Организационно правовые формы предприятия малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:56, реферат

Краткое описание

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства. Одно дело, когда предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов, но совсем другое - когда предпринимательская идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться более или менее изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы), в других - такая кооперация необходима (например, при производстве конфет или аппаратуры).
Чтобы сделать правильный выбор, необходимо знать, из чего можно выбирать. Попробуем разобраться в основных формах предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Организационно правовые формы предприятия малого бизнеса 4
1.1. Основные понятия и определения 4
1.2 Классификация предприятий 6
1.3 Организационно-правовые формы предприятия малого бизнеса 7
Заключение ……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

OP_formy_malogo_pp (1).docx

— 70.86 Кб (Скачать файл)

 

Титульный лист

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  1. Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы преимущественно определяется объективными условиями — сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, а также достоинствами и недостатками самих организационных форм, хотя, конечно,     в какой-то степени зависит от  личных пристрастий и вкусов предпринимателя. 
               Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства. Одно дело, когда предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов, но совсем другое - когда предпринимательская идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться более или менее изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы), в других - такая кооперация необходима (например, при производстве конфет или аппаратуры). 
               Чтобы сделать правильный выбор, необходимо знать, из чего можно выбирать. Попробуем разобраться в основных формах предпринимательской деятельности. 
     
    ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

    1. Основные понятия и определения

 

Предприятие - это отдельная экономическая производственная единица (субъект), которая располагает и ведет производство товаров и услуг.

Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном введении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязанностям этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Вообще, юридическое лицо - это учреждение, предприятие, фирма, корпорация, которые отвечают определенным атрибутам, установленным законодательством соответствующего государства. Вышеприведенное определение соответствует, существующему законодательству Российской Федерации. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лиц. Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, представляют из себя хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их участники имеют право собственности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Юридические лица могут представлять из себя организации, основная цель которых извлечение прибыли - коммерческие организации, либо их основная цель не связана с извлечением прибыли - некоммерческие организации [4. C.87].

Юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, т. е. в форме тех лиц, в отношении которых их учредители имеют имущественные и обязательственные права.

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

В российской экономике принято рассматривать термины «предприятие» и «фирма» в качестве синонимов, хотя это не всегда соответствует действительности. В зарубежной практике эти понятия различают. За рубежом предприятие не обязательно является собственником.

Отношения между предприятием и фирмой могут складываться различными путями:

1) Фирма как бы «тиражирует»  оптимальный тип предприятия  на разных территориях. Предприятие  может накапливать капитал и  вкладывать его не в уже  освоенное производство, а в создание  дочерних, зависимых обществ, филиалов  и т. д.

2) Фирма образуется путем  интеграции (объединения) предприятий (добровольное слияние, поглощение, скупка акций и т. д.).

Конкретные пути реализации отношений:

а) горизонтальная интеграция, то есть объединение предприятий, которые производят один вид продукции, тем самым доля фирмы на рынке данного вида товара увеличивается;

б) вертикальная интеграция, то есть объединение производств, которые находятся на разных стадиях технологического процесса;

в) конгломерат, так называемая диверсификация капитала, то есть объединение производств, которые никак не связаны друг с другом.

 

1.2 Классификация предприятий

 

Огромное количество предприятий предпринимательского сектора национального хозяйства для целей экономического анализа группируется по ряду признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности предприятия подразделяются на:

Частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным относятся и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала.

Государственные - капитал и управление полностью принадлежат государству (чисто государственные, в т.ч. муниципальные) или государство обладает большей частью капитала и (или) играет решающую роль в управлении [2. C.112].

По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров - численности занятых и объема производства (продаж).

По количеству обычно преобладают малые предприятия. В нашей стране (по Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства») к ним относят те, где средняя численность работников не превышает: в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 чел, в оптовой торговле - 50 чел, в научно-технической сфере, сельском хозяйстве - 60 чел, в строительстве и промышленности - 100 чел.

Классификация по характеру деятельности (производственная и непроизводственная) предполагает деление предприятий на производящие материальные блага и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и пр.

Классификация по признаку доминирующего фактора производства предусматриваем трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают хозяйственные товарищества и общества (наиболее распространенные типы предприятий); производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей.

 

 

    1. Организационно-правовые формы предприятия малