Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятий конкуренции и предпринимательства, их взаимосвязи, а также особенности влияния конкуренции на предпринимательскую деятельность в России.
Главными задачами курсового проекта являются:
– Рассмотреть понятие конкуренции, ее место и роль в предпринимательской деятельности
– Раскрыть сущность, а также основные черты и формы предпринимательства
– Рассмотреть типы конкурентного поведения предпринимателей
– Определить проблемы развития конкуренции и предпринимательства в России
– Выявить способы поддержки конкуренции и методы осуществления антимонопольной политики
В зависимости от вида деятельности
предпринимательство можно
Производственное предпринимательство.
Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.
В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
В России производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства.
Коммерческое предпринимательство.
Принцип организации коммерческо-
Коммерческое
Коммерческое
Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
Финансово-кредитное предпринимательство.
Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.
Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.
В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.
Финансово-кредитное
На сегодняшний день существует три основные формы предпринимательства: индивидуальные фирмы, партнерства и корпорации.[20,58]
Индивидуальным предпринимателем является физическое лицо (гражданин), которое лично ведет дело от своего имени, на свой счет и свой риск, самостоятельно принимает хозяйственные решения. При этом предприниматель трудится сам, не привлекая дополнительную рабочую силу. Такое предпринимательство классифицируется как индивидуальная трудовая деятельность и регистрируется в местных органах власти, осуществляется на основе патента, а предприниматель уплачивает налоги как физическое лицо.
Индивидуальный
Партнерство - это добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски, ответственность, ресурсы, правомочность и прибыль.
Корпорация — это акционерное общество, где право владения представлено и ограничено долей капитала, вложенного в дело. Пуская акции в обращение, корпорация достигает высокой концентрации капитала и может позволить себе более сложную организацию управления, по сравнению с первыми двумя формами владения. Корпорации доминируют в американском бизнесе. Они контролируют значительные потоки капитала, имеют огромное количество работников и обеспечивают население большим ассортиментом товаров и услуг. Они оказывают огромное влияние на социальную и политическую жизнь страны.
Достоинства и недостатки основных форм предпринимательства представлены в Приложении 1.
Для успешного осуществления
предпринимательской
– свобода выбора деятельности (с учетом ограничений законодательства)
– самостоятельное формулирование программы деятельности, выбор поставщиков и потребителей, установление цен
– свободный наем работников
– свободное распределение и использование полученной прибыли
– самостоятельное осуществление внешне-экономической деятельности
2) нацеленность на достижение успеха (прибыль)
3)наличие риска в начале и в развитии бизнеса
4)личная ответственность за результаты
5)стремление к новому (инновация)
6) гибкость, самообновляемость
Роль государства как
субъекта предпринимательской
1.3.Типы конкурентного поведения предпринимателей
Конкуренция обуславливается правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала. Это неизбежно приводит к столкновению между ними, к стремлению достичь своих целей за счет ущемления интересов других. При этом различают 3 типа конкурентного поведения:[24,124]
При креативном поведении предприниматель осуществляет мероприятия, направленные на создание новых элементов отношений, которые обеспечивали бы преимущество над конкурентами. Например, разработка и внедрение новой продукции, новые технологии, новых способов организации производства и т.д. Главный признак креативной конкуренции – это стремление к измененнию существующей структуры спроса и предложения.
Приспособленческий тип конкуренции состоит в учете инновационных изменений в производстве у конкурентов и мероприятия упреждающих действий конкурентов. Приспособленческое поведение применяется тогда, когда предприниматель не совсем уверен в своих инновационных возможностях и поэтому стремится к копированию, возможно в более короткие сроки достижения конкурентов(пример: промышленный шпионаж).
Обеспечивающее поведение основано на стремлении предпринимателя к сохранению на длительную перспективу своего положения на рынке за счетповышения качества товара, расширения ассортимента, предоставления дополнительных услуг. Этот тип поведения применяется тогда, когдда предприниматель не имеет возможности существенно изменить производственную и сбытовую программы и обладает слабым инновационным потенциалом.
Отмеченные типы конкурентного поведения зависят от методов конкуренции. Существует два основных метода:[12,205]
1. Ценовая конкуренция
2. Неценовая конкуренция
Ценовая конкуренция – это борьба предпринимателей за увеличение своих прибылей за счет снижения издержек производства, а, следовательно, и снижение цен при необходимости.
Неценовая конкуренция связана с изменением качества продукции, созданием новых продуктов, совершенствованием сопутствующих услуг и сопутствующих товаров.
В современных условиях преобладают неценовые методы конкуренции. Успешные действия предпринимателей на рынке в условия конкурентной борьбы приводят к разработке конкурентных стратегий предпринимателя.
Конкурентная стратегия – это концепция и система действий фирмы, направленная на достижение конечной цели. Изначально любая фирма имеет цель, которая выражается в монополизации рынка какого-либо товара для максимизации прибыли. В связи с этим каждая фирма имеет 2 стратегические установки:
1. Установка на монополизацию рынка товаров
2. Установка на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка
Согласно первой установке
действия фирмы направлены на изменение
числа конкурентов и
Установка на интеграцию направлена на стабилизацию своего положения на рынке, уменьшение степени риска и увеличение прибыли в долгосрочном периоде.
Выбор стратегии или сочетание стратегий осуществляется предпринимателем в зависимости от ролевой содержательной функции в процессе конкуренции.
В соответствии с ролевой функцией можно выделить следующие типы конкурентов:[21,173]
Лидеры, до 40% рынка
– Претенденты на лидерство, порядка 30%
– Ведомые, около 20%
– Новички – оставшиеся 10%.
В соответствии с содержательной функцией можно выделить следующие типы конкуренции:[24,162]
1) крупные высоко устойчивые компании, осуществляющие массовые и крупносерийные производства;
2) специализированные компании, приспособленные к определенному рынку;
3) мелкие и средние фирмы, осуществляемые экспериментальное производство и опережающие соперников в нововведениях;
4) это мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности.
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Однако несовершенство антимонопольной политики, множество монополий и многие другие причины сдерживают развитие полноценной конкурентной среды в России.[5,37]
Монополии существуют во всём
мире. Своеобразной монополией в бывшем
СССР была командная экономика, построенная
на всеобъемлющем директивном
Советской экономике была
свойственна непропорционально
высокая доля крупных и крупнейших
предприятий и чрезвычайно
Информация о работе Конкуренция и предпринимательская деятельность в России