налогоплательщиков. То есть возможность применения упрощенных методов ограничена рядом критериев, но принятие системы налогообложения  более высокого уровня, то есть предназначенной  для категории более крупных  налогоплательщиков, является правом каждого предприятия с единственным ограничением - изменение принятой системы не должно происходить слишком  часто. Таким образом предлагается использование для малого бизнеса формальных, исключительных налогов, оспоримых в том смысле, что налогоплательщик имеет право использовать более общую систему учета.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В завершение хотелось бы отметить, что суть малого предпринимательства  состоит в том, чтобы каждому  человеку предоставлялась возможность  создать себе рабочее место. Причем, чаще всего не только себе, но и нескольким десяткам людей. Поэтому российскому  правительству необходимо в кратчайшие сроки найти пути решения проблем, стоящих на пути достойного развития малого и среднего бизнеса в нашей  стране.

Хотелось бы надеяться, что  в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим  условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Надо заметить, что несомненная  перспективность сектора малого и среднего предпринимательства  в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует  рассматривать лишь как очередную  компанию в системе антикризисных  мер, но и как долговременное направление  структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии  экономического роста в течение  долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

 

Список  использованной литературы

 

  • "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011)
  • Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
  • Указ Президента РФ от 04.04.1996 N 491 (ред. от 06.01.1999) "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 28.10.2009 N 854 "О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"

 

  • Андреева И. «О критериях выделения малого и среднего бизнеса» / / «Общество и экономика». 2007. № 7.
  • Миренга Л.Б. «Основы налогообложения» / / Инфра-М, 2009. - 365с
  • Кашин В.А. «О путях совершенствования налоговой системы» / / ЭКО. 2008. №10
  • Светлана Зангеева. «Проблемы и перспективы бизнеса в России» / / Эспрессо, 2008 
  • U.S. SBA. The Millennium: Small Business and Entrepreneurship in the 21-st Century

 

  • www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики
  • www.sba.gov - Сайт Администрации Малого Бизнеса при Президенте США
  • www.bmwi.de - Сайт генерального Директората малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий Германии
  • www.cabinet-office.gov.uk - Государственный портал Великобритании.
  • www.dmpmos.ru - Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы
  • www.giac.ru - НП "Московский центр развития предпринимательства"
  • www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития Российской Федерации

1 Миренга Л.Б. «Основы налогообложения» / / Инфра-М, 2009.

2 Кашин В.А. «О путях совершенствования налоговой системы» / / ЭКО. 2008. №10

3 U.S. SBA. The Millennium: Small Business and Entrepreneurship in the 21-st Cent

4 Светлана Зангеева. «Проблемы и перспективы бизнеса в России» / / Эспрессо, 2008 

5

 


Информация о работе Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса и возможности его применения в РФ