Индивидуальное предпринимательство. Правовой статус индивидуального предприниматея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы «Индивидуальное предпринимательство» бесспорна, так как в сложившихся экономических условиях центральной фигурой становится предприниматель, от добросовестной и грамотной работы которого в немалой степени зависят успех рыночных преобразований и благополучие страны. Говоря об актуальности данной темы, необходимо отметить, что развитие именно малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) 9
1.2 Лицензирование деятельности ИП 14
1.3 Системы налогообложения индивидуальных предпринимателей 18
2. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1 Ответственность ИП 25
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. ИП.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Основанием  отказа в предоставлении лицензии является:

- наличие в  документах, представленных соискателем  лицензии, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие  соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. [6]

Не допускается  отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие могут быть обжалованы соискателем.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя с необходимыми документами. [10; с.274]

Порядок лицензирования (общий или упрощенный) или возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается лицензиатом самостоятельно.

Лицензия теряет юридическую силу:

- в случае  ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

- в случае  реорганизации юридического лица, за исключением преобразования.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если она обязательна, влечет наложение административного штрафа:

- на граждан  - в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ.

Помимо наложения  штрафа может осуществляться конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья. [12; с.104]

 

 

1.3 Системы налогообложения индивидуальных предпринимателей

 

Как и коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели  являются субъектом налогообложения.

Во-первых, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах. Порядок постановки на учет в налоговом органе определен ст. 83, 84 Налогового кодекса РФ.

Постановка  организации или физического лица на учет (снятие с учета) подтверждается документом установленной формы. Организации или индивидуальному предпринимателю указанный документ выдается (направляется) вместе с документом, подтверждающим внесение записи в соответствующий государственный реестр.

Каждому налогоплательщику  присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. Налогоплательщики указывают свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. [2]

Индивидуальные  предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств, имеют некоторые преимущества перед иными организационно-правовыми формами предпринимательства. Начнем с уплаты налогов и сборов. Индивидуальные предприниматели уплачивают подоходный налог в порядке и размере, которые определены НК РФ для физических лиц (граждан). Для этой группы налогоплательщиков установлен единый размер налога – 13%.

Особенности исчисления сумм налога индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой, предусмотрены ст. 227 НК РФ. Указанные правила существенно отличаются от положений Кодекса, посвященных налогу на прибыль организаций.

Кроме того в сфере индивидуального предпринимательства применяется упрощенная система налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности. Она (система) используется для субъектов малого предпринимательства – организаций и индивидуальных предпринимателей. [19]

Действующим налоговым  законодательством предусмотрены  три системы налогообложения  индивидуальных предпринимателей

1. Традиционная система – уплата подоходного налога. С 1 января 2001 г. порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей, применяющих традиционную систему налогообложения, регулируется частью второй Налогового кодекса РФ.

2. Упрощенная  система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Эта система предполагает замену уплаты подоходного налога уплатой годовой стоимости патента на право применения упрощенной системы налогообложения. Перейти на данную систему индивидуальные предприниматели могут в добровольном порядке при наличии двух условий:

- их деятельность соответствует критериям, установленным Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектом малого предпринимательства»;

- их деятельность не подпадает под действие Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

3. Вмененная  система. В ее основе лежит  уплата единого налога на вмененный доход, заменяющего собой как подоходный налог, так и страховые взносы во внебюджетные фонды, а также ряд других налогов. Перевод индивидуальных предпринимателей на эту систему производится в обязательном порядке и регулируется указанным Законом № 148-ФЗ.

Каждая из трех систем налогообложения индивидуальных предпринимателей напрямую связана с уплатой подоходного налога либо заменой его на иной налог. Однако при применении любой из трех систем в рядке случаев предприниматель помимо основного налога должен будет уплачивать и иные налоги и сборы. Их перечень установлен в ст. 13-15 НК РФ (федеральные, региональные и местные налоги). [11; с.211-213]

Для наглядности  системы налогообложения индивидуальных предпринимателей представлены ниже в таблице 1.

                                                                                        Таблица 1

Системы налогообложения индивидуальных предпринимателей

 

НАЛОГИ, АКЦИЗЫ

Системы налогообложения

Традиционная

Упрощенная

Вмененная

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

 

 

 

Налог на добавленную стоимость

+

-

-

Акцизы на отдельные  виды и группы товаров

+

+

-

Налог на операции с ценными бумагами

-

-

-

Таможенная  пошлина

+

+

+

Государственная пошлина

+

+

+

Налог с владельцев транспортных средств

+

+

+

Налог на игорный  бизнес

+

+

-

Налог на покупку  иностранных денежных знаков и платежных  документов, выраженных в иностранной  валюте

+

+

+

Единый социальный налог

+

+

-

РЕГИОНАЛЬНЫЕ  НАЛОГИ И СБОРЫ

     

Налог с продаж

+

+

-

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

     

Налог на имущество  физических лиц

+

+

+

Земельный налог

+

+

+

Регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью

+

+

+

Сбор за право  торговли

+

+

+

Налог на рекламу

+

+

+

Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением  сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами

+

+

+

Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров

+

+

+


 

Выбор системы  налогообложения влияет на уплату налогов  на доходы, полученных только непосредственно от предпринимательской деятельности. Все другие доходы (например, доходы от продажи имущества, принадлежащего предпринимателю на праве собственности, в виде материальной выгоды и т. п.) облагаются подоходным налогом в установленном порядке. [19]

Существуют  особенности и в порядке внесения индивидуальными предпринимателями  платежей во внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования, фонд занятости).

Существуют  и другие преимущества и льготы, делающие весьма привлекательной для  использования в бизнесе индивидуальной формы предпринимательства. Поэтому  едва ли можно признать убедительным мнение некоторых ученых и практических работников об упразднении индивидуальной формы предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прекращение предпринимательской деятельности

 

На самом  деле предприниматель может в любое время принять решение о прекращении своей предпринимательской деятельности и подать заявление в регистрирующий орган об аннулировании государственной регистрации. При этом свидетельство о государственной регистрации предпринимателя утрачивает силу и подлежит возврату регистрирующему органу в день подачи заявления о прекращении гражданином предпринимательской деятельности.

В случае добровольного  аннулирования государственной регистрации, в дальнейшем необходимо подать заявление в налоговую инспекцию для снятия с учета. При этом необходимо представить налоговую декларацию с внесенными данными о поступивших доходах и произведенных расходах с начала отчетного года (начала деятельности) по день окончания деятельности (день аннулирования регистрации по заявлению предпринимателя регистрирующим органом). [14]

В том же случае, когда индивидуальный предприниматель являлся работодателем, ему необходимо оформить прекращение трудовых отношений со своими работниками. Особенности труда работников, нанятых физическими лицами, регулируются главой 48 Трудового кодекса. В настоящее время действует норма, которая возлагает на всех работодателей – физических лиц обязанность по регистрации заключенных трудовых договоров в соответствующем органе местного самоуправления (ст. 303 ТК РФ). При этом обязанность по регистрации прекращения трудового договора в органах местного самоуправления законодательством не предусмотрена.

Кстати, в соответствии с поправками, внесенными в Трудовой кодекс (закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ), работодатели – индивидуальные предприниматели вообще освобождены от исполнения обязанности по регистрации трудовых договоров. [13; с.82]

Если работодателем  являлось физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то трудовой договор с работником может быть расторгнут по пункту 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, то есть по инициативе работодателя (п. 28 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). В случае увольнения работников в связи с прекращением деятельности работодателем – физическим лицом сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором (ст. 307 ТК РФ). Следовательно, нормы Трудового кодекса, предусматривающие сроки предупреждения об увольнении, размеры выходного пособия и других компенсационных выплат, распространяются только на работодателей – юридических лиц. [19]

Таким образом, процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя не заканчивается государственной регистрацией такого прекращения и внесением записей в госреестр. Для полного расставания со статусом предпринимателю необходимо освободиться от всех обязательств, возникших в процессе его работы. Это вопросы, связанные с трудовыми отношениями, имуществом и земельными участками, используемыми для предпринимательской деятельности, различные лицензии, разрешения и т.д.[14]

Кроме этого, не исключено, что индивидуальный предприниматель может стать банкротом. Здесь существуют два варианта:

1. Индивидуальный  предприниматель объявляет себя  банкротом в добровольном порядке при невозможности удовлетворить требования кредиторов.

2. Суд принимает  решение о признании предпринимателя банкротом в случае подачи кредиторами иска о банкротстве.

В любом из двух указанных выше случаев дело о  банкротстве индивидуального предпринимателя будет рассматриваться в арбитражном суде по месту регистрации индивидуального предпринимателя. [9; с.108]

Основанием  признания индивидуального предпринимателя  банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 164 Закона о банкротстве). Причем сумма такого рода обязательств должна превышать 100 МРОТ (п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве).

Правом подать в суд иск о признании индивидуального предпринимателя банкротом наделены:

Информация о работе Индивидуальное предпринимательство. Правовой статус индивидуального предприниматея