Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в том, что малое предпринимательство имеет большое значение в ускорении формирования рыночных отношений, играет важную стабилизирующую роль как в экономической, так и в социальной сфере, что особенно актуально для нашей страны и в процессе становления рыночной экономики. Динамичное развитие малых и средних предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, перетоку высвобождаемой рабочей силы из трансформируемых предприятий и секторов в сектор малых и средних предприятий, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы страны, созданию новых рабочих мест и повышению социально-экономической стабильности в обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 5
1.1 Теоретическая оценка понятий «малый бизнес», «малое предпринимательство», «малое предприятие» 5
1.2 Правовые основы малого бизнеса 7
1.3 Мелкий бизнес - основа современной рыночной инфраструктуры: основные преимущества малого бизнеса 11
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1 Возникновение малого бизнеса в Российской Федерации 14
2.2 Анализ основных направлений развития малого бизнеса в
Российской Федерации 15
2.3 Анализ нормативно-правовой базы малого бизнеса в Российской Федерации 18
3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик!!!!.docx

— 55.04 Кб (Скачать файл)

- и т.д.

2) комплексные

Рассмотрим один из основных документов, регулирующих порядок осуществления деятельности малых предприятий, Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24 июля 2007 г., и ставший нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.

Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования отношений по развитию МП, понятие субъектов МП, инфраструктуры поддержки субъектов МП, виды и формы такой поддержки.

Необходимо отметить, что Федеральный закон № 209-ФЗ в отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», более четко определяет организационно-правовые формы субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, он исключает из их числа государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые и ранее не могли быть малыми предприятиями, поскольку все их имущество находится в государственной или муниципальной собственности соответственно. Кроме того, закон закрепляет возможность получить статус субъекта МП для одной из форм некоммерческих организаций - потребительского кооператива, что в Федеральном законе от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ не было предусмотрено. Следовательно, можно констатировать, что Федеральный закон № 209-ФЗ уточняет перечень организационно-правовых форм субъектов малого и среднего предпринимательства.

Новый закон регулирует гораздо более широкую сферу общественных отношений. Во-первых, как уже отмечалось, его действие распространяется на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства. Во-вторых, новый закон регулирует основы взаимодействия субъектов МП не только с органами государственной власти (федеральными и региональными), но и с органами местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, составляющими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Федеральном законе № 209-ФЗ определена цель по формированию нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечению конкурентоспособности МП, развитию субъектов среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, увеличению общего числа действующих субъектов малого предпринимательства, доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать условия для привлечения субъектов МП к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, способствовать созданию акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов. Кроме того, им предписано оказывать содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами МП.

Конкретные планы по развитию малого предпринимательства определены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р. Для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предусматривается создание бизнес-инкубаторов – организаций, формируемых для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений, оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

 

 

3. АНАЛИЗ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В  РОССИИ.

 

Настоящая Концепция подготовки и проведения IX Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый  бизнес как важнейший фактор обеспечения социальной стабильности и экономического развития в кризисных условиях» (далее – Конференция) устанавливает цели, задачи, примерный порядок и регламент ее мероприятий. Проведение конференции уже традиционно приурочено к профессиональному празднику – Дню российского предпринимательства, который проходил во второй раз 26 мая 2009 г.

Малое предпринимательство  играет все возрастающую роль в социально-экономическом развитии России.

В сложных экономических условиях мирового финансово-экономического кризиса поддержка малого бизнеса становится одним из приоритетов в работе органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Ключевая роль сектора – решение проблем безработицы и инновационного развития экономики.

Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства Российской Федерации.

Следует подчеркнуть важность использования всех форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства, включая вопросы налоговой политики и снижения административного давления.

В 2008 году принят ряд законодательных актов, которые направлены на поддержку и развитие малого бизнеса.

В частности, для снятия излишних административных барьеров и ограничения необоснованных проверок в исполнения Указа Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» приняты: Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности», «пакет» антикоррупционных законов, внесенных Президентом Российской Федерации.

Приняты документы, направленные, в том числе, на ослабление налогового бремени: снижение с 2009 года ставки налога на прибыль компаний - с 24% до 20% - за счет ее федеральной части, на снижение ставки при применении упрощенной системы налогообложения в субъектах Федерации с 15 до 5% и снижение стоимости подключения субъектов малого предпринимательства к энергосетям, а также на предоставление малым и средним предприятиям - добросовестным арендаторам государственного и муниципального имущества, преференции при его приватизации.

Важным направлением поддержки малого предпринимательства является поддержка кредитования субъектов малого бизнеса. Малый бизнес в период кризиса банки перестают кредитовать в первую очередь. Это связано и с нехваткой залогового обеспечения, и с трудностями в рефинансировании портфеля кредитов, выданных малому бизнесу, и с традиционно более высокими рисками малого предпринимательства, с трудоемкостью выдачи кредитов.

К действенным мерам, направленным на обеспечение доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам, следует отнести: создание гарантийных фондов по кредитам малых предпринимателей, развитие микрофинансирования, субсидирование процентных ставок по кредитам МСП.

Осуществляется комплекс мер, направленных на имущественную поддержку малого бизнеса. Принят федеральный закон, предоставляющий преимущественное право выкупа помещений для малых предприятий–арендаторов. В 73 регионах в развитие данного федерального закона приняты законы, установившие предельные значения по площади и сроку рассрочки оплаты приобретаемого имущества. Принято постановление Правительства Российской Федерации об указанных выше предельных значениях: 1000 м2 и 3 года рассрочки соответственно. Начато формирование региональных и муниципальных перечней имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Помещения, включенные в такой перечень, будут предоставляться им на долгосрочной основе и по льготной ставке аренды.

Минэкономразвития России совместно с ТПП РФ и объединениями предпринимателей проводит мониторинг состояния малого бизнеса в регионах России. Его результаты помогают реально и оперативно оценивать действенность принимаемых государством антикризисных мер, своевременно корректировать, адаптировать их для того, чтобы ликвидировать возникающие кризисные риски у предприятий малого бизнеса.

Используя механизмы, отлаженные в процессе проведения предыдущих конференции, в режиме диалога бизнеса и власти планируется объективно рассмотреть ситуацию в секторе малого бизнеса  в условиях мирового финансово-экономического кризиса, обсудить и подготовить предложения по улучшению ситуации в этой сфере с тем, чтобы обеспечить решение важнейших социально-экономических задач: снижение безработицы, дальнейшее экономическое развитие, в том числе на базе инновационных технологий.  [9]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Правовой основой в организации малого бизнеса является государственная регистрация. Обратим внимание, что в настоящее время в законодательном регулировании государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и малых предприятий нет единства.

Одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.

Экономические реформы в нашей стране положили начало интенсивному возникновению малых предприятий.

В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае это первые формы малого бизнеса.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые, но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Анализ действующего в Российской Федерации нормативно-правового обеспечения исследуемых элементов внешней среды развития российского малого предпринимательства, позволяют сделать следующие практические рекомендации по его совершенствованию.

Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.

Важным направлением поддержки малого предпринимательства является поддержка кредитования субъектов малого бизнеса. Малый бизнес в период кризиса банки перестают кредитовать в первую очередь. Это связано и с нехваткой залогового обеспечения, и с трудностями в рефинансировании портфеля кредитов, выданных малому бизнесу, и с традиционно более высокими рисками малого предпринимательства, с трудоемкостью выдачи кредитов.

Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Конституция РФ. [Текст] // М., Изд-во ОМЕГА-Л, 2007. – 164с.

2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г. [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс»

3. Федеральный  закон РФ от 06.10.2008 «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в РФ» №131-ФЗ. [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс»

4. Ильин С. С., Василева Т. И. Экономика, Предпринимательство: Справочник студента / С. С. Ильин, Т. И. Василева [Текст] //   М.: АСТ, 2007. - 544с.

  1. Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебн. пособие  / В. К. Ломакин [Текст] //   М.: ЮНИТИ, 2007. - 727с.
  2. Макконнелл К. Р., Стенли Л. Б. Экономикс: Учебн. пособие / К. Р. Макконнелл, Л. Б. Стенли [Текст] //   М.: 2007. - 1153с.
  3. Макконелл К.Р., Стенли Л. Б. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Учебн.пособие в 2-х томах / К. Р. Макконнелл, Л. Б. Стенли [Текст] //   Т.2. – М.: Республика, 2008. – 268с.
  4. «Малый  бизнес как важнейший фактор обеспечения социальной стабильности и экономического развития в кризисных условиях». [Электронный ресурс] // www.prime-tass.ru/news/show
  5. Мартьянов В.А. Федеральный фонд – не мешок с деньгами, а инструмент реализации программы развития малого бизнеса в России. / В.А. Мартьянов [Текст] // “Бизнес для всех” 2008, N 14.
  6. Николаев И. П. Экономическая теория: Учебн.пособие / И. П. Николаев [Текст] // М.: Проспект. 2007. - 511с.

Информация о работе Малый бизнес в России