Методы и принципы оценки бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Курс «оценка бизнеса» закладывает базу оценочной деятельности. Вместе с такими дисциплинами, как оценка недвижимости, оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности, оценка машин, оборудования и транспортных средств, реструктуризация предприятия, оценка ценных бумаг, оценка и реструктуризация кредитно-финансовых институтов.
Цель данной работы – формирование теоретических, методических и практических подходов к оценки бизнеса как самостоятельной дисциплины, с учетом особенностей современного состояния российской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Методологические положения оценки бизнеса………………………..5
1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности……………………………...5
1.2 Субъекты и объекты оценочной деятельности…………………………….12
1.3 Специфика бизнеса как объекта оценки…………………………………...16
1.4 Цели оценки и виды стоимости…………………………………………….20
1.5 Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса…………………….28
Глава 2. Методы и принципы оценки бизнеса…………………………………31
2.1 Принципы оценки бизнеса………………………………………………….31
2.2 Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса…………………..37
2.3 Процесс оценки……………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка бизнеса контр.docx

— 84.70 Кб (Скачать файл)

При методе сделок анализируются  цены приобретения контрольных пакетов  акций сходных компаний.

Метод отраслевых коэффициентов  позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на базе отраслевой статистики.

Рыночная стоимость бизнеса  определяется методом чистых активов  как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия  и величинами его обязательств.

Метод ликвидационной стоимости  предприятия означает расчет, этой стоимости как разности между  суммарной стоимостью активов предприятия и затратами на его ликвидацию.

 

2.3 Процесс оценки

Процесс оценки бизнеса может  быть разделен на семь этапов.

1. Определение задачи.

2. Составление плана оценки.

3. Сбор и проверка информации.

4. Выбор подходов и  методов оценки.

5. Согласование промежуточных  результатов и подготовка итогового 
заключения.

6. Составление отчета  о результатах оценки стоимости.

7. Представление и защита  отчета.

Основанием для оценки бизнеса является договор между  оценщиком и заказчиком. Оценка предприятия, в том числе повторная, может  быть проведена оценщиком на основании определения суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

Заключение

Развитие рыночной экономики, возрождение частной собственности  обусловливают необходимость и  возможность оценки собственности.

Оценка — это расчет стоимости объекта собственности  в конкретных уровнях рынка в  определенный момент времени. В зависимости  от цели проводимой оценки различают  виды стоимости: рыночную; объекта оценки с ограниченным рынком; инвестиционную; стоимость для целей налогообложения; утилизационную; ликвидационную; воспроизводства; замещения; объекта оценки при существующем использовании; специальную стоимость объекта оценки. Любой вид стоимости, рассчитываемый оценщиком, представляет собой не исторический фактор, а оценку ценности конкретного объекта собственности в данный момент времени в соответствии с выбранной целью. Любой вид оценочной стоимости выражает выгоду, которую имеет на рынке собственник данного объекта или покупатель на момент оценки. Основой стоимости любого объекта собственности является его полезность.

Бизнес — конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры, главной целью которой выступает получение прибыли.

Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя, и  это делает возможным определение  стоимости бизнеса как особого  товара. На величину стоимости бизнеса  влияют многочисленные факторы. Они  включают мотивации покупателей и продавцов, производительность бизнеса, состояние окружающей финансово-экономической среды. Кроме того, на стоимости бизнеса отражаются физические, финансово-экономические, социальные и политико-правовые факторы.

Процесс оценки базируется на определенных принципах и стандартах. К основным принципам оценки относятся: принцип полезности, или доходности, принцип замещения, ожидания или предвидения, принцип эффективного вклада, остаточной продуктивности, предельной производительности, соответствия требованиям рынка.

Оценщик работает по заказам  государственных органов, предприятий, банков, инвестиционных, страховых  институтов, налоговых инспекций, а  также граждан. В своей деятельности он руководствуется определенными  правовыми, профессиональными и  этическими нормами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы                      

  
1. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. – М.: Альпина Паблишер, 2002.  
2. Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятий. – М., ЮНИТИ, 2001.

3. Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник. – М.: Дашков и К°, 2001. 

4. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): Учебник / Под ред. В.И. Кошечкина. – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.  
5. Оценка бизнеса. / Под ред. А.Г. Грязновой и др. – М.: Финансы и статистика, 1998 
6. Экономика фирмы. Учебник для вузов. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ 2003.  
7. Демшин В. Оценка стоимости: доходный подход и безрисковая норма доходности. // Рынок ценных бумаг. – 2001.  
8. Левчаев П.А. Оценка бизнеса как первоначальный этап оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов. // Экономический анализ: теория и практика. – 2005.

9. Перевозчикова А.Г. Статистическая модель переменного роста для оценки стоимости некотируемых активов. // Финансы и кредит. – 2004.

10. Пылов М.В. Оценка как инструмент регулирования рыночных отношений. // Аудитор. – 2004.  

