Методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:28, реферат

Краткое описание

Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭП.docx

— 23.90 Кб (Скачать файл)

Государство для выполнения своих  функций и регулирования экономики  использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую  деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие  законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику. Мировой  опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях  роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила  — так воздействовать на предпринимательскую  деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.

Экономические методы воздействия  государства на предпринимательскую  деятельность в большей степени  подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить.

Экономические рычаги, используемые государством для регулирования  экономики, довольно разнообразны, но основные из них: налоги, перераспределение  доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская  деятельность, кредитно-финансовые механизмы  и др.

Административные методы, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством в том случае, когда  экономические методы неприемлемы  или недостаточно эффективны при  решении той или иной задачи. Как  показала мировая практика, административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях:

естественная государственная  монополия  (железнодорожный транспорт, связь, фундаментальная наука);

•          охрана окружающей среды и использование ресурсов;

•          сертификация, стандартизация, метрология;

•          социальная политика, прежде всего, — это определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособий по безработице и т.д.).

Для создания нормальных условий для  предпринимательской деятельности, стабилизации и подъема экономики  государство должно проводить соответствующую  экономическую политику, которая  складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитно-денежной и других видов  политики, при реализации которых  оно в комплексе использует как  экономические, так и административные методы.

■ Фискальная (бюджетная) политика государства. Это регулирование государственным  бюджетом и налогообложением с целью  стабилизации и оживления экономики. Механизм воздействия государства  на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане  заключается в следующем.

Во время спада производства для увеличения совокупного спроси государство увеличивает свои расходы  на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных  государственных программ, тем самым  оживляя многие отрасли и фирмы. На подъем экономики государство  может воздействовать, сокращая свои доходы, т.е. уменьшая налоги с населения  и предприятий. У населения повышается спрос на потребительские товары, а у предприятий появляется больше возможностей для инвестирования, что  в конечном итоге должно привести к оживлению экономики. Государственная  система налогообложения самым  существенным образом влияет на предпринимательскую  деятельность. Ведь налоговое бремя  может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет  оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Оно  должно предусматривать определенные льготы в налогообложении для  предприятий, которые функционируют  в желательных для государства  сферах экономики; для стимулирования малого бизнеса; для предприятий, значительную часть своих доходов направляющих на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства  должна стимулировать предпринимательскую  деятельность в наращивании выпуска  продукции и оказании всевозможных услуг.

Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита государственного бюджета, а следовательно, замедлению инфляционных процессов.

Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов  управления, поскольку государство  может запаздывать в своих  действиях.

В рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и  саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в  экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Они позволяют автоматически  осуществлять изменения налоговых  поступлений, выплаты социальных пособий  и др. Таким стабилизатором может  быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости  от доходов. С повышением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, утверждаемые правительством заранее.

Фискальная (бюджетная) политика государства  направлена, в первую очередь, на сглаживание  экономических колебаний. Осуществляя  только эту политику, государство  не может выполнять свои функции  £ез соответствующей кредитно-денежной политики, особенно в условиях глубокого  экономического кризиса.

■ Кредитно-денежная политика — это  целенаправленное управление государства  банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной  кредитно-денежная политика позволяет  справиться и со спадом производства, и инфляцией. Суть этой политики состоит  в том, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный Банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости  от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или  сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Центральный банк может воздействовать и нормируя обязательные резервы. Снижение этой нормы создает больше возможностей коммерческим банкам для выдачи кредитов, и наоборот.

Государство может существенно  влиять на экономический рост и инфляцию скупкой или продажей своих ценных бумаг. При скупке ценных бумаг у  их держателей появляются свои денежные средства, что может стимулировать  экономический рост. Если государство  борется с инфляцией, то оно продает  свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

Как показала мировая практика, бюджетная  и кредитно-денежная политика должны проводиться государством совместно  и сбалансированно, ибо только в  этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

■ Научно-техническая политика. Ускорение  научно-технического прогресса (НТП) является важнейшим фактором подъема экономики  и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, например, выход Японии на самые передовые  позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь  тем, что в послевоенный период эта  страна правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить  государственную политику, направленную на ускорение НТП.

Под единой научно-технической политикой  государства по-' нимается   система   целенаправленных   мер,   обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Единая государственная научно-техническая  политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки  и техники и всяческую поддержку  государства в их развитии. Общепризнаны следующие приоритетные направления  в развитии науки и техники: комплексная  автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых  материалов и технологий, биотехнология.

Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди  отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая, электроэнергетика  ускоряют НТП во всех остальных отраслях народного хозяйства. Поэтому эти  отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.

Для осуществления единой научно-технической  политики государство использует целый  ряд средств, основными из которых  являются: достаточное и разумное финансирование сферы образования  и академической науки; осуществление  прогрессивной амортизационной  и инвестиционной политики; совершенствование  системы оплаты труда научных  работников; защита конкуренции; создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное участие в международном  научно-техническом сотрудничестве и др.

Эффективная научно-техническая политика не может быть осуществлена без соответствующей  поддержки государством на достаточно высоком уровне средней и высшей школы, а также академической  науки.

■ Амортизационная политика —  составная часть общей научно-технической  политики государства. Устанавливая нормы  амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем  самым регулирует темпы и характер воспроизводства и, в первую очередь, скорость обновления основных фондов.

При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов;

•          своевременное    осуществление    переоценки    основных фондов, особенно в условиях инфляции;

•          нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов;

•          амортизационные отчисления  на  предприятиях должны использовать только исходя из функционального назначения;

•          нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа;

•          возможное   осуществление   предприятиями   ускоренной амортизации;

•          амортизационная   политика должна  способствовать  обновлению основных фондов и ускорению НТП.

С 1991 г. амортизационная политика государства  существенно изменилась: амортизационные  отчисления стали производиться  только на полное восстановление (реновацию) основных фондов, а на капитальный  ремонт они были отменены; амортизация  стала начисляться в пределах нормативного (а не фактического как  раньше) срока службы средств труда; амортизационные отчисления предприятий  полностью остаются в его распоряжении; разрешена ускоренная амортизация  основных фондов.

■ Важный момент в амортизационной  политике — своевременность переоценки основных фондов, особенно в условиях инфляции. Согласно Постановлению Правительства  РФ от 19 августа 1994 г. № 967 всем предприятиям независимо от форм собственности разрешено  осуществлять переоценку основных фондов путем индексации их балансовой стоимости  в соответствии с действующими ценами и условиями воспроизводства, а  также проводить индексацию амортизационных  отчислений путем применения поправочного коэффициента, соответствующего индексу  инфляции, опубликованному органами государственной статистики. Этим же Постановлением всем предприятиям разрешено  начиная с 1 июля 1994 г. принимать понижающие коэффициенты к амортизационным  отчислениям в размере до 0,5 в  случаях, когда финансово-экономические  показатели предприятия и организации  после переоценки основных фондов существенно  ухудшаются. Подобные переоценки и  индексации осуществляются ежегодно. Все эти меры Правительства должны привести к созданию благоприятных  условий для активного обновления основных фондов и ускорению научно-технического прогресса. Проводя правильную амортизационную  политику, государство тем самым  позволяет предприятиям иметь достаточные  средства в виде амортизационных  отчислений на простое и расширенное  воспроизводство основных фондов.

■ Инвестиционная политика. Важными  рычагами воздействия на предпринимательскую  деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства.

При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может  воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры  общественного производства и решение  многих социальных проблем.

Существенный спад производства за период 1991-1994 гг, т.е. за период проведения реформ, в значительной степени был  обусловлен существенным сокращением  капитальных вложений в материальное производство. За этот период капитальные  вложения сократились в три раза, а их доля в национальном доходе снизилась до 15%, что не обеспечивало даже простое воспроизводство общественного  капитала. В промышленно развитых странах доля инвестиций в национальном доходе составляет до 40% и более.

В условиях перехода к рыночной экономике  основной задачей является освобождение государства от функции основного  инвестора и создание таких условий, чтобы частный сектор в экономике  был заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость  в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные  и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая  зависимость объема инвестиций от величины ставки процента, в соответствии с  которой чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.

В общем плане государство может  влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов:

•          кредитно-финансовой и налоговой политикой;

•          предоставлением самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства;

•          амортизационной политикой;

•          созданием благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;

•          научно-технической политикой и др.

Будущее экономики страны в значительной степени зависит от инвестиционной политики, проводимой государством.

■ Государственное предпринимательство. Одно из важнейших форм прямого вторжения  государства в экономику —  государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской  деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора  и связана с участием государственных  предприятий в производстве и  сбыте товаров и услуг.

Государство выступает самостоятельным  субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных  диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности  экономики.

Информация о работе Методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность