Малое предпринимательство как одна из форм бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 16:47, реферат

Краткое описание

Все выше изложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, и обосновывает ее выбор.
Цель работы – охарактеризовать развитие малого предпринимательства в РФ.
Задачи работы:
- раскрыть сущность и значение малого предпринимательства;
- рассмотреть основные тенденции и проблемы развития малого предпринимательства в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес и его роль в экономике Реферат 236311.docx

— 1.73 Мб (Скачать файл)

Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства в условиях ограниченных возможностей государства по финансированию соответствующих программ, были дифференцированы субъекты малого предпринимательства на три категории согласно стадиям развития [11, с.202]:

- Начинающие – у которых есть способности и желание заниматься предпринимательской деятельностью, но нет опыта и ресурсов;

- Развивающиеся – у которых есть не менее чем трехлетний опыт предпринимательства в приоритетных общественно-значимых сферах, которым нужно качественно улучшать или расширять свой бизнес;

- Успешно работающие – которые действуют на рынке более трех лет, у которых есть кредитная история и достаточное обеспечение кредитов в банковском учреждении.

Основным инструментом поддержки малого бизнеса и исполнением принятой концепции являются Целевые программы государственной поддержки малого предпринимательства на среднесрочную перспективу, с применением комплексного подхода к решению проблем. Разрабатываются данные программы периодически, утверждаются бюджетом.

Целевая программа по своей сущности являются адресным документом, в котором сбалансированы используемые ресурсы, по исполнителям и срокам завершения. Таким образом, в целевой программе интегрируется полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных задач.

На региональном уровне программно-целевой подход в управлении применяется в русле его общей методологии, но имеет свои специфические черты, присущие хозяйственным и социальным особенностям, а также потенциальным источникам развития отдельных типов регионов России. Вместе с тем, следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий.

Региональные программы поддержки малого бизнеса, несмотря на наличие серьезных финансовых, организационных и правовых проблем, реализуются в настоящее время почти во всех субъектах РФ. Есть основания полагать, что в ближайшее время эти программы сохранят и усилят свои позиции в экономической политике регионов по отношению к малому бизнесу. Вместе с тем, пока действующие региональные программы поддержки малого бизнеса не обеспечивают ощутимых результатов для его развития и реального позитивного влияния на экономику субъектов РФ в целом [11, с.203].

В РФ сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого предпринимательства, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения и даже создается новая предпринимательская партия, а бюджетная поддержка малого предпринимательства не увеличивается.

Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг.

К сожалению, налоговая политика продолжает отличается недостаточной гибкостью, сложностью налогов, чрезмерной жесткостью и постоянной изменчивостью [7, с.56]. С 2010 года налогообложение малого бизнеса несколько раз претерпело изменения в видах собираемых налогов (отменен ЕСН, введение отчислений по фондам), увеличение процентных ставок, смене форм и сроков сдачи отчетности. Более детально данный вопрос освещается в следующем параграфе.

Одним из базовых элементов государственного регулирования и развития инфраструктуры малого бизнеса являются Фонды поддержки малого предпринимательства, которые оказывают финансовую поддержку эффективным проектам малых предпринимателей (как правило, в виде льготных кредитов) и банки партнеры.

В настоящее время наблюдается положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к «малым» заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования

Следовательно, все выше изложенное позволяет сделать вывод, что государственная поддержка в сфере малого предпринимательства  начала свое движение в правильном направлении, однако для этого необходима более детальная и комплексная разработка с приоритетами на долгосрочную перспективу и увязкой с общими целями социально-экономического развития РФ.

 

3. Оценка состояния малого предпринимательства

 

Ключевые показатели сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), по данным Росстата -  сведены в таблице 1.

Таблица 1

Ключевые показатели сектора МСП в России на конец 2011 г. [16]

 

ИП

Микро-предприятия (юрлица)

Малые предприятия (юрлица)

Средние предприятия (юрлица)

МСП, всего

Количество 1 действующих, ед.

2,5 млн.

1,6 млн.

242,7 тыс.

15,9 тыс.

4,4 млн.*

Средняя численность работников-всего, чел.

нет данных

4,4 млн.

7,1 млн.

2,1 млн.

нет данных

Выручка/оборот, руб.

7,8 трлн.

7,0 трлн.

15,6 трлн.

5,1 трлн.

35,5 трлн.

 Пояснения к таблице:

ИП - индивидуальные предприниматели.

МСП - малые и средние предприятия.

 

Микропредприятия - до 15 человек занятых, ежегодная выручка до 60 млн. руб.

Малые предприятия - до 100 человек занятых ежегодная выручка до 400 млн. руб.

Средние предприятия - до 250 человек занятых, ежегодная выручка до 1000 млн. руб.

 

Количество действующих - количество предприятий, фактически осуществляющих деятельность.

 

*Справочно: общее количество  организаций в России  в 2011 г. (на конец года) составляет 4,9 млн., включая организации государственной, муниципальной, частной  и смешанной российской форм собственности. Источник: Росстат, ежегодник «Россия в цифрах», 2012г.




 

 

Как видно из данных таблицы 2, количество действующих малых предприятий, как и средняя численность работников, и выручка намного превышает показатели микро- и средних предприятий. Следовательно, можно сказать, что данный сектор экономики наиболее развит. Для малых и микропредприятий за последние 4 года прослеживается положительная динамика: количество малых предприятий (включая микро-) увеличилось с 1,4 млн. в 2008 году до 1,8 млн. в 2011 г. (рис. 1).

Рис. 1. Динамика сектора МСП за 2008-2011 гг. [16]

Количество микропредприятий выросло с 1,1 млн. в 2008 году до 1,6 млн. в 2011 г. А вот количество средних предприятий менялось весьма неравномерно: их уровень за эти годы находился на отметке 14-16 тысяч предприятий, за исключением 2010 года, когда количество средних предприятий составило рекордные 25 тысяч2. Количество ИП также было максимальным в 2010 году и составило почти 3 млн. чел., а в 2011 году оказалось минимальным и составило 2,5 млн. чел.

 Диаграмма 2 наглядно иллюстрирует процентное соотношение всех сегментов сектора МСП - долю ИП, средних, малых и микропредприятий в секторе МСП, в целом3. Итак, в секторе МСП явно доминируют ИП и микропредприятия, их суммарная процентная доля составляет более 90%, причем доля микропредприятий неуклонно растет - с 26% в 2008 году до 37% в 2011 году. Эти данные представляются весьма важными для структур поддержки, поскольку дают ориентиры по целевым группам для оказания адресной поддержки.

Картина занятости в секторе МСП в целом за последние годы стабильна, как показано на рисунке 2.

Рис. 2. Численность занятых: процентное соотношение количества занятых на ИП, микро-, малых, средних предприятий в секторе МСП, в целом (% доля от общего числа МСП). 2008-2011гг. Внешний круг - 2011г., второй круг– 2010г., третий круг – 2009г., внутренний круг – 2008г. 

Как видно, почти 40% занятости в секторе МСП, в целом, обеспечивают малые предприятия.

Как целостную, так и детальную картину состояния сектора МСП удалось впервые получить по результатам сплошного федерального наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства, которое проводилось Росстатом в 2011 году в соответствии с Федеральным законом №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Такие обследования российского малого и среднего бизнеса теперь будут проводиться каждые 5 лет.

В 2012 году по результатам этого наблюдения Росстат впервые опубликовал полную версию сборника «Малый и средний бизнес в России». Сборник содержит основные экономические показатели деятельности МСП - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2010 году. Показатели представлены отдельно по юридическим лицам и ИП, видам экономической деятельности, субъектам Российской Федерации, категориям предприятий, формам собственности, организационно-правовым формам.

Данные сплошного обследования позволяют судить о роли сектора МСП в экономике России, в целом. Фактически, МСП составляют 95% от всех предприятий России, обеспечивают четверть занятости (25%) и почти треть всей выручки (28%). Интересно, что доля МСП, имеющих затраты на инновации, составляет 72% от всех предприятий России, причем в основном затраты на инновации имели малые предприятия (68%) (Таблица 2).

Таблица 2

Удельный вес МСП в основных экономических показателях, по итогам сплошного наблюдения за 2011г, %. [16]

 

МСП - всего

в том числе по категориям

средние предприятия

малые предприятия

всего

из них микропредприятия

Юридические лица

       

Число предприятий - всего*

95,2

1,4

93,8

80,7

Число юридических лиц, имеющих затраты на инновации в 2010 году

72,0

4,3

67,7

43,9

Юридические лица и ИП

       

Численность занятых **

25,2

3,6

21,6

10,7

Выручка от реализации товаров (работ, услуг)***

28,5

7,1

21,4

7,6

Инвестиции в основной капитал ****

10,0

2,8

7,2

3,4

Основные фонды (по полной учетной стоимости; на конец года)*****

5,9

1,4

4,5

2,3


* От общего числа коммерческих  организаций (без банков, страховых, прочих финансовых и кредитных организаций).

** от общего числа занятых  в экономике.

*** без банков, страховых, прочих  финансовых и кредитных организаций.

**** От общего объёма инвестиций  в основной капитал, включающего  инвестиции индивидуальных застройщиков, объёмы инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

***** От общей стоимости основных  фондов коммерческих и некоммерческих  организаций и основных фондов граждан 
В целом, сектор МСП составляет весьма внушительную долю российской экономики: 4,6 миллиона предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сектор МСП обеспечивает работой 19 миллионов человек или 13,3% от численности всего населения России.

Выручка в секторе МСП по итогам 2011 года в целом составляет 30,8 трлн. руб. Масштаб этой величины осознать трудно, но для ориентира можно привести несколько других цифр. Например, можно сравнить ключевые показатели сектора МСП в России и в некоторых странах Европейского Союза, что особенно актуально в связи с недавним вступлением России в ВТО (таблица 3).

Таблица 3

Основные показатели сектора МСП: Российская Федерация и некоторые страны Европейского Союза, 2011 г. [15]

   

Некоторые страны Евросоюза*,

 

Россия

Германия

Франция

Италия

Великобритания

Польша

Нидерланды

Эстония

Количество МСП

3,2 млн.

1,9 млн.

2,6 млн.

3,8 млн.

1,7 млн.

1, 6 млн.

0,6 млн.

0,05 млн.

Занятость на МСП, чел

19 млн.

13,6 млн.

8,8 млн.

12,3 млн.

9,8 млн.

5,9 млн.

3,6 млн.

0,3 млн.

   

Выручка, трлн. евро

Выручка сектора МСП

30,8 трлн. руб.

 

Эквивалент 0,8 трлн.евро

2,2

1,9

1,9

2,2

0,5

0,8

0,02


 

 

Как видно, и количественные, и суммовые показатели по данному сектору в России гораздо выше других стран, из чего можно сделать вывод, что в России данный сектор экономики достаточно хорошо развит.

Общее количество получателей государственной поддержки  по программе Минэкономразвития России в 2012 году составило более 196 тысяч. В 1 полугодии 2013 года за счет выделенных в 2012 году средств запланировано предоставление поддержки еще 77,4 тысячам. Всего в течение 2012 и 1-го полугодия 2013 года - за счет средств 2012 года - будет оказана господдержка 274,4 тысячам субъектов МСП [15].

Всего за счет средств субсидий, направленных в 2012 году на поддержку малого и среднего предпринимательства по Программе Минэкономразвития России, создано свыше 126 тыс. новых рабочих мест (в т.ч. 20 тыс. из числа безработных) и сохранено 376 тыс. рабочих мест.

В том числе:

  • за счет грантов создано более 24 тыс. рабочих мест (в т.ч. безработные 5,8 тыс.), сохранено 24 тыс. рабочих мест.
  • за счет микрофинансовых займов создано и сохранено свыше 28 тыс. рабочих мест.
  • за счет предоставления гарантий (поручительств) создано и сохранено свыше 43 тыс. рабочих мест.
  • за счет поддержки инноваций создано и сохранено свыше 5 тыс. рабочих мест.
  • за счет поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП создано более 13 тыс. рабочих мест, сохранено свыше 31 тыс. рабочих мест.
  • за счет поддержки субъектов МСП по программе лизинга создано более 20 тыс. рабочих мест, сохранено 120 тыс. рабочих мест.

Информация о работе Малое предпринимательство как одна из форм бизнеса