В соответствии с законодательством
финансово-кредитная поддержка малого
предпринимательства осуществляется
федеральным Фондом поддержки малого
предпринимательства, фондами субъектов
РФ и муниципальными фондами с привлечением
заинтересованных организаций. Финансовое
обеспечение фондами государственных
и муниципальных программ поддержки малого
предпринимательства организуется ежегодно
за счет бюджетов всех уровней, а также
средств, поступающих от приватизации
государственного и муниципального имущества,
доходов от собственной деятельности
фондов, добровольных взносов физических
и юридических лиц, в том числе иностранных,
доходов от выпуска и размещения ценных
бумаг, а также по процентам от льготных
кредитов, выделенных на конкурсной основе
субъектам малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства
в России представляет собой сложный и
трудный процесс, сопровождающийся многочисленными
проблемами, встречающимися на его пути.
Однако, это не должно быть самоцелью. Государство,
являясь социальным, в первую очередь
должно определить, что оно хочет от малого
бизнеса и зачем он нужен в социальном
плане. Думается, ответ должен быть очевиден
– для борьбы с бедностью.
Анализ динамики развития малого
предпринимательства за период 200-2006г и
начала 2007г показал, что на 1 января 2007г.
число зарегистрированных малых предприятий
составило 1032,8 тыс., что на 5,5% выше, чем
по состоянию на 1 января 2006 г. Количество
МП (без учета индивидуальных предпринимателей)
в расчете на 100 тыс. жителей достигло 719,9
ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2006
г. на 37,3 ед. Наиболее значительно число
зарегистрированных малых предприятий
на 100 тыс. жителей увеличилось в Дальневосточном
ФО, заметное увеличение произошло также
в Уральском ФО. В Северо-Западном ФО наблюдалось
небольшое сокращение рассматриваемого
показателя. В 2006 году товарооборот вырос
на 15% по сравнению с 2005 годом. По оценкам
Министерства экономического развития
и торговли, сейчас малый бизнес генерирует
около 15-17% ВВП. Но этот показатель ниже
в 3,33 раза, чем в экономиках развитых стран.
Увеличение количества малых
предприятий, безусловно наблюдается,
но причина роста кроется скорее в разделении
предприятий на более мелкие, которые
работают по различным системам налогообложения,
тем более, что законом предусмотрен ведение
раздельного учета по видам деятельности.
Конечно, стоит отметить, пока малые предприятия
в основном работают в сфере торговле,
а не в инновационных сферах.
Высокая социальная значимость
малого бизнеса начинает, проявляются
лишь при условии, когда предприятия этой
сферы создают определенные объемы продукции,
влияющие на основные социально-экономические
показатели региона. Соответственно, поддержка
со стороны государства становится эффективной
по двум направлениям:
ü Доведение объемов выпуска
на этих предприятиях до социально-значимых
величин;
ü Оказание поддержки уже сформировавшемуся
сектору малого бизнеса для повышения
степени его зрелости и самоорганизации.
С развитием рыночных отношений
предпринимательскую деятельность в нашей
стране приходится осуществлять в условиях
нарастающей неопределенности и изменчивости
экономической среды. Значит, возникает
неясность и неуверенность в получении
ожидаемого конечного результата, а следовательно,
возрастает риск, то есть опасность неудачи,
непредвиденных потерь. В особенности
это присуще начальным стадиям освоения
предпринимательства.
В настоящее время предприятия
и организации, работающие в условиях
рыночной экономики должны удовлетворять
соответствующим требованиям.11
Предприятия должны обладать
большой гибкостью, способностью быстро
менять ассортимент изделий. Жизненный
цикл продукции сегодня стал как никогда
коротким, разнообразие ассортимента
изделий — выше. Поэтому производство,
направленное на выпуск массовой продукции,
не способное постоянно приспосабливаться
к запросам реальных, часто даже небольших
групп потребителей, сегодня обречено
на банкротство.
Процессы, происходящие в рыночной
экономике, определяются не единым планом,
а правом свободы деятельности каждого
субъекта собственности, на смену вертикальным
отраслевым связям приходят горизонтальные.
Рынок сталкивает интересы предпринимателей,
заставляет их постоянно рисковать, пересматривать
даже самые удачные прошлые решения. В
этих условиях предприятия должны уметь
прогнозировать и своевременно производить
изменения в структуре своего капитала,
чтобы выстоять в жесткой конкурентной
борьбе. Поскольку успех на рынке определяется
потребителем, изготовитель вынужден
и заинтересован в производстве такой
продукции, которая наилучшим образом
сочетала бы, с одной стороны, затраты
на ее изготовление, а с другой — цену
и затраты потребителя на эксплуатацию
и использование данной продукции.
В рыночной экономике каждый
субъект хозяйствования стремится получить
большую и устойчивую прибыль. Для этого
необходимо производить продукцию с высокими
потребительскими свойствами. С учетом
этого может измениться объем ее реализации,
цена продукции и репутация предприятия
на рынке. В этих условиях нельзя ограничиваться
выпуском хорошей продукции, необходимо
заботиться об организации ее послепродажного
обслуживания, о предоставлении в высшей
степени индивидуальным в своих запросах
потребителям дополнительных фирменных
услуг. В современных условиях, самой главной
для множества предприятий является не
проблема снижения издержек производства
и цен на свою продукцию, с тем, чтобы дать
потребителю товар подешевле и прежнего
качества, а способность обеспечить потребителя
товаром более высокого качества, в соответствии
с возрастающими потребностями потребителей.
Причем надо заранее знать, какие именно
свойства продукции интересуют потребителя
в первую очередь. Осуществляя тактику
постоянных улучшений даже по давно известным
изделиям, можно обеспечить себе неуклонный
рост доли рынка, объема продаж и доходов.
Резко изменилась структура
издержек производства. Все более возрастает
доля издержек, связанная с реализацией
продукции.
Самостоятельной проблемой
является и повышение эффективности деятельности
предприятия по сбыту продукции. Прежде
всего, следует больше внимания уделять
повышению скорости движения оборотных
средств, сокращению всех видов запасов
(как на самом предприятии, так и на складах
оптовых фирм), добиваться максимально
быстрого продвижения готовых изделий
от производителя к потребителю. В сущности,
запасы готовой продукции в любом виде
лишь маскируют плохое управление производством.
Сегодня большинство предприятий
слабо готовы к работе в новых условиях.
Предприятия самостоятельно должны изыскивать
материальные и денежные ресурсы на рынках,
через которые распределяется подавляющая
часть общественного продукта, как в натурально-вещевой,
так и стоимостной формах. Все это требует
принципиально новых подходов к управлению
и организации производства.
В соответствии с законами,
принятыми в Российской Федерации, определены
общие экономические, социальные и правовые
основы создания предприятий в условиях
существования двух видов собственности
— государственной и частной, установлены
организационно-правовые формы. С развитием
рыночных отношений предпринимательскую
деятельность в нашей стране приходится
осуществлять в условиях нарастающей
неопределенности и изменчивости экономической
среды. Значит, возникает неясность и неуверенность
в получении ожидаемого конечного результата,
а следовательно, возрастает риск, то есть
опасность неудачи, непредвиденных потерь.
В особенности это присуще начальным стадиям
освоения предпринимательства.
Ситуация, в которую попадает,
новоиспеченный предприниматель несколько
необычна и непривычна, ему еще предстоит
пройти тернистый путь, прежде чем он превратится
в подлинного хозяйственника. Рынок –
есть, прежде всего, экономическая свобода.
Над предпринимателем могут возвышаться
только закон и устанавливаемые им ограничения.
Государственное регулирование в условиях
рынка сводится преимущественно к установлению
норм осуществления предпринимательской
деятельности и к налоговой системе. Все
остальное определяется производителем
и потребителем, их волей, а в какой-то
степени складывается случайным образом.
За экономическую свободу приходится
платить. Ведь свободе одного предпринимателя
сопутствует одновременно и свобода других
предпринимателей, которые вольны покупать
или не покупать его продукцию, предлагать
за нее свои цены, продавать ему по определенным
ценам, диктовать свои условия сделок.
При этом естественно, что те,
с кем приходится вступать в хозяйственные
отношения, стремятся, прежде всего, к
своей выгоде, а выгода одних может стать
ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент
вообще склонен вытеснить своего оппонента
с рынка.
Следовательно, хотим мы того
или не хотим, но, осваивая предпринимательство,
нам придется иметь дело с неопределенностью
и повышенным риском. Задача подлинного
предпринимателя, хозяйственника нового
типа состоит не в том, чтобы искать дело
с заведомо предвидимым результатом, дело
без риска, но и уметь достойно выйти из
неблагоприятной ситуации и достичь желаемого
результата.
Развитие экономики России
требует более серьезных и глубоких преобразований
в различных областях бизнеса. Любая нация
гордится плодами деятельности своих
предпринимателей. Но любая нация
и каждый ее отдельный представитель гордятся
и своей причастностью к воплощению какой-либо
конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство
как одна из конкретных форм проявления
общественных отношений способствует
не только повышению материального и духовного
потенциала общества, не только создает
благоприятную почву для практической
реализации способностей и талантов каждого
индивида, но и ведет к единению нации,
сохранению ее национального духа и национальной
гордости.
