Корпоративная социальная ответственность и предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:21, реферат

Краткое описание

Общеизвестно утверждение о значимости малого бизнеса для развития и становления рыночной экономики и общества в целом. Таким образом, исследование посвящено малому бизнесу и его положению на сегодняшний день. Малое предпринимательство это активная созидательная деятельность по производству необходимых товаров и услуг с целью получения прибыли. Вместе с тем, это и важный элемент социально-культурной стороны человечества, с которой связана определенная хозяйственная культура, философско-мировоззренческие, правовые, нравственные, эстетические и другие ценностные ориентиры трудовой деятельности.

Содержание

Введение 3
Проблемы малого предпринимательства в сфере туризма 4
Малый бизнес в «долине смерти» 7
Ценности российских предпринимателей как основа построения гражданского общества 10
Корпоративная социальная ответственность бизнес-сообщества 12
Теоретико-методологические проблемы и особенности современного социального партнерства в России 14
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Корп. соц. ответственность.docx

— 40.21 Кб (Скачать файл)

Благодаря своей ценностной основе каждый сотрудник внутри организации  в рамках общей системы ценностей  занимает индивидуальную ценностную позицию. Ценностные позиции изменяются в  процессе межличностного взаимодействия и обмена ценностями. В организациях, где серьезно думают о гармонии ценностей  сотрудника и ценностей организации, вопросам сочетания этих двух систем должно уделяться серьезное внимание. В частности, необходимо проводить  работу по четкому формированию, разъяснению  и доведению до всех членов организации  системы корпоративных ценностей, которым следует организация. Тем  не менее, не все корпоративные ценности, осознаваемые и даже принимаемые  сотрудниками в качестве таковых, действительно  становятся их личными ценностями. Осознания той или иной ценности и положительного отношения к  ней явно не достаточно. Более того, это не всегда оправдано. Необходимым  условием принятия этой ценности является практическая включенность сотрудника в деятельность организации, направленную на реализацию этой ценности. Только действуя ежедневно в соответствии с корпоративными ценностями, соблюдая нормы и правила  поведения, сотрудник может стать  представителем организации. Полная идентификация  сотрудника с организацией означает, что он не только соблюдает нормы  и правила поведения, но и внутренне  полностью принимает ценности организации.

 

Корпоративная социальная ответственность бизнес-сообщества

В мире существует несколько  устоявшихся моделей корпоративной  социальной ответственности (КСО), каждая из которых отражает тот социально-экономический  уклад, который исторически сложился в той или иной стране. Но в  целом корпоративная социальная ответственность стала органической частью усилий по созданию общества благосостояния и снижению социального неравенства. Актуальность социологического анализа  корпоративной социальной ответственности  бизнес-сообщества определяется необходимостью поиска способов повышения роли бизнес-сообщества в процессах социальной интеграции и оснований социальной легитимации бизнеса.

В последние несколько  лет общественная дискуссия в  России о КСО стала темой номер  один среди всех прочих дебатируемых общественных тематик. При этом публичная  дискуссия о КСО обычно затрагивает  только вопросы функционирования бизнеса. И это понятно: бизнес до сих пор  имеет неоднозначное восприятие у населения, государство не может  в полной мере и эффективно финансировать  социальные потребности, масштабы российского  бизнеса еще не достигли той величины, которая позволяет создавать  общественные богатства в достаточном  объеме. По существу, дискуссия о  КСО отражает ситуацию, когда действия бизнес-сообщества носят коллатеральный характер в споре о справедливости устройства механизмов создания общественных благ и, что не менее важно - справедливости принципов их перераспределения.

На этом фоне в последние  годы сформировалось представление  о необходимости пересмотра основ  общественно-экономического уклада страны - перехода от ограниченных олигархическим капитализмом механизмов развития к  сбалансированным методам социально-рыночной экономики и гражданского общества. В силу своей начальной стадии развития КСО в России существует недопонимание целостности концепции, апробированных практик и полезности. По-прежнему, КСО продолжает быть ориентированной на ближний круг стейкхолдеров - государство, собственников и персонал. Более широкий круг заинтересованных сторон - местные сообщества, поставщики, и пр. - пока не является системным признаком. Это происходит по большей части из-за того, что в России основными движущими силами процессов внедрения КСО являются пока еще незначительное количество наиболее продвинутых компаний, или крупных компаний, созданных в результате процесса приватизации или государство как нормативный центр.

