Молодежные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 02:11, лабораторная работа

Краткое описание

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностные ресурсы. Л. Козер в своей классической работе “Функции социального конфликта” считал, что “частичное участие индивидов в массе конфликтных ситуаций выступает

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3
1. Межгрупповые (межпоколенные) конфликты…………………………4
2. Межгрупповые молодежные конфликты…………………………........10
Заключение…..…………………………………………………………………….15
Литература ……

Вложенные файлы: 1 файл

Альбигойские войны.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

     Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и  конформизм. Выходят члены “стай”, как правило, из конфликтных семей. А отсюда – примитивный уровень мышления.

     В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он “все может”. Такие  “стаи” обоснованно называют “молодежными бандами”.

     Довольно длительное время массовые драки подростков, их жестокость и вандализм наивно считали “мальчишескими” шалостями, принимали за особую молодецкую забаву, Но сегодня нередко эти драки не случайные, а назначенные, причем сами лидеры в них не участвуют.

     Сама  подростковая среда очень агрессивна. Отношения нередко строятся на нечистоплотности, унижении слабых, а то и откровенной  жестокости. Ненужные семье и школе  дети становятся изгоями общества, терроризируют окружающих, грабят и насилуют.

     У немалого числа молодых людей  отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие  стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодого досуга.

     Криминальные  последствия демонстрации по каналам  средств массовой информации сцен жестокости и насилия, как показывают социологические  исследования, тесно связаны с “психологической склонностью детей, подростков и молодежи к подражанию особенно понравившимся кумирам. Отсюда, мы можем наблюдать “разборки” между самими подростками (рэпирами и металистами) – “как большие!”, а ведь виновники этого – сами взрослые - те социальные институты, которым общество поручило воспитание детей. Регулярное созерцание подростками супергероев, которым не страшны никакие драки и побоища, формирует нередко убеждение, что только с помощью силы можно добиться жизненного успеха. Причем девушки не намного отстают в проявлениях жестокости от юношей. Сейчас дети и подростки нередко оказываются перед выбором: кем стать – жертвой или преступником. Многие выбирают второй путь. Или их заставляют старшие.

     Вообще, как считал Л. Козер, конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению. “Далеко не все разновидности конфликта благоприятны для внутригрупповой структуры, равно как не во всякой группе могут найти применение объединяющие функции конфликта. Та или иная роль конфликта во внутригрупповой адаптации зависит от характера вопросов, составляющих предмет спора, а также от типа социальной структуры, в рамках которой протекает конфликт”.

     В социальной структуре любого типа всегда имеется повод для конфликтной  ситуации, поскольку время от времени в ней вспыхивает конкуренция отдельных индивидов или подгрупп по поводу дефицитных ресурсов, позиций престижа или отношений власти.

     Социологи, криминологи и психологи типологизировали членов молодежных групп и выделили следующее:

     1. “Аутсайдер” - человек, попавший в жизненный тупик, неудачник, не нашедший признания в формальной группе или организации, не имеющий возможностей для самореализации.

       2.“Маргинал” - одинокая личность, утратившая индивидуальные социальные связи, постоянно испытывающая социальный и психологический дискомфорт.

     3. “Конформист” - человек, легко поддающийся влиянию авторитетов, хорошо адаптирующийся в новой социальной микросреде, быстро и без особых усилий усваивающий групповые ценности и нормы.

     4. “Приспособленец” - человек, принимающий групповые ценности и нормы лишь внешне, чтобы добиться признания и повышения статуса в группе, а за счет этого и престижа в обществе.

     5. “Фанат” - человек, преданный ценностям и символам группы, неукоснительно соблюдающий принятые здесь нормы и отрицающий все, что идет в разрез интересам группы.

     6. “Борец” - человек, для которого процесс борьбы за идею значит больше, чем сама идея, всегда готовый к активным действиям по защите групповых интересов, ее автономии и ценностей.

     7. “Вождь” - человек, видящий свое признание в том, чтобы руководить людьми, претендующий на роль лидера в группе, проявляющий инициативу организатора и нередко действительно обладающий для этого способностями.

     8. “Попутчик” - человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации, руководствующийся больше солидарностью, нежели групповыми ценностями и нормами.

     9. “Имитатор” - человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, составляющие для него предмет гордости, при этом он не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей и целей.

     10. “Скучающий” - человек, одним из мотивов вступления в группу которого является надежда более содержательно организовать свой досуг и найти среду для общения.

     В молодежных компаниях очень часто  высмеиваются такие качества, как  чуткость, внимательность, отзывчивость и доброта, так как отрицаются общечеловеческие качества. Отсюда - жестокость, доходящая порой до садизма, развязность,  оскорбления в адрес "чистых мальчиков и девочек", которые "сидят дома, читают книги и хорошо учатся".

     Подводя итоги надо заметить:

  1. Большинство конфликтов между молодежными группировками происходят просто из-за разделения лидирующих позиций (кто главнее). Такие конфликты явно осознанны, диктуются лидерами групп, высоко институализированны, а соответственно, легко поддаются решению и контролю.
  2. Другой тип конфликтов – ценностный межгрупповой конфликт. Напряжение между разными молодежными группами, принадлежащими разным социальным слоям и группам, исповедующим разные ценности и нормы. Такие напряжения редко переходят в конфликт в связи с тем, что представители разных социальных групп редко вступают во взаимодействие.

     Важно отметить, что с возрастом, усложняются  причины возникновения конфликтов. Как показывают исследования, дети до 13 лет практически никогда не говорили о конфликте ценностей. Это связано с несформированными жизненными представлениями ребенка, который еще не в состоянии судить о глобальных ценностных приоритетах.

 

     Заключение. 

     Заканчивая  работу надо заметить, что  термины межгрупповые конфликты и межпоколенные конфликты в данном контексте воспринимаются как синонимы. Так как межпоколенные конфликты (проблема “отцов и детей”) – и есть та глобальная проблема между молодежной группой и другими поколениями. Вообще это извечная тема, извечный конфликт, который, видимо, ни когда не изжить. Его можно только изучить и контролировать, направляя в нужное русло.

     Сегодня основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Семья не способна в полной мере качественно выполнять свою роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования - нехватка учителей, раздаточного материала и т. п. - все это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе, на улице, в молодежных неформальных группах. Отсюда, нарушена связь между поколениями, агенты социализации не выполняют свою функцию. Все это ведет к нарастанию конфликтности.

     То  же можно сказать и о конфликтах внутри молодежной среды, когда появился новый феномен: “молодежные разборки” (забить стрелку) -  подростки сами не ведают, что творят! Резкий рост таких негативных явлений ведет к дезорганизации общества.  

 

      Литература 

     
  1. Радугин А. А. Радугин К. А. Социология. Курс лекций.// М. “Владос” 1995
  2. Социология молодежи.// под ред. В. Т. Лисовского С-Петербург 1996
  3. Дементьева Н. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшекласснников.// Социс 6/95
  4. Воронин Г. Л. Конфликты в школе.// Социс 3/94
  5. Дорохова Л. Били ли мальчика? // Учительская газета 4/91
  6. Исаичева Н. Школа глазами учеников и учителей.//Вопросы психологии 4/90
  7. Образцов И. В. Формы проявлений неуставных отношений.//Социс2/96
  8. Основы социологии. Курс лекций./под ред. А. Г. Эфендиева М.,1994
  9. А. Г. Здравомыслов Социология конфликта. М., 1996
  10. Козер Л. А. Функции социального конфликта.//Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. М., 1991
  11. А. Г. Здравомыслов Исследование конфликта на макроуровне, Теоретические предпосылки. Н-Новгород, 1994
  12. Шепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993

Информация о работе Молодежные конфликты