Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:37, реферат
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Однако это определение нельзя считать полным, так как инфляция это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие инфляции и инфляционного риска…………………...……….4
2 Причины возникновения инфляционного риска…………….…………6
3 Виды инфляции…………………………………………………….…….8
4 Экономические и социальные последствия инфляционного риска…11
Заключение…………….………………………………………………….14
Список использованной литературы……………….………………........15
Вследствие утраты у хозяйственных субъектов доверия к национальной валюте, оборот денег чрезвычайно увеличивается, что в данном случае равносильно увеличению их количества. Соответственно цена увеличивается гораздо больше, чем количество наличных денег в обороте. В раскручивании спирали гиперинфляции чрезвычайную роль также играют инфляционные ожидания. Но при соответствующей государственной политике нет оснований для перерастания умеренной, или ползучей, инфляции в гиперинфляцию.
Согласно вышеизложенному можно сделать вывод, что в первую очередь чаще всего, инфляция является следствием какой-то деятельности правительства, изменении политики государства, а во вторую очередь с наступлением войны и других катаклизмов.
Прежде всего, от инфляции страдает основная масса населения, то есть рабочие, служащие и т.д., тех, кто получает относительно фиксированные денежные доходы и "субсидирует" тех, чьи денежные доходы меняются. Непредвиденная инфляция наказывает владельцев сбережений. Она приносит выгоды получателям займов за счет кредиторов. Некоторые семьи, владеющие недвижимостью или держащие какие-то финансовые активы, могут и выиграть и проиграть при инфляции, т.к. при инфляции финансовые активы могут обесцениваться, а недвижимость обязательно растет в цене.
Можно подчеркнуть, что последствия инфляции в сфере перераспределения произвольны в том смысле, что они возникают независимо от целей и ценностей общества. У инфляции отсутствует общественное сознание, поэтому она берет у одних и дает другим, будь то богатые или бедные, молодые или старые, здоровые или больные.
Все эти виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии - т.е. при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост цен на товары и услуги может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в дефиците предложения.
Также разделяют два типа инфляции - сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка государственного банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами.
В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара. Существуют и другие виды классификации инфляции, например, на ожидаемую и неожидаемую.
Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени, и она зачастую является прямым результатом действий правительства. Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый «эффект Пигу» - резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса, производитель становится вынужден снижать цену и все возвращается в состояние равновесия.
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИОННОГО РИСКА
Эти последствия сложны и разнообразны. Небольшие темпы инфляции содействуют временному оживлению конъюнктуры посредством росту цен и нормы прибыли. По мере увеличения темпов инфляции она превращается в реальное препятствие для производства и обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. Галопирующая инфляция дезорганизует производство, наносит серьезный экономический ущерб, затрудняет проведение экономической политики. Также неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает систему потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Галопирующая инфляция активизирует спрос до уровня, на котором он не может быть насыщен промышленностью, а товарный дефицит, в свою очередь, подрывает стимулы к денежному накоплению. Сбережения населения обесцениваются, потери несут банки и другие кредитующие учреждения. Инфляция является как бы сверхналогом на население, а как следствие - отставание доходов населения от беспрерывно растущих цен.
Но каковы бы ни были «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний на ход экономического развития. Отметим кратко лишь некоторые из них.
Инфляция (и это общепризнано) сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.
Негативная функция инфляции
состоит также в том, что она
сужает возможности накопления. Сбережения
в ликвидной форме сокращаются,
частично принимают натуральную
форму (скупку недвижимости). Соотношение
между потребляемой и сберегаемой
частями доходов сдвигается в
сторону потребления. Выпуск ценных
бумаг нередко не достигает желаемой
цели, ибо оказывается не в состоянии
«связать» деньги у населения. Инфляция
ослабляет позиции властных структур.
Стремление государственных органов
получить посредством эмиссии
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
* снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
* обесценивание сбережений
населения (повышение
* потеря у производителей
заинтересованности в создании
качественных товаров (
* усиление диспропорций
между производством
* ухудшение условий жизни
преимущественно у
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие временной стоимости
денег приобрело особую актуальность
в нашей стране с началом перехода
к рыночной экономике. Причин тому было
несколько: инфляция, расширившиеся
возможности приложения временно свободных
средств, снятие всевозможных ограничений
в отношении формирования финансовых
ресурсов хозяйствующими субъектами и
др. Появившаяся свобода в
В большинстве компаний стараются следовать политике поддержания так называемого целевого остатка денежных средств на счете, который определяется либо интуитивно, либо с помощью формализованных методов и моделей. Омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями. Поэтому любая компания должна учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств.
Влияние инфляции - один из факторов, которые всегда должны учитываться в финансовых расчетах, даже если темпы роста цен невысоки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учеб. - М.: Финансы и статистика, 2004 - 224 с
2. Волкова О.И., Девяткина
О.В. Экономика предприятия (
3. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент - М.: Финансы и статистика, 2006. - 768 с
4. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 269 с
5 Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М 2007 - 495 с
6. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент: Управление финансами предприятия: Учеб. - М.: ИЦ «Академия», 2006 - 384 с