Исследование корпоративной  социальной ответственности бизнес-сообщества, проведенное автором на региональном уровне посредством метода глубинных интервью, свидетельствует о том, что региональный спектр мнений относительно корпоративной социальной ответственности находится в рудиментарном состоянии, а также региональное бизнес-сообщество адаптируется к тем импульсам, которые задает бизнес-сообщество из центра. Экспликация концепта корпоративной социальной ответственности в разрезе эмпирических данных характеризуется спорадичностью, что свидетельствует о распыленности представлений относительно содержания концепта корпоративной социальной ответственности бизнес-сообщества. Взаимоотношения власти и бизнес-сообщества характеризуются институциональным компромиссом. 

Теоретико-методологические проблемы и особенности современного социального партнерства в России

Анализ освещения социального  партнерства в научной литературе свидетельствует о многоплановости  проблемы, наличии противоречивых, нерешенных вопросов, включающих самые  разнообразные аспекты. В научной  литературе и на практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно. Одни понимают его как конкретный тип социально-трудовых отношений  между органами государственной  власти, работодателем и трудовым коллективом. Другие - в более широком  смысле: как специфический вид  общественных отношений между профессиональными, социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом. Третьи - как мировоззренческую  основу согласования и защиты интересов  различных социальных групп, слоев, классов, их общественных объединений, бизнеса и органов власти. Одно можно сказать определенно, это  важная социально-экономическая характеристика общества.

Становление понятия социального  партнерства шло соответственно практике развитию данного института. Исследования по истории возникновения  социального партнерства показывают, что оно возникло на основе поиска людьми социальной справедливости и  механизма её реализации. Со временем смысловое значение термина расширялось. В настоящее время партнерство  включает вопросы социально - трудовых отношений, выражающие разные интересы сторон при переговорах. Собственно, термин социальное партнерство появился в период первой мировой войны. Рождение теории социальных реформ было вызвано  обострением противоречий между  трудом и капиталом. Она должна была стать противовесом теории классовой  борьбы. Мощный толчок к становлению  социального партнерства дала научно-техническая  революция. С одной стороны, в  результате НТР общество получило новые  возможности для удовлетворения жизненных потребностей различных слоев населения. С другой - в условиях исключительно высоких требований, предъявляемых НТР к качеству рабочей силы, большую важность приобрела социально-психологическая составляющая отношений между участниками производственного процесса, необходимость гуманизации этих отношений.

Становление и развитие социального  партнерства, формирование новой системы  трудовых отношений в России были инициированы «сверху». Сложившаяся  и законодательно закрепленная за последние  годы в России система регулирования  социально-трудовых отношений, хотя и  смогла адаптироваться к новым экономическим  условиям, тем не менее, еще не сумела в полной мере сбалансировать интересы наемных работников и работодателей, стабилизировать социальную ситуацию, как в стране, так и в отдельных  ее регионах.

Можно выделить следующие  этапы развития социального партнерства  в России:

1. 1991 - середина 90-х гг. Начало  рыночных реформ, упомянутый Указ  Президента РФ, появление первых  ассоциаций работодателей - РСПП, КСОРР, поиск профсоюзами своей  позиции в новых условиях.

2. середина 90-х - 2002 гг. Расширение  законодательной базы социального  партнерства, развитие трехстороннего  взаимодействия (прежде всего на  региональном и отраслевом уровнях), активное формирование региональных  объединений работодателей, осознание  профсоюзами своей роли в условиях  рыночной экономики, активация  их действий.

3. 2002 г. - по настоящее время.  Разработка национальных проектов, вступление в силу ТК РФ (2002 г.) со специальным разделом II «Социальное  партнерство» и новой его редакции (2006 г.), формирование многоуровневой  системы социального партнерства, принятие ФЗ «Об объединениях работодателей» (2002 г.), дальнейшее укрепление профсоюзов.

