Введение
В настоящее
время в России полным ходом идет
развитие рыночной экономики. Проведение
реформ и развитие рыночных отношений
определили необходимость формирования
и развития новых форм хозяйствования,
в частности, предприятия малого
и среднего бизнеса. Что экономически выгодно,
так как появление большого числа фирм
приводит к появлению новых рабочих мест,
малым предприятием легче управлять в
условиях нестабильного курса национальной
валюты, а также это приносит реальные
деньги в федеральный бюджет и бюджет
регионов Российской Федерации. Развитие
малого бизнеса в первую очередь необходимо
старым крупномасштабным предприятиям,
так как они дают им новую жизнь, и в союзе
с ними получают значительную выгоду,
как для себя, так и для рыночной экономики
в целом. В виду того, что развитие малого
и среднего бизнеса является одним из
условий перехода России к полноценным
рыночным отношениям, устойчивому развитию
экономики, а также обеспечению стабильности
в социальной сфере, я считаю данную тему
наиболее актуальной в современной жизни
нашей страны.
Целью в данной
работе будет произвести характеристику
малого и среднего бизнеса в России,
выделить специфические особенности
и обозначить основные и наиболее
острые проблемы, стоящие перед малым
и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
В первой части
работы я предлагаю рассмотреть
истоки и процесс развития малого
и среднего бизнеса в Российской
Федерации, а также дать ему определение.
Во второй части ознакомиться с опытом
работы российских предприятий малого бизнеса, на основании чего
провести анализ и выделить наиболее острые
проблемы развития малого предпринимательства
в нашей стране и пути их решения. В третьей
части данной работы отметить роль государства
в развитии малого и среднего бизнеса
в России.
Глава 1.
История развития, понятие и сущность
малого бизнеса в России
1.1. История развития малого и
среднего бизнеса в России
Российский
малый бизнес является сектором экономики
в буквальном смысле порожденным
реформами. В течение нескольких
десятилетий в России господствовала
командная плановая экономика. В этих
условиях управление национальным хозяйством
велось на основе централизованного планирования.
Планы носили директивный характер и являлись
обязательными к выполнению. Руководители
предприятий были ограничены в выборе
экономических решений, в результате чего
отсутствовала материальная заинтересованность
в конечных результатах своего труда.
Система управления экономикой страны
по существу представляла собой аналог
системы управления вертикально интегрированной
корпорации. Принципиальная схема управления
предприятиями в условиях централизованного
управления экономикой представлена на
рисунке 1 (прил. 1). Отсутствие самостоятельности
в решении вопросов, определяющих деятельность
предприятий, ограничивало возможности
его интенсивного развития, сковывало
инициативу работников всех уровней. В
данной ситуации производители не имели
возможности выбирать поставщиков сырья,
оборудования, а также самостоятельно
осуществлять сбыт продукции. Данные факторы
только сдерживали рост качества продукции,
производительности труда и введение
инноваций. В свою очередь, потребитель
был ограничен в выборе предлагаемых продуктов.
Все это приводило к отсутствию конкуренции,
которая вынуждала бы всех участников
экономического процесса действовать
эффективно и ответственно.
Централизованное
управление экономикой имело своей
целью обеспечение прогрессивных
пропорций в развитии общественного
производства, сбалансированного развития
отраслей и формирования единого
народного комплекса. Считалось, что это
обеспечит более эффективное распределение
ресурсов между отраслями и предприятиями.
На практике, однако, должной сбалансированности
развития отраслей достичь не удалось,
более того, оно происходило на фоне больших
противоречий./1/
К 80-м годам двадцатого
столетия экономика России оказалась
в кризисной ситуации, что требовало проведение
ряд реформ, которые ознаменовали переход
от командной плановой экономики к рыночной
экономике. Так в середине 80-х годов партийные
и хозяйственные руководители высшего
уровня приняли решение о перестройке
всей системы общественно-экономических
отношений. Перестройка проходила в рамках
социалистического уклада и сопровождалась
некоторой демократизацией управления
и гласностью. В процессе перехода от одной
экономической системы к другой произошло
зарождение новых форм хозяйствования.
