Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 20:15, реферат
Экономика России на сегодняшний день находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, точнее бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим личным законам. Управление развитием в настоящее время свелось к созданию наиболее благоприятных условий для экспортеров. Россия обязана активно применять богатейший опыт экономически развитых стран, зачастую начинавших свой подъем из аналогичных ситуаций.
Экономика России на сегодняшний день находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, точнее бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим личным законам. Управление развитием в настоящее время свелось к созданию наиболее благоприятных условий для экспортеров. Россия обязана активно применять богатейший опыт экономически развитых стран, зачастую начинавших свой подъем из аналогичных ситуаций. Одним из направленностей обеспечения устойчивости экономического роста, неоднократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее подвижного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.
Практически треть населения России, в какой-то степени, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов действительных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически собственно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.
Место малых предприятий в структуре экономики
Осмысление роли малого предпринимательства требует четкого представления о том, какое точку оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и формирование различных форм собственности и различных секторов внутри избранный формы собственности. Анализируя частный сектор экономики, можно заявлять о трёх группах предприятий, которые по установленной терминологии определяют как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий соединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита личной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, объединенных с собственностью. Хотя предпринимательство в целом весьма разнохарактерно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, обусловливающие стратегию их экономического поведения, взаимоотношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес главным образом определяет экономическую и техническую силу страны. В целях самосохранения и формирования он тяготеет к интеграции, поглощая или проверяя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой - соединяясь в международные структуры, утрачивая частично свою независимость и подпадая под воздействие более сильных партнёров. При этом, следуя ситуации на интернациональном рынке и реализовывая волю более сильных партнёров,большой капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В поставленных условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов значительного капитала в ущерб национальным интересам.
Средний бизнес в большей грани зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с немалым отечественным и иностранным капиталом. Это и обусловливает заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и вырабатывания, обусловленных правил рыночных отношений, что определяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный круг мелких собственников, какие в силу своей массовости в существенной мере определяют социально-экономический и частично политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и общественному положению они относятся к большинству населения, наряду с этим являясь как непосредственными производителями, так и потребителями обширного спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства функционирующих в основном на местных рынках и напрямую связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с незначительными размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и вовремя реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, беспристрастно необходимым элементом всякой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не смогут нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого сформированного государства составляют значительные корпорации, а присутствие мощной экономической силы — крупного капитала в немаловажной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, истинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.Собственно в секторе малого предпринимательства формируется и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Большая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка государства обеспечивают стабильность развития экономики и способствуют постоянству политического климата.
Одна из причин успешного формирования малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой заключается в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В сформированных странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не угнетают там малый бизнес, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий.
Особенности малого предпринимательства в России
Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности.Невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в это время как значительная часть заграничных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в совмещении со значительным инновационным потенциалом.
Российские малые предприятия в
Значимым экономическим условием становления малого бизнеса, какое во многом зависит от результативности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как , рынок труда, рынок инвестиционных товаров, охватывая землю и иные объекты недвижимости.
При этом, разумеется не просто существование в России этих рынков и присутствие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, да и возможность доступа на них малых предприятий, увеличения их роли в формировании спроса, а также полной и верной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.
Социальная значимость малого бизнеса обусловливается массовостью группы мелких собственников - собственников малых предприятий и их наёмных работников, совместная численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с сформированной рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает главную массу потребителей, вырабатывая комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка.
Развитие малого предпринимательства содействует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), автономно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического становления общества.
Также надлежит отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к жизни, однако и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики заставляет все большее число граждан заняться независимой предпринимательской деятельностью.
Сектор малого предпринимательства способен формировать новые рабочие места, а, таким образом, может обеспечить снижение степени безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое формирование малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров существенной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно высоко, поскольку эта социальная группа давным-давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее внушительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В ситуации устойчивого социально-экономического и политического развития общества, мелкие предприниматели отличаются максимальной приверженностью принципам демократии, политической устойчивости и экономической свободы. Круг мелких собственников выражает наибольшую активность, и даже враждебность при возникновении угрозы в отношении собственности, потому как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность нередко является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения
Малый бизнес в отсутствие поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе значительному капиталу, защищать свои экономические, политические и социальные интересы.
К определению целей
и задач государственной
Наличие и важность такого возможно мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, полагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей подходящие условия для развития малого предпринимательства и охватывающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные программы, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только развивается, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль совмещалось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а подключение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.
Малый бизнес в силу своей специфики обладает ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою дело, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях формирования хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как значимое средство оптимизации структуры региональной экономики.
Государственная политика
в отношении и
С точки зрения предпринимателя государство обязано создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более большого порядка. Как раз в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.
Информация о работе Малое предпринимательство, его роль в современных условиях