Таким образом, социальное партнерство - это не что иное, как форма  влияния всей изменяющейся гаммы  экономических и социальных отношений  на труд, то есть система общественных отношений в социально-трудовой сфере, предусматривающая достижение согласованных действий работников, работодателей (предпринимателей), государства  и его структур по актуальным проблемам, прежде всего, социально - экономического развития общества. Согласно трудовому  кодексу, социальное партнерство - система  цивилизованных общественных отношений, направленных на согласование и защиту интересов представителей различных  социальных групп, слоев, классов, общественных объединений, органов государственной  власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих структур, государственных учреждений, к числу  которых относятся библиотеки. Общая  стратегия социального партнерства  в российском обществе в переходный период состоит в том, чтобы в  ходе экономического реформирования, на основе уважения позиций и учета  интересов сторон, выработать согласованную  политику правового регулирования  социально-экономических отношений  на всех уровнях.

Главная ошибка прошедшего периода рыночных реформ - полная недооценка решающей роли общегосударственных  институтов в управлении рыночной экономикой и социальной сферой. Такой подход объясняется общими причинами неразвитости институтов гражданского общества. Патернализм  и социальная пассивность всегда были присущи российскому социуму. Успех социального партнерства  в России будет определяться динамикой  формирования среднего класса.

Сложность становления механизмов социального партнерства определяется в России утратой государственными органами способности эффективно координировать процессы общественного развития, дезорганизацией и разобщенностью других субъектов социального партнерства - профсоюзов и предпринимателей (работодателей).

 

Заключение

Итак, проведенное исследование отражает следующие характеристики КСО в современной России:

Во-первых, ценности региональных, российских представителей бизнес-сообщества носят смешанный характер.

Во-вторых, во многом переходный характер носят ожидания основных заинтересованных сторон, особенно работников, потребителей и государства.

В-третьих, нормативная аргументация таких современных концепций, как  корпоративное гражданство и  корпоративная устойчивость, в целом  не соответствует существующей системе  отношений бизнеса и общества.

В-четвертых, недостаточность  очевидного для бизнес-сообщества инструментального обоснования корпоративной социальной ответственности является в настоящее время гораздо более серьезной проблемой, чем слабость нормативной аргументации.

Подводя итоги, хочется особо  выделить перспективы развития российской модели социального партнерства. В  ближайшее время, очевидно, следует  ожидать совершенствования структуры  системы трехсторонних социально-трудовых отношений - работников, работодателей; содержания взаимодействия субъектов  социального партнерства; развитие существующих функций и распространение  их за пределы сферы трудовых отношений. То есть, процесс социального партнерства  хоть и медленно, но развивается, что, несомненно, имеет положительный эффект.

 

Список литературы

  1. Авдокушина М.Н. Корпоративная социальная ответственность как составляющая бренда компании // Вопр. новой экономики. — 2009 г.
  2. Акмаева Р.Е. Повышение социальной ответственности менеджеров отечественных предприятий в условиях посткри-зисного развития // Инновационная деятельность. — 2009 г.
  3. Андреев А.А. Содержание и организационное обеспечение управления корпоративной социальной ответственностью // Политология, экономика, социология, право. — Екатеринбург, 2010 г.
  4. Канаева О.А. Социальная ответственность субъектов хозяйственной деятельности в посткризисной экономике // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5, Экономика. — 2010 г.
  5. Кузеванова А.Л. Управление социальной активностью бизнеса: анализ современного российского опыта // Бизнес. Образование. Право: Вестн. Волгогр. ин-та бизнеса. — 2010 г.
  6. Михеев И.В. О становлении и перспективах социальной ответственности российского бизнеса // Соц. политика и социология. — 2010 г.
  7. Смирнов В.В. Критерии цивилизованности и укрепление институтов социальной ответственности бизнеса // Экон. и гуманит. науки. — Орел, 2011 г.
  8. Федорчук Е.А. Стратегическое партнерство государства и бизнеса в целях удовлетворения социальных потребностей общества // Гуманит. и соц.-экон. науки. — 2010 г.

Информация о работе Корпоративная социальная ответственность и предпринимательство