Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:12, лабораторная работа
Реформа (19.02.1861 г.) дала импульс широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства.
Практическая работа №1.
История развития предпринимательства. Основные понятия в предпринимательстве.
Этапы развития предпринимательства в России:
Этап |
Характерные особенности |
"+" |
"-" | |||
1.Предпринимательство в 1861-1917 гг. |
Реформа (19.02.1861 г.) дала импульс широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. Ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. |
Предпринимательство во второй половине XIX в. - начале XX в. получило наибольшие в России возможности развития. |
Противоречия общественной и экономической системы не могли оказать влияния на развитие предпринимательства. Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые Витте, Столыпиным, до такой степени изменили жизнь людей, что сообщество всей силой своих традиций и энергии "под корень уничтожило недостаточно прочные основания частного интереса и социальной независимости". Тем более, что предпринимательская деятельность и ее носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти, со стороны других групп населения. Но можно утверждать, что не сама предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать, приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает, – и все это в гораздо больших объемах, чем при нормальных экономических отношениях. | |||
2. Этап развития российского предпринимательства 1917 год – начало 20-х годов |
Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный передел земли с последующим развитием крупных коллективных хозяйств. |
Производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом. Планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков синдиката, а распределение по труду как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов |
Монопольное положение государства, централизация, лишение самостоятельности производителей, устранение конкуренции между ними все это тормозило развитие предпринимательства. | |||
3. Период НЭПа |
Началом НЭПа можно считать утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926 г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927 г. «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный. Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акционерных обществах. Отражением этого процесса явился переход к многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т.д. |
Оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 20-х годов были почти полностью восстановлены тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. |
В этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись. | |||
4. Середина ХХ века |
Период безраздельного господства административно - командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование. В 80-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. |
стали возрождаться некогда забытые формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация. Однако все это не выходило за рамки традиционного хозяйствования. Впервые после нэпа предпринимательство в отечественной экономике получило официальное признание. Под развитие предпринимательской деятельности подведена юридическая основа. |
Увеличение масштабов теневой экономики. Пытаясь держать власть над экономикой, российское правительство регламентировало частнопредпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность
осуществляется гражданами под свой
риск и под имущественную | |||
5. Феномен малого | ||||||
5.1. Первый этап: 1992 - 1994 гг. |
Этот этап характеризуется
продвижением вперед в понимании
сути экономических проблем малого
предпринимательства. Констатируется
значение роли и места малого предпринимательства
в создании конкурентоспособной
экономической среды новой |
В начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий. В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов. закладываются интересные перспективные начинания в разных регионах страны. рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. Планировалось, что главная функция этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать деньги, а в том, чтобы привлекать средства — и не только российских, но и иностранных партнеров. |
доля малых предприятий
в сфере материального Этот период совпал с массовой (ваучерной) приватизацией, которая в целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации (1992 —1994 гг.) привел к созданию «командного номенклатурного капитализма». Это полностью отвечает интересам очень узкого круга лиц, при целенаправленном сокращении возможностей участия широких масс населения в формировании среднего класса частных собственников. Либерализация цен фактически полностью уничтожила накопленные средства и сбережения, что могло бы стать необходимым источником капитала для ведения собственного дела. На федеральном уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса. наблюдалось нарастание криминально-уголовного характера многих процессов в малом бизнесе, что связывается с отсутствием устойчивых, сложившихся норм и правил предпринимательской этики, наличием «государственного рэкета» и уголовного рэкета. | |||
5.2. Второй этап: 1995 - 1998 гг. |
На этом этапе отчетливо
прослеживается нацеленность экономической
политики на создание концепции развития
малого предпринимательства в нашей
стране. Вырабатываются конкретные меры
реальной помощи малому бизнесу по
всей стране с предоставлением |
Был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». определяет «Федеральная
программа государственной Создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства;
|
Малое производство со своим
уникальным предпринимательским | |||
5.3. Третий этап: 1999 г. – настоящее время |
Для современного этапа становится
характерным обеспечение |
В основе всей системы программных
направлений закладывается |
2. Группы терминов с учетом сходных признаков.
1 признак |
2 признак |
3 признак |
4 признак |
Коммерсант |
Ваучер |
Кооператив |
Ярмарка |
Брокер |
Акция |
Магазин |
Биржа |
Маклер |
Деньги |
Фирма |
Торги |
Дилер |
Вексель |
Франчайзинг |
Реклама |
Аудитор |
Валюта |
Лизинг |
Банк |
Бизнесмен |
Товар |
Аренда |
Консорциум |
Компромисс | |||
Выставка | |||
Витрина |
КОММЕРСАНТ — лицо, занимающееся частной торговлей, коммерцией, осуществляющее торговое предпринимательство.
