Опыт развития малого и среднего предпринимательства в США, Германии и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 13:25, статья

Краткое описание

Мировой опыт свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство цивилизованных формах является не только факторам ускорения темпов экономического роста, но и важным условием оздоровления национальной экономики, всей общественной жизни.
Опыт развития малого и среднего предпринимательства играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни Западной Европы, США и других динамично развивающихся стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Статья Ош.docx

— 29.23 Кб (Скачать файл)

УДК.338.486.4                                                                                             проф. Б.Турдубеков

Жалал-Абадский  Государственный Университет

г. Жалал-Абад

 

 Опыт развития малого и среднего предпринимательства

в США, Германии и Франции

 

Аннотация

Макалада ёнщккён жана динамикалуу ёнщгщп келе жаткан ёлкёлёрдщн учурдагы экономикасындагы чакан жана орто ишкердщщлщктщн учурдагы абалын жана ёнщгщщ тенденцияларын баалоо жщргщзщлгён.

Annotation

The article deals with the assessment of the current state and tendencies of development of small and medium entrepreneurship in the modern economy of developed and developing countries.

Аннотация

В статье проведена оценка современного состояния и тенденции развития малого и среднего предпринимательства в современной экономике развитых и динамично развивающихся стран.

 

Мировой опыт свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство цивилизованных формах является не только факторам ускорения темпов экономического роста, но и важным условием оздоровления национальной экономики, всей общественной жизни.

Опыт развития малого и среднего предпринимательства играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни Западной Европы, США  и других динамично развивающихся стран.

Особое внимания служит опыт США в поддержке малого бизнеса.В США функционирует более 15 млн. малых и средних предприятий. Они производят свыше 50% ВВП и почти половину валового продукта частного сектора. Самое главное малый и средний бизнес играет решающую роль в крайне важных вопросах занятости. За последние 20 лет 80% всех новых рабочих мест были созданы небольшими предприятиями, которые составляют 90,9% всех американских компаний. Из них 87% приходится на мельчайшие предприятия с численностью персонала не более 20 чел.

В США с 1932 года функционируют Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в трансформирующихся странах. В каждой из них предусмотрены консультативная, информационная, техническая и финансовая помощь. Созданное в 1953 году в США Федеральное агентство - Администрация по делам малого бизнеса по сей день защищает интересы малого и среднего бизнеса на правительственном уровне.

В целях, осуществления эффективной координации деятельности 
сектора малого и среднего предпринимательства Администрацией малого 
бизнеса принята четкая градация предприятий по объему годовой выручки на 
отраслевой основе и по количеству работающих на предприятии человек 
(см. таблицу 1.)

Таблица 1.

Классификация МСП по объему

годовой выручки

Классификация  численности МСП

по  работающих

Отрасли

млн. $ долл.

США

Размеры

предприят.

Численность работ-х, чел.

Транспорт

3,5 до 20

Микро

до 20 (в том числе малые офисы-менее 5 и домашние офисы -1)

Строительство

9-21

Малые

20-99, в розничной числе, обрабатываю

щей до 500

Оптовая торговля

15-35

Розничная торговля

3,5-13,5

Средние

100-499


 

В США помимо Федерального агентства для соблюдения правового 
законодательства в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, 
создан специальный Адвокатский отдел для защиты интересов бизнеса в суде 
и  Конгрессе.   Кроме  того,  действуют  почти 130 специальных программ содействия малому и среднему бизнесу, включая «инкубаторные программы». Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен. Здесь предусмотрены конкретные механизмы их реализации, причем все программы работают реально.

Опыт развития МСП Германии. Малый и средний бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. В сфере МСП функционирует 3,5 млн. малых и средних предприятий. Они производят 54% ВВП и обеспечивают занятость более половины трудоспособного населения. На его долю приходится 44,1% валовых инвестиций, 52,1% полной первоначальной стоимости основных фондов и более 40%  товарного экспорта.

В Германии к категории малых относят предприятия с численностью до 49 человек или с годовым оборотом до 1 млн. Евро. К категории средних включены предприятия с числом занятых до 500 человек или с годовым оборотом от 1 до 100 млн. Евро. Подобные фирмы составляют 99,6%) всех немецких компаний. Основная масса, т.е. 89% приходится на мельчайшие предприятия с численностью работающих менее 20 чел.

Малые и средние предприятия играют существенную роль на рынке труда. Здесь занято почти 70%) экономически активного населения страны. Из них 2/3 лиц наемного труда, 4/5 обучающихся на производстве, в общей сложности более 20 млн. человек. Именно эти люди дают в казну 41% всех налоговых отчислений и производят свыше половины всего ВВП страны.

Стремительный' рост немецкой экономики в 50-60-х годах прошлого века, известный как «экономическое чудо», - заслуга, прежде всего, малого и среднего бизнеса. За полвека послевоенного развития Германии политика поддержки малого и среднего предпринимательства обогатилась практическим опытом и сформировалась в относительно самостоятельную часть государственной хозяйственно-политической доктрины.

С выгодой для себя малый и средний бизнес ежегодно занимает у государства до 50 млрд. евро. Объем же инвестиций в развитие МСП традиционно составляет в Германии 51,5% от всех финансовых вложений страны.

