Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:23, курсовая работа
В научной литературе правовое положение субъекта правоотношений обычно отождествляется с его правовым статусом, правосубъектностью.
Как отмечает Н.И. Матузов: Слово «статус» в переводе с латинского означает «положение, состояние кого-либо или чего-либо».
1. Понятие и признаки малого предпринимательства в Российской Федерации 3
2. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации 12
Список использованной литературы 16
Содержание
В научной литературе правовое положение субъекта правоотношений обычно отождествляется с его правовым статусом, правосубъектностью.
Как отмечает Н.И. Матузов: Слово «статус» в переводе с латинского означает «положение, состояние кого-либо или чего-либо».
При определении правового статуса существуют два основных подхода. Одни авторы рассматривают понятие «правовой статус» и «правовое положение» как синонимы. Другие авторы разграничивают эти понятия, причем, как правило, первое рассматривается частью (ядром) второго, более того, этими понятиями нередко определяются различные по содержанию явления: правовой статус представляется как некая модель поведения, а правовое положение - как реальные общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации норм права в конкретных правоотношениях.
Особенности правового статуса для каждого субъекта раскрываются применительно к отрасли права, определяющей сферу правоотношений, участником которых тот или иной субъект становится, реализуя при этом ту или иную группу субъективных прав и обязанностей.
С принятием ФЗ от 24.07. 2007 № 209-ФЗ интерес исследователей к различным аспектам деятельности малого предпринимательства усилился. Закон вносит некоторые изменения в понятие «малое предприятие». Кроме того, он впервые вводит в оборот такие понятия, как «среднее предприятие" и «микропредприятие».
Любое исследование должно начинаться с основных понятий, так же одной из задач ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ является определение понятий, которые используются в сфере регулирования отношений по развитию малого и среднего предпринимательства. Таким образом, выясним каких субъектов предпринимательской деятельности можно отнести к малым.
Ст. 3 ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ закрепляет, что «субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям».
Упомянутые положения установлены ст. 4 ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ, которая имеет важное практическое значение, так как определяет требования, выполнение которых дает возможность хозяйствующим субъектам получить статус субъекта малого или среднего предпринимательства и, следовательно, воспользоваться предусмотренными специальным законодательством гарантиями.
Согласно ст. 4 ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
Необходимо выяснить критерии отнесения предприятий к малым. Важным новшеством ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ по сравнению Федеральный закон Российской Федерации от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» (далее - ФЗ РФ от 14.06.1995 № 88-ФЗ), который утратил силу, является то, что он устанавливает практически универсальные требования, как к предприятиям, так и к индивидуальным предпринимателям, соблюдение которых позволит отнести их к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Критерии, закрепленные ст. 3 ФЗ РФ от 14.06.1995 № 88-ФЗ, применялись только к коммерческим организациям, а индивидуальные предприниматели относились к субъектам малого предпринимательства автоматически, вне зависимости от соответствия их указанным параметрам.
Таким образом, в настоящее время, согласно ст. 4 ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ, для отнесения индивидуальных предпринимателей и организаций к числу субъектов малого и среднего предпринимательства имеют значение следующие критерии: приобретение лицом статуса индивидуального предпринимателя, коммерческой организации (за исключением государственных и муниципальных предприятий) или потребительского кооператива.
Необходимо отметить, что ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ, в отличие ФЗ РФ от 14.06.1995 № 88-ФЗ, более четко определяет организационно-правовые формы субъектов малого предпринимательства. Так, он исключает из их числа государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые и ранее не могли быть малыми предприятиями, поскольку все их имущество находится в государственной или муниципальной собственности соответственно. Кроме того, ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ закрепляет возможность получить статус субъекта малого и среднего предпринимательства для одной из форм некоммерческих организаций - потребительского кооператива, что в ФЗ РФ от 14. 06.1995 № 88-ФЗ не было предусмотрено.
Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Критерий «доли участия» в первую очередь направлен против признания малыми предприятиями зависимых или дочерних обществ.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год, которая определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Аналогичный критерий был закреплен и в ФЗ РФ от 14. 06.1995 № 88-ФЗ. Однако согласно ст. 4 ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ численность работников учитывается вне зависимости от сферы предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Кроме того, значение данного показателя является одним из критериев для разграничения субъектов малого и среднего предпринимательства на следующие категории:
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что данный критерий отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства отсутствовал в ФЗ РФ от 14. 06.1995 № 88-ФЗ.
Таким образом, как и указывается в части 3 ст. 4 ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ, категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим значением двух последних из перечисленных показателей.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных для соответствующих категорий, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Согласно части 5 ст. 4 ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельных значений, установленных законодательством.
Ст. 4 ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ позволяет сделать вывод, что категориями субъектов малого и среднего предпринимательства следует считать в зависимости от вида частной собственности: юридические лица - потребительские кооперативы, хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, а также индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства.
В свою очередь, эти две
группы субъектов малого и среднего
предпринимательства в
Такая же ситуация и с организационно-правовыми формами юридического лица, которые указаны в ст. 4 ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ Правительство Российской Федерации установило предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: Микропредприятия – 60 млн. рублей; малые предприятия – 400 млн. рублей; средние предприятия – 1000 млн. рублей.
Категория субъекта малого и среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
В ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ новым является отход от регулирования средней численности работников в зависимости от отрасли малого предприятия, выделение среди категорий субъектов малого и среднего предпринимательства самостоятельной фигуры индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства, отличного от юридического лица.
ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ предусмотрена новая фигура субъекта предпринимательской деятельности, в которой отражены в сжатом виде признаки участника гражданского оборота, но ей приданы иные правосубъектные качества, позволяющие использовать благоприятные условия государственной или муниципальной поддержки, помощи для осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры таких субъектов - получателей этой поддержки. Тем самым соответствующие органы располагают данными о субъектах малого и среднего предпринимательства и могут целенаправленно оказывать им государственную или муниципальную поддержку. Порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования этими реестрами устанавливаются Правительством РФ.
Представляется, что малое или среднее предприятие не может приобрести форму открытого акционерного общества, поскольку его участники могут отчуждать акции без согласия других акционеров, а само общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу.
Поскольку в закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, постольку Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) не запрещает придать такую форму коммерческой организации малому или среднему предприятию. Теоретически представляется возможным, но практически мало осуществимым создание малого или среднего предприятия в форме обществ с ограниченной ответственностью. Однако построение малого или среднего предприятия по схеме, предложенной ФЗ РФ № 209-ФЗ, противоречит конституционным принципам свободно владеть, пользоваться и распоряжаться частной собственностью единолично либо совместно с другими лицами.
Представляется, что неприменима организационно-правовая форма производственного кооператива к малому или среднему предприятию, поскольку она рассчитана, прежде всего, на трудовое участие граждан. Так, ст. 107 ГК РФ предусматривает участие в производственном кооперативе также юридических лиц, но не до степени половины паевого фонда. При таком построении малого или среднего предприятия теряются главные признаки этой организационно-правовой формы юридического лица: трудовое участие его членов, распределение прибыли между его членами в соответствии с трудовым участием, наличие одного голоса у каждого члена кооператива.
В итоге установленные ГК РФ формы участия юридических лиц в формулировании уставного (складочного) капитала (паевого фонда) малых и средних предприятий либо игнорируются при создании последних, либо практически неосуществимы.
Эта категория субъектов малого предпринимательства выпадает из сферы действия ГК РФ, а организационно-правовые формы юридического лица используются лишь для обозначения хозяйствующего субъекта.
Не случайно в п. 5 ст. 4 ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ, что «вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остальной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельных значений, указанных в п.п. 2, 3 части 1 ст. 4».
Информация о работе Малое предпринимательство в Российской Федерации