Анализ литературы

 

Экономика фирмы. Учебник для вузов. / Под  ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. –  М.: ЮНИТИ 2003.  
          Учебник охватывает темы, вопросы и понятия, изучение которых предусмотрено требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации (2000 г.) по специальности `Экономика труда`. Описываются цели, задачи и функции фирмы. Фирма представлена как основной субъект предпринимательской деятельности. Рассматривается организационная структура фирмы и принципы управления ею. Представлен инновационный характер фирмы, показаны основные направления научно-технического развития фирмы. В учебнике изложены элементы устойчивого развития фирмы: ресурсное обеспечение, затраты и результаты деятельности, прибыль и ценообразование. Помимо традиционных аспектов экономики фирмы рассматривается ее внешняя среда: взаимодействие с государством, маркетинг, логистические системы, налогообложение, механизм несостоятельности и банкротства, мониторинг производственно-хозяйственной деятельности.

Оценка бизнеса. / Под ред. А.Г. Грязновой и др. –  М.: Финансы и статистика, 1998

Перед вами первый в России учебник по этому важнейшему направлению - оценке бизнеса. Курс «Оценка бизнеса» закладывает базу оценочной деятельности. Вместе с такими направлениями оценочной  деятельности, как оценка недвижимости, оценка нематериальных активов и  интеллектуальной собственности, оценка и переоценка основных фондов, реструктуризация предприятий основных фондов, реструктуризация предприятий и финансовых инвесторов, данный курс обеспечивает многостороннюю подготовку высококвалифицированных  оценщиков.

Учебник можно использовать не только в процессе подготовки и  переподготовки кадров в области  оценочной деятельности, но и при  подготовке антикризисных управляющих. Основой его является профессиональный курс по оценке имущества предприятия, читаемый профессорско-преподавательским  составом кафедры «Оценка собственности» Финансовой академии при Правительстве  РФ. В данной работе преподаватели  кафедры обобщили свой опыт научной, педагогической и практической деятельности в области оценки имущества.

Цель учебника - формирование теоретических, методических и практических подходов к оценке бизнеса как  самостоятельной дисциплины. В нем, с одной стороны, излагаются последние  достижения теории и практики оценки, полученные в странах с развитой рыночной экономикой. С другой стороны, учтены особенности современного состояния  российской экономики.

Учебник состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен терминологии оценки, временной оценке денежных потоков и системе информации, необходимой для оценки бизнеса. Во втором разделе излагаются основные методы оценки бизнеса. В третьем  разделе рассматриваются особенности  оценки бизнеса для различных  целей: инвестирования, ликвидации предприятий  и т.д.

Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник. – М.: Дашков и К°, 2001. 

 В первом разделе  учебника изложены основы функционирования  предприятий (организаций), их место  в экономической системе (социально-рыночной, субсидиарной модели государства)  с учетом происходящих социальных  преобразований и модернизации  экономики. Здесь же рассмотрены  вопросы управления ресурсами,  и методы оценки эффективности  их использования, анализа внешних  и внутренних условий деятельности  организаций и впервые показано, как обеспечить устойчивое, эффективное  развитие их экономики и обосновать  пути создания благополучного  предпринимательского и инвестиционного  климата. 
На основе обобщения практического опыта предпринимательской деятельности российских и зарубежных хозяйствующих субъектов, всесторонне исследован комплекс вопросов развития экономики торгового и промышленного предприятия (второй и третий разделы). 
Все главы учебника переработаны, с учетом положений новой налоговой политики, реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. 
          Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): Учебник / Под ред. В.И. Кошечкина. – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.  
Оценочная деятельность выступает важнейшим фактором успешного управления собственностью, поиска и практической реализации системы мер, позволяющих предприятию достичь наилучших экономических показателей. В учебнике раскрываются методы оценки стоимости предприятия с учетом его финансового положения, а также стоимости земли, производственных помещений, оборудования, нематериальных активов. Дается оценка стоимости и инвестиционной привлекательности акционерного капитала предприятия. Изложен методологический подход к оценке кадрового потенциала. 
             В книге также раскрываются организационно-управленческие и правовые аспекты регулирования оценочной деятельности. Особенностью книги является то, что она написана на основе реального опыта работы и поэтому может использоваться в качестве практического пособия для работников государственных органов по управлению имуществом, специалистов по оценочной деятельности и аудиторов. Учебник подготовлен в Высшей школе приватизации и предпринимательства - институте, головном научно-исследовательском и учебно-методическом центре Министерства имущественных отношений Российской Федерации. Предназначен для специалистов аппарата Минимущества России и его территориальных органов, практикующих оценщиков, а также лиц, занимающихся изучением экономики предприятия.

Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятий. –  М., ЮНИТИ, 2001.

 Рассматривается  сущность процесса реструктуризации  и его основные этапы: оперативная  и стратегическая реструктуризация. Детально анализируются "точки  повышенной опасности" в системе  бизнеса, используются методы  факторного анализа для выявления  внутренних резервов развития  предприятия. Освещаются вопросы  разработки планов финансового  оздоровления, направленных на рост  рыночной стоимости собственного  капитала компании. Делается акцент  на основной задаче реструктуризации - повышении инвестиционной привлекательности  предприятия. Особое внимание  уделяется методам разработки  антикризисной инвестиционной стратегии  в условиях ограниченности финансовых  ресурсов и обоснованию критериев  эффективности различных вариантов  развития. В основу учебного пособия  положен анализ практики реструктуризации  промышленных российских предприятий.  Для студентов и преподавателей  экономических вузов, руководителей  предприятий, специалистов по  антикризисному управлению.

 

 


Информация о работе Методы и принципы оценки бизнеса