Опыт развития МСП Франции.В настоящее время во Франции функционирует около 3 млн. малых и средних предприятий. Они производят55-62% ВВП. Из них 1,5 млн. МСП работает в сфере услуг, 780 тыс. - в торговле, 350 тыс. — в строительстве, 303 тыс. — в промышленности. Это — классическая структура постиндустриальной экономики. Ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых и средних предприятий, а банкротится 50 тыс. При этом 40-50% новых рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится именно на предприятия малого и среднего бизнеса. Сектор МСП обеспечивает занятость свыше половины трудоспособного населения. Этот вклад в жизнь государства трудно переоценить.

Одним из наиболее распространенных во Франции критериев определения размеров предприятия является численность занятых. Во Франции к категории малых и средних относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников. Так, предприятия с числом работающих менее 10 - считаются микроформами, от 10 до 49 - мелкими, от 50 до 499 - средними и более 500 - крупными фирмами. Основная масса приходится на мельчайшие предприятия. Иначе говоря в 89% всех фирм работает не более 10 чел. Сейчас из 3 млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу. Они обходятся вообще без наемного персонала. Более чем на 1200 тыс. предприятиях трудится менее чем по 10 человек.

Доходы фирм и компаний малого и среднего бизнеса не имеют четких законодательных ограничений. По налоговым данным, в среднем доходы малых и средних предприятий колеблются от 10 тыс. до 2,5 млн. евро в год.

Государство активно использует сектор малых и средних предприятий для обеспечения занятости. Ибо 10-12% трудоспособного населения Французской республики числятся безработными. Это является главной экономической, социальной и политической проблемой страны. В настоящее время уже более 15 млн. французов или 54% трудоспособного населения вовлечены в сектор малого и среднего предпринимательства.

Успех сектора МСП Франции обусловлен не только исторически, но и благодаря    вновь    созданной    внушительной    государственной    системойстимулирования малого и среднего бизнеса.

Новые МСП на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижаются подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). В отдельных случаях предпринимателям выплачиваются подъемные. Кстати, этот опыт очень пригодна для высокогорных и отдаленных регионов Кыргызстана. В частности, для Нарынской и Баткенской областей, Чаткальского и Лейлекского районов в особенности.

Для безработных, решивших создать во Франции собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на 2, а на 3 года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки. Из них отрывными чеками можно расплачиваться за консультации по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п. Практически все владельцы малых и средних предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий, чего не хватает у нас, в Кыргызстане.

Поощрение создания малых предприятий и предотвращение их банкротств является одной из ключевых сфер сотрудничества Французкого государства и бизнеса. Этим занимается специальное учреждение -Национальное агентство по созданию предприятий (АNСЕ). Оно не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможности скупки предприятий при возникновении угроз банкротства.

Наряду с АNСЕ государственную помощь при создании предприятий оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные   палаты,   выборные   органы   местного   самоуправления   - региональные и генеральные советы, а также частные фонды, организованные крупными корпорациями. Они получают, в свою очередь, целевые налоговые льготы (фонды Жака Дуса, Жака Гийомарка и др.). На территории всей Франции существуют портовые и свободные экономические зоны, где также формируются максимально благоприятные условия для развития малого бизнеса.

Содействие малому и среднему бизнесу реализуется правительством через привлечение их к выполнению государственных контрактов. Стимулирование инновационной деятельности малых и средних фирм осуществляет Национальным агентством по стимулированию нововведений, предоставляющим этим компаниям льготные кредиты.

Исследование мирового опыта становления и развития малого и среднего предпринимательства подтверждает, что сектор МСП в экономике развитых стран играет одну из ключевых ролей в народном хозяйстве. Неслучайно, сектор малого и среднего предпринимательства совершенно справедливо считается одним из наиболее важных в экономике. Ибо он потенциально эффективени имеет ряд позитивных вкладов в социально-экономическое развитие страны. Отсюда вытекает вывод, что малое и среднее предпринимательство:

  • создает широкий спектр товаров и услуг;
  • придает рыночной экономике необходимую гибкость;

 

  • является катализатором научно-технического прогресса;
  • решает проблемы занятости, выступая в роли работодателя;
  • способствует насыщению внутреннего рынка товарами и услугами;
  • является активным потребителем на внутреннем рынке;
  • содействует повышению экспортного потенциала страны;
  • содействует развитию регионов страны;
  • мобилизует значительные финансовые и производственные (в т.ч. трудовые и сырьевые) ресурсы населения;
  • вносит важный вклад в формирование конкурентной среды;
  • смягчает социальную напряженность, особенно в условиях глобального кризиса, сокращая безработицу;
  • выступает в роль налогоплательщика и многое другое.

Все это обуславливает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малого и среднего предпринимательства в экономике трансформирующихся стран. В малом и среднем предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить на службу Кыргызской Республики. Следовательно, малое и среднее предпринимательство как новая форма организации общественно-необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам Кыргызской Республики.

Литература

1. Абалкин Л.Н. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении. М., Экономика и жизнь. №29, 1991.

2. Блинов А. Государственная  политика поддержки малого предпринимательства  в странах с развитий рыночной  экономикой. Маркетинг, М., 1994. №4.

3. Власова Е. Основы   предпринимательской деятельности. М. 1996.

4. Даншпевская Г. Малый  бизнес в Великобритании. Мировая  экономика и международные отношения, М., 1992, №3.

 

 

 


Информация о работе Опыт развития малого и среднего предпринимательства в США, Германии и Франции