Источники предпринимательского права.Иностранные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательство - это особый вид экономической активности (целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Содержание

1. Источники предпринимательского права 3

2. Иностранные инвестиции 8

3. Задача 14

Библиографический список 17

Вложенные файлы: 1 файл

ВАРИАНТ 3 рпп готов.docx

— 38.96 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

 

1. Источники предпринимательского права 3

 

2. Иностранные инвестиции 8

 

3. Задача 14

 

Библиографический список 17

 

  

  1. Источники предпринимательского права.

 

Предпринимательство - это особый вид экономической  активности (целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной  инициативе, ответственности и инновационной  предпринимательской идее.

Источник  предпринимательского права – это  внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные  способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Принято выделять следующие виды источников предпринимательского права: нормативные  правовые акты; обычай делового оборота; общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В настоящее  время в юридической литературе идет дискуссия по поводу возможности  признания судебного прецедента источником права России. Однако постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются в нашей стране источниками  права, так как российская система  права принадлежит к романно - германской системе права. Но выраженная в постановлениях пленумов Высшего  Арбитражного Суда РФ, обзорах судебной практики по делам, связанным с применением  норм предпринимательского права, имеет  важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. К  нормативным правовым актам, регулирующую предпринимательскую деятельность, относятся:

  1. Конституция РФ - закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8); защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (п. 2 ст. 8); разные виды собственности на землю и другие ресурсы (п. 2 ст. 9); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (п.1 ст. 34), предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71-73) и др.

Устанавливает минимум гарантий прав и интересов  участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен: равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8); гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46); возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55);

  1. ГК РФ, Налоговый кодекс РФ (НК РФ), КоАП РФ и др.
  2. Федеральные законы.

Устанавливающие государственные требования к организации  и осуществлению предпринимательской  деятельности: от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов  деятельности», от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Определяющие  основные правила устройства и функционирования рынка: от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

Устанавливающее правовое положение хозяйствующих  субъектов: от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об  акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях»  и др.

Регулирующие  отдельные виды предпринимательской  деятельности: от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и  др.

  1. Подзаконные нормативные акты.

Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и др.

  1. Нормативные правовые акты субъектов РФ.

Издаются  законодательными и исполнительными  органами субъектов РФ в пределах компетенции, установленной ст. 71-71 Конституции и не могут противоречить  федеральному законодательству.

  1. Муниципальные правовые акты.

Принимаются по вопросам, касающимся реализации права  собственности на принадлежащее  муниципальным образованиям имущество.

Так же к  источникам можно отнести обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Обычай  делового оборота – это сложившиеся  и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное  законодательством, независимо от того зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Вопросы соотношения международных и  внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с  п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры РФ имеют приоритет по отношению  к нормам национального законодательства.

Применение  источников предпринимательского права  предполагает прежде всего выяснение допустимости применения определенной правовой нормы. Для этого необходимо удостовериться, соответствует ли данная норма Конституции России и федеральным законам. Если правовая норма вступает в противоречие с конституционными нормами, она не может применяться. Согласно положениям гл. XIII Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» при рассмотрении дела в любой инстанции суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в данном деле, обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности данного закона.

Если  Конституционный Суд установит  при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного  органа закону, он принимает решение  в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу. Эта  норма направлена на обеспечение  единства и согласованности гражданского законодательства.

Определенной  спецификой обладают правила применения правовых норм, содержащихся в нормативных  постановлениях Правительства РФ и  ведомственных нормативных актах. Постановления Правительства РФ, содержащие правовые нормы, которые  регулируют предпринимательские отношения, могут быть изданы только на основании  и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных  указов Президента РФ (ч. 1 ст. 115 Конституции  России). Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», поскольку Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан (п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ) и действует на основании и во исполнение федеральных законов (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, ст. 2 и 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»), ни оно само, ни другие органы исполнительной власти не вправе устанавливать не предусмотренные федеральным законом обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы граждан.

В силу п. 7 ст. 3 ГК РФ органы исполнительной власти могут издавать акты, регулирующие в числе прочих предпринимательские  отношения в случаях и пределах, предусмотренных Кодексом, другими  законами и иными правовыми актами. При этом ведомственные нормативные  акты подлежат государственной регистрации  в соответствии с установленным  порядком. Верховный Суд РФ признает незаконным и не подлежащим применению со дня издания ведомственный  нормативный акт, не зарегистрированный в установленном порядке в  Министерстве юстиции РФ. Как указал Верховный Суд РФ, государственной  регистрации подлежать нормативные  акты министерств и ведомств РФ, затрагивающие права и законные интересы граждан или имеющие  межведомственный характер, независимо от срока действия (постоянные или  временные) и содержащихся в них  сведений.

 

  1. Иностранные инвестиции.

Слово «инвестиции» происходит от английского глагола «to invest» – вкладывать. В экономическом смысле инвестиции – это вложение капитала с целью его последующего возрастания, это имущественные и интеллектуальные ценности, которые вкладывают в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли (дохода) или достижения иного полезного эффекта. Прирост капитала должен быть достаточным, чтобы возместить инвестору отказ от потребления имеющихся средств в текущем периоде, вознаградить его за риск и компенсировать потери от инфляции в будущем периоде.1

В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года №-39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»  инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том  числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской  и (или) иной деятельности в целях  получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Формы инвестиций могут быть различными: вложения средств в расширение или реконструкцию производства, в мероприятия, обеспечивающие повышение качества продукции и услуг, в образование кадров и проведение научных исследований. Иными словами инвестиции – это экономические ресурсы, увеличивающие реальный капитал общества, включая, помимо технического капитала, такие его формы, как человеческий и природный (натуральный) капитал. Функционирование и рост экономики в значительной степени зависят от того, насколько легко могут быть мобилизованы денежные средства для финансирования возрастающих потребностей как государства и компаний, так и частных лиц.

Особое  место в экономике России занимают иностранные инвестиции.

Иностранные инвестиции (согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации») определяются как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской  деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских  прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Согласно  методике Госкомстата России они  подразделяются на прямые, портфельные  и прочие, а в зарубежной литературе выделяются только прямые и портфельные.

Прямые  инвестиции – это те инвестиции, которые сделаны юридическими или  физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующим не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия. Обычно это бывает в тех случаях, когда иностранная компания собирается эксплуатировать данную фирму в своих интересах: получение прибыли, проникновение на рынок в обход высоких таможенных пошлин, перемещение собственного производства в район более низкой заработной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов.

Портфельные инвестиции – покупка акции, векселей и других долговых ценных бумаг. Они  составляют менее 10% в общем акционерном  капитале. То есть для их владельца  имеет значение только доход, а контроль над предприятием его не интересует.

Инвестиции, не подпадающие под определение  прямых и портфельных инвестиций, относятся к прочим. Это торговые и прочие кредиты, банковские вклады и так далее.2

После приобретения иностранным инвестором доли в российской коммерческой организации, эта организация  приобретает статус коммерческой организации  с иностранными инвестициями. С этого  момента она начинает пользоваться льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством для иностранных  инвесторов.

 Стоит отметить, что дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются льготами и гарантиями.

В некоторых  случаях лизинговая деятельность также можно отнести к одной из форм осуществления иностранных инвестиций. Иностранным инвестором в данном случае будет являться иностранный лизингодатель.  Лизингом могут опосредоваться инвестиции в форме капитальных вложений, поскольку предметом договора лизинга зачастую являются основные средства.

Информация о работе Источники предпринимательского права.Иностранные инвестиции