БРОКЕР — лицо, биржевой работник, участник рынка, агент рыночных отношений, выступающий в роли посредника между продавцами и покупателями товаров, ценных бумаг, валюты. Брокеры способствуют заключению торговых сделок, "соединяя" между собой покупателей и продавцов. Брокеры действуют по поручению своих клиентов и за их счет, получая плату или вознаграждение в виде комиссионных при заключении сделки. В роли брокера могут выступать отдельные лица, фирмы, организации.
ВАУЧЕР — 1) в России в начале 1990-х гг. приватизационный чек, документ, дающий право на участие в приватизации посредством его обмена на акции приватизируемого предприятия; 2) письменное свидетельство, поручение, гарантия; 3) документ на получение определенного вида социальной помощи.
МА́КЛЕР - Посредник при заключении торговых сделок
А́КЦИЯ 1. Документ о взносе определенной доли в капитал торгово-промышленного или финансового предприятия, дающий право собственности и участия в делах соразмерно внесенной сумме (фин., торг.).
ДИЛЕР — 1) частное лицо или фирма, члены фондовой биржи, ведущие биржевые операции не в качестве простых агентов-посредников (брокеров), а действующие от своего имени и за собственный счет, то есть вкладывающие в дело собственные деньги, осуществляющие самостоятельно куплю-продажу ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов; 2) участник бизнеса, физическое или юридическое лицо, закупающее продукцию оптом и торгующее ею в розницу или малыми партиями. Обычно это агенты фирм — производителей продукции, выступающие в роли участников ее дилерской сети.
ЯРМАРКА — 1) крупный торг, устраиваемый в постоянном месте в определенное время; 2) выставка, экспозиция товаров, подлежащих продаже.
ДЕНЬГИ — особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства, образно говоря, "товар всех товаров".
БАНК — финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу. Банки выпускают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают, обменивают деньги и ценные бумаги, контролируют движение денежных средств, обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и расчетам.
БИРЖА — регулярно функционирующий, организационно определенный оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара. Биржа, играя роль посредника в торговых операциях, способствует установлению контактов между продавцами и покупателями товара и формированию оптовых рыночных цен посредством биржевых торгов.
ТОРГИ — традиционная, широко распространенная форма торговли, при которой заключению торговой сделки между продавцом и покупателем предшествуют переговоры в виде торга по поводу цены товара.
ВЕКСЕЛЬ — ценная бумага в виде долгосрочного обязательства, составленного в письменном виде по определенной форме. Вексель дает лицу, которому он выдан (кредитору, заимодавцу), именуемому векселедержателем, безусловное, поддерживаемое законом право на получение (возврат) предоставленного им на фиксированный срок и на определенных условиях денежного долга.
КОМПРОМИСС — соглашение на основе взаимных уступок.
АУДИТОР — доверенное лицо, осуществляющее аудит, проверяющее финансово-хозяйственную деятельность фирм, предприятий, акционерных обществ. В качестве аудиторов могут выступать квалифицированные специалисты, профессионалы, имеющие специальную лицензию или являющиеся работниками аудиторских служб, фирм.
КОНСОРЦИУМ — временное объединение компаний, банков на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Консорциум несет солидарную ответственность перед своими заказчиками.
ТОВАР — 1) любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме; 2) объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами и покупателями.
КОНСЕНСУС — договоренность, согласие по поводу условий осуществления операции, деятельности, в которых заинтересованы несколько сторон.
КООПЕРАТИВ — предприятие, организация, созданные путем добровольного объединения лиц на паевой основе для осуществления предпринимательской деятельности.
МАГАЗИН — 1) любая организация, заведение розничной торговли, выступающие как юридическое лицо или находящиеся в отдельном здании, торговом помещении, розничная торговая точка; 2) биржевой термин, означающий дилерскую компанию, занимающуюся куплей-продажей облигаций; 3) магазин комиссионный, принимающий товары на комиссию у населения для продажи по договорным ценам, оказывающий комиссионные услуги.
ФИРМА — самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организации.
РЕКЛАМА — открытое оповещение фирмой потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг о качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы; одна из важнейших составляющих маркетинга; форма коммуникации между продавцами и возможными покупателями предлагаемого к продаже товара.
ВАЛЮТА — 1) денежная единица страны (национальная валюта), используемая в данном государстве. Например, российская валюта — рубль, французская — франк; 2) денежные знаки иностранных государств, кредитные и платежные документы в виде векселей, чеков, банкнот, используемые в международных расчетах, — иностранная валюта.
ЛИЗИНГ — долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором.
ФРАНЧАЙЗИНГ — смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной "родительской" фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.
АРЕНДА — предоставление имущества (земли) его хозяином во временное пользование другим лицам на договорных условиях, за плату.
БИЗНЕСМЕН — деловой человек, предприниматель, антрепренер, лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее свое дело в целях получения прибыли или иной выгоды.
Информация о работе История развития предпринимательства. Основные понятия в предпринимательстве