В данном случае я говорю об первых формах
малого бизнеса. Истоками рождения малого
бизнеса являются законы бывшего СССР
в 1986 году «Об индивидуальной трудовой
деятельности» и в 1988 году «О кооперации»,
а также положение комиссии по совершенствованию
хозяйствования механизма при Совете
министров СССР в 1988 году «Об организации
деятельности малых предприятий». Дальнейшее
развитие малого бизнеса, основанного
на различных форм собственности и их
сочетании, пошло с принятия Постановления
Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года
«О мерах по созданию и развитию малых
предприятий».
В конце
80-х годах происходит зарождение
и деятельность центров научно-технического
творчества, временных творческих коллективов
при общественных организациях, распространение
бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических
основ предпринимательской деятельности
на базе частной собственности.
К началу
90-х сфера деятельности малого бизнеса
расширяется, количество
людей, принимающих в нём участие, увеличивается;
предпринимательство приобретает характер
активного многочисленного движения.
Создаются кооперативы. Целью развития
малого бизнеса является насыщение внутреннего
рынка потребительскими товарами. В данном
периоде происходит накопление и перераспределение
капиталов, обретаются начальные знания,
навыки работы малого предприятия. Началась
подготовка к проведению так называемой
малой приватизации, которая создавала
необходимую базу для реального перехода
к рыночным отношениям, повышения экономической
эффективности российской экономики.
Особую значимость в этот период имело
развитие арендных отношений, которые
можно рассматривать как российскую особенность
малого предпринимательства.
В 1991
- 1992 гг. произошли коренные
изменения в отношении государства к развитию
предпринимательства. Были приняты многие
законы, открывшие широкие возможности
для масштабного развития предпринимательства.
На данном этапе благодаря либерально-демократическим
реформам малый бизнес развивался очень
динамично. «На начало реформ пришелся
мощный рывок людей в частное предпринимательство,
прежде всего, в его малых формах. За 1992
год было создано порядка 190 тыс. новых
малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем
за 1991 год». /2/ Данный период охарактеризовался
появлением среднего и крупного бизнеса
в России.
Период
1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной
приватизацией и развитием всех
видов предпринимательства, появлением
множества собственников и интенсивным
участием малого бизнеса в сфере
услуг, торговли, общественного питания,
легкой промышленности, производящих
товары массового потребления и длительного
пользования. Также происходит деление
предприятий по критерию их размера в
зависимости от численности работающих,
стоимости основных и оборотных фондов,
объема производства продукции и других
показателей.
К 1995
году порядка 65% всех российских частных
предприятий стали малыми. В это
период создается нормативно-правовая
база, регулирующая предпринимательскую
деятельность в малых формах.
Сформировывается сеть сервисных организаций,
предоставляющих малым предприятиям образовательные,
информационные, консультационные и финансовые
услуги.
С 1997
года совокупный прирост числа малых
предприятий примерно составил 0,1-2,5%,
что свидетельствует
о поступательном, хотя и очень медленном
развитии сектора малого бизнеса. Однако
в 2001 году был отмечен спад в развитии
малого бизнеса, который усугубился в
2002 году. На 01 января 2003 года в стране насчитывалось
всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя
при развитой рыночной системе их должно
быть несколько миллионов. Недостаточное
развитие получили и индивидуальные предприятия
(семейные и с применением наемного труда),
а также крестьянские (фермерские) хозяйства
и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской
деятельности весьма полезны и доходны./3/
Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую
сторону и происходит значительный прирост
количества малых предприятий, что продолжается
до сих пор. Но, несмотря на колебания числа
малых предприятий в стране, объем производимой
ими продукции и услуг неуклонно растет,
увеличивается и число рабочих мест.
Таким
образом, если подвести итог и рассмотреть
послеперестроечный период развития малого
бизнеса в нашей стране, то можно
выделить три периода:
1. период
интенсивного становления предпринимательства
(1990-1995гг.);
2. период
насыщения и структурного оформления
(1996-1998 гг.);
3. период
цивилизованной модернизации (с
1998г. по настоящее время).
1.2. Понятие и сущность малого
бизнеса в России
Понятие малого бизнеса
неразрывно связано с размером действующих
хозяйственных субъектов, т.е. малых предприятий.
Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону
РФ № 88-ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской
Федерации», под субъектами малого предпринимательства
понимаются коммерческие организации,
в уставном капитале которых доля участия
РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных
организаций, благотворительных и иных
фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая
одному или нескольким юридическим лицам,
не являющимися субъектами малого предпринимательства
не превышает 25% и в которых численность
работников за отчетный период не превышает
следующих предельных уровней:
в промышленности,
строительстве и на транспорте -
100 человек;
в оптовой
торговле - 50;
в розничной
торговле и бытовом обслуживании
- 30;
в других
отраслях и при осуществлении
других видов деятельности - 50 человек.
В ряде
научных работ под малым бизнесом
понимается деятельность, осуществляемая
субъектами рыночной экономики при определенных,
установленных законом, государственными
органами и другими представительными
организациями критериях. Как правило,
наиболее общими критериями, на основе
которых предприятия относятся к малому
бизнесу, является: численность персонала,
размер уставного капитала, величина активов,
объем оборота (прибыли, дохода). Следует
отметить, что критерии отнесения предприятий
к малым в нашей стране пока не устоялись,
поэтому в настоящее время широко обсуждаются
вопросы уточнения критериев, в частности
с точки зрения установления границы предельного
получаемого малыми предприятиями ежегодного
дохода. /2/
Малый
бизнес - это базовая составляющая
рыночного хозяйства, которая является
наиболее совершенной формой производственно-экономических
отношений, при которых предприниматель,
работая в условиях полной хозяйственной
самостоятельности и имущественной ответственности,
становится подлинным хозяином. /2/
Малые
и средние предприятия различаются
по форме собственности, организационно-правовой
форме, отраслевой и территориальной
принадлежности, по размерам, по характеру
деятельности, по структуре деятельности
и отношению к происхождению капитала.
По
форме собственности предприятия
могут быть частными, государственными,
муниципальными и иными.
В зависимости от целей деятельности
выделяют коммерческие и некоммерческие
предприятия. Коммерческие предприятия
осуществляют предпринимательскую деятельность,
и их основная цель - это получение прибыли.
По
отраслевой принадлежности выделяют промышленные,
сельскохозяйственные, транспортные,
строительные и другие предприятия.
По
размерам предприятия группируются
на крупные, средние и малые.
По
характеру деятельности (стадиям
жизненного цикла продукта) выделяют
исследовательские, проектные, конструкторские,
производственные, сбытовые и другие
предприятия.
По
структуре деятельности предприятия
разделяют на специализированные, производящие
ограниченную номенклатуру товаров
и диверсифицированные, производящие
широкую номенклатуру товаров и
работающие на разных рынках.
По
отношению к происхождению
капитала различают национальные, иностранные
и смешанные предприятия.
Главными особенностями
малого и среднего бизнеса являются:
деятельность в хозяйственной сфере
с целью получения прибыли, экономическая
свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке,
гибкость. А так же ограниченность его
масштабов вызывает особый, личностный
характер отношений между хозяином и работником,
что позволяет добиваться действительной
мотивации работы персонала и более высокой
степени его удовлетворенности трудом.
Относительно небольшие рынки ресурсов
и сбыта не позволяют фирме оказывать
сколько-нибудь серьезное влияние на цены
и общий отраслевой объем реализации товара.
В малом бизнесе присутствует персонифицированный
характер отношений между предпринимателем
и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано
на обслуживание сравнительно узкого
круга потребителей. Малые предприятия
в основном полагаются на сравнительно
небольшие кредиты банков, собственные
средства и “неформальный” рынок капиталов
(деньги друзей, родственников и т.д.). Также
в малом бизнесе высока доля оборотного
капитала по сравнению с основным фондом.
Если у крупных предприятий это соотношение
80:20, то у малых оно составляет 20:80.
За частую в малом
бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется
родственниками хозяина, чем диктуется
прямая вовлеченность последних во всю
деятельность предприятия.
Функциями малого предприятия,
прежде всего, являются экономические,
определяемые его ролью как, во-первых,
работодателя; во-вторых - производителя продукции
и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического
прогресса, в четвертых - налогоплательщика,
в пятых - агента рыночных отношений.
Не менее значимой
функцией, на мой взгляд, является социальная.
Так через малые формы предпринимательской деятельности
многие люди раскрывают и реализуют свой
творческий потенциал. В основном здесь
используется труд социально уязвимых
групп населения (женщин, учащихся, инвалидов,
пенсионеров, беженцев и т.д.), которые
не могут найти себе применение на крупных
предприятиях. Малые предприятия являются
главным местом производственного обучения
и своеобразным “полигоном” для обкатки
молодых кадров.