Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить и понять роль, проблемы, а также преимущества малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие малый бизнес, его место в структуре экономики;
2. Формы предпринимательства в малом бизнесе в Республике Беларусь;
3. Выявить роль, проблемы преимущества малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание

ГЛАВА 1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ …………………………………………… 9
ГЛАВА 2 ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………. 17
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………. 19
ГЛАВА 4 ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛОГО БИЗНЕСА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛОМ  БИЗНЕСЕ 

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Выделяют следующие  виды предпринимательской деятельности:

    • Производственная;
    • Коммерческая;
    • Финансовая.

Производственное  предпринимательство  распространяется  в основном  на производство и потребление товаров и услуг, коммерческое – на  их  обмен,  а финансовое – на обращение, обмен стоимостей.

Коммерческое  предпринимательство включает:

  • найм  работников  для  выполнения  операций  закупки,  транспортирования, продажи  товара,  проведение  рекламной  работы,  оформления  необходимых документов, осуществления других торгово-посреднических услуг;
  • приобретение, закупку товара для последующей продажи;
  • найм помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения  и реализации товаров;
  • привлечение денежных средств в кредит для  финансирования  и  последующий возврат кредита с процентами;
  • получение  или  приобретение  необходимой   информации   для   успешного планирования, оформления, регулирования сделки;
    • реализацию товаров и получение прибыли;
  • выплату налогов и платежей республиканским  и  местным финансовым органам.

Финансовое    предпринимательство    относится    к    особым     видам предпринимательства. Объектом  купли-продажи  здесь  является  специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги.

Общая схема  финансовой  предпринимательской  сделки  похожа  на  схему коммерческой сделки, но только товаром  становятся  деньги,  валюта,  ценные бумаги. Специфичным видом финансового  предпринимательства является  выпуск собственных акций, облигаций, кредитных билетов, коммерческих ценных  бумаг.

Эти ценные бумаги предприниматель продаёт, размещает  в качестве  финансового товара, в чём и заключена суть его предпринимательской деятельности.

Подобная   форма    предпринимательства    пригодна    в    основном

предпринимателей  предприятий, а не для отдельных  граждан,  хотя  в  будущем она может  получить широкое распространение в стране.

Предприятие  любой  формы   собственности   равно   как   любой предприниматель несёт ответственность за несоблюдение требований и  норм  по рациональному использованию, восстановлению и охране природных  ресурсов,  а также возмещает ущерб, причинённый в результате его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Актуальные проблемы малого бизнеса в Республике Беларусь:

1) Финансирование было  и остается наиболее уязвимой  проблемой малого бизнеса. При  опросе владельцев предприятий  розничной торговли и промышленного  комплекса, на вопрос: «Что является проблемой для открытия своего бизнеса?» - «Недостаток денежных средств», - следовал ответ.

В настоящее время для  успешного привлечения финансовых средств в малый бизнес необходимы технологии поддержки предпринимательства, соответствующие мировой практике, но при этом адаптированные к условиям нашего экономического состояния в стране.

На эффективность малого бизнеса оказывают влияние региональные и структурные особенности, социальные и экономические приоритеты, уровень развития рыночной инфраструктуры, степень поддержки местных органов власти.

- Согласно Закону РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РБ»: статья 7 «Финансовое обеспечение   государственной   политики   поддержки малого  предпринимательства   осуществляет Белорусский  фонд финансовой поддержки предпринимателей,  который является юридическим лицом».

2) Большой проблемой и  препятствием для открытия нового  и развития существующего бизнеса  является сложность получения  банковских кредитов. (Большое количество  необходимых справок и документов, сроки оформления и предоставления кредита. Высокие проценты и краткосрочность кредитов. Побочные дополнительные, значительные расходы при оформлении ссуды – оценка недвижимости, нотариальное оформление, страховка, оплата получаемых справок и т.д.)

3) У «Предпринимателя»,  осуществляющего деятельность без  образования юридического лица - из-за отсутствия четкого юридического толкования - к кому конкретно он относится к физическому, юридическому или должностному лицу, возникают проблемы при налогообложении, установлении ставок и штрафных санкций. Необходимо законодательно четко определить и закрепить таких юридических терминов и понятий, как "предприниматель без образования юридического лица", "малый бизнес" и "средний бизнес", а так же критерии отнесения к этим группам (количество работающих по найму, кв.м. площадей, максимальная выручка, и пр.).

4) Высокие ставки  земельного налога, арендной платы  за землю, аренды помещений, которые ежегодно увеличиваются.

5) Ведомственные  барьеры, которые пришли на  смену административным (электросеть, пожарная и торговая инспекции и прочие службы, которые решили сделать за счет малого предпринимательства свой большой бизнес).

6) Сложившаяся  экономическая ситуация в стране: инфляция, высокий уровень процентов.

Сложившаяся экономическая  ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и  рост цен на все факторы производства ставят многие предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и другое, стоимость которых постоянно растет. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

А также проблемы роста малого бизнеса в Республике Беларусь порождены отсутствием правовой системы, защищающей в полной мере собственность и гарантирующей соблюдение договоров, что объективно ведет к ограничению предпринимательских возможностей, стимулированию теневой деятельности.

Для успешного  развития малого бизнеса экономика  республики должна эволюционировать в  направлениях либерализации, правового обеспечения, совершенствования налоговой системы, приватизации, ориентации предпринимательской деятельности на потребителя [1, стр. 76] .

В Республике Беларусь действует система поддержки  развития малого предпринимательства; общие принципы ее организации сформулированы в двух базовых законодательных актах: это закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства».

 На основе  действующей законодательной базы  ежегодно принимаются программы,  в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого предпринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств Республики Беларусь (Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства и другие).

В результате реализации системы государственной поддержки  в Беларуси создается соответствующая  инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства – центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, научно-технические парки и другие (Рисунок 3.1).

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Рисунок 3.1 - Система государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

Примечание: источник: [1, стр. 119-120]

 

Для малых предприятий  установлены автоматические и условные финансовые льготы:

- предусмотрен  упрощенный порядок налообложения,  учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства с  численностью занятых до 15 человек;

- предусмотрена  компенсация из государственного  бюджета средств, направляемых  на финансирование программ государственной  поддержки малого предпринимательства,  расходов малого бизнеса по  выплате процентов за пользование  банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционных проектов;

- предусмотрена  возможность предоставления субъектам  малого предпринимательства, осуществляющим перспективные виды деятельности, льготных кредитов, бюджетных субсидий, снижения уровня налога на прибыль;

Помимо финансовых льгот в Республике Беларусь для  субъектов малого предпринимательства  предусмотрены:

- облегченный  доступ к научным, исследовательским,  техническим ресурсам;

- создание информационной  инфраструктуры для получения  и обмена между субъектами малого предпринимательства, действующими в приоритетных областях, экономической, правовой, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;

- поддержка  с внешнеэкономической деятельности  субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию связей с зарубежными партнерами;

- организация  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации руководителей, специалистов  и персонала для малого предпринимательства.

В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов.

Приведенная статистика развития малого предпринимательства является результатом проводимой Главой государства и Правительством Республики Беларусь политики по улучшению в стране бизнес-среды, повышению эффективности принимаемых мер по либерализации условий осуществления экономической деятельности.

Большая часть  малых предприятий и индивидуальных предпринимателей концентрируется  в областных центрах. Крайне слабо  развит этот сектор экономики в малых  городах и сельской местности. Вместе с тем именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4

ПРЕИМУЩЕСТВА  МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Преимущества малого бизнеса состоят в следующем:

  1. Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы сточки зрения транспортных издержек.

Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий  в сочетании с незначительными  капитальными и трудовыми затратами.

  1. Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.
  2. При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.
  3. Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому о странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции [1, стр. 6, 75].

Малый бизнес придает  экономике динамичный характер за счет постоянного появления новых  и ликвидации неэффективных малых предприятий, что позволяет создать новые рабочие места (Рисунок 4.1).

По рисунку  видно, что благодаря малому бизнесу  количество рабочих мест возросло на 98 366 человек, что позволяет снизить безработицу в стране.

 

 

 

 

 

 


Рисунок 4.1 – Динамика изменения количества работников малых предприятий за 2004-2009 гг.

Примечание: источник: [5]

 

Малые предприятия являются резервом, который вступает в действие, если крупные предприятия оказываются несостоятельными в той или иной сфере.

Информация о работе Малый бизнес