Среди множества проблем самыми
распространенными является частые изменения
в законодательной базе, отсутствие информации
о законодательной базе, высокие банковские
проценты, отсутствие страхования предпринимательских
рисков. Однако стоит отметить, что «отсутствие
информации о законодательной базе», можно
объяснить, с одной стороны, неумением
значительной части предпринимателей
работать с информационной системой, с
другой – несовершенством и запаздыванием
ввода в нее оперативной информации со
стороны государственных органов.
Если оценивать обратную связь
между предпринимателями и органами поддержки
развития малого бизнеса, то настораживает
низкий уровень обращения предпринимателей
в органы государственной власти по экономическим
и правовым вопросам на стадии принятия
решения об открытии бизнеса.
Характер предпринимательского
потенциала России обусловлен переходным
состоянием российской экономики. С одной
стороны, Россия продемонстрировала способность
к быстрому формированию предпринимательской
инфраструктуры и самого класса предпринимателей,
тем более что сами эти понятия на протяжении
многих предшествовавших десятилетий
воспринимались исключительно негативно.
С конца 80-х гг. ХХ века в стране образовались
тысячи рыночных институтов, возникли
миллионы собственников.
С другой стороны, многие рыночные
структуры делают лишь первые шаги, например
рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Остается
весьма заметной доля государства, как
в национальном богатстве, так и в собственности
акционированных и частично приватизированных
предприятий. Есть все основания полагать,
что в силу многих исторических и культурных
традиций Россия сохранит значительный
государственный сектор и в будущем. Весьма
велика будет и роль государственного
регулирования в экономике. При этом одной
из характерных черт переходной экономики
России является тесное переплетение
частного и государственного капитала,
заметная роль государственного аппарата,
а значит, и государственного предпринимательства.
Одновременно с этим сохраняется сильная
зависимость индивидуальных предпринимателей
от органов государственного управления
и их многочисленных чиновников, имеющих
огромные возможности для контроля за
деятельностью частного бизнеса, его разрешения
или запрещения, часто небескорыстно.
Нельзя не отметить специфику
состава формирующегося российского предпринимательского
класса. Согласно проведенным исследованиям,
61% российской бизнес – элиты, являются
выходцами из прежней советской номенклатуры
(партийной, комсомольской, хозяйственной)
со всеми присущими ей традициями, клановой
закрытости, специфической моралью и привычкой
функционировать в контролируемой государством
высокомонополизированной экономике.
Часть этих кадров сумела адаптироваться
к требованиям рынка, успешно осваивает
новые знания и стиль поведения, другая
продолжает руководить предприятиями
и фирмами во многом по старинке, полагаясь
главным образом на личные связи и покровительство
государственных чиновников.
Довольно пестрым является
и “неноменклатурный” сегмент российского
предпринимательства: здесь и рядовые
граждане, прежде всего молодежь, активно
работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной
и оптово-розничной торговле, не требующей
значительного первоначального капитала,
в посреднических услугах), и высококвалифицированные
специалисты, открывающие консультативные
фирмы, например, в области управления,
программного обеспечения, юридических
и бухгалтерских услуг. Расширяется малый
бизнес в сфере ремонта, строительства
и технического обслуживания.
Таким образом, исходные рубежи
для формирования российского предпринимательского
класса являются далеко не самыми благоприятными.
Потребуется немало лет и усилий для выращивания
не только умелых и опытных, но и “цивилизованных”
предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых
факторов, наряду с продолжением либеральных
экономических реформ, является система
образования, способная дать нынешним
и будущим российским предпринимателям
не только современные управленческие
знания, но и привить определенную систему
моральных ценностей, выработать новую
предпринимательскую этику, широко распространившуюся
в развитых странах. Учитывая весьма высокий
образовательный и квалификационный уровень
российских трудовых ресурсов, развитую
систему образования, возможности для
этого имеются.
Другой ключевой фактор — осознание
предпринимателями своей социальной ответственности.
В такой стране, как Россия, где чувство
социальной справедливости обострено,
а от руководителя ожидают решения социальных
проблем его подчиненных, предприниматели
могут стать потенциально более важным
элементом общественно-политической жизни,
чем в некоторых странах с развитой рыночной
экономикой.
Еще одна важная задача — перевести
большинство российских старых предприятий
(фирм) на рельсы рыночной экономики за
счет учета воздействия рынка не только
на его внешние условия хозяйствования,
но и на внутренние, т.е. перестроить отношения
в рамках компаний, внедрить современную
систему управления, расширить экономическую
демократию. Чрезвычайно важной представляется
также задача формирования на приватизированных
и акционированных предприятиях новой
культуры отношений между работниками,
многие из которых стали одновременно
и собственниками, и управляющими, осознания
акционерами своих прав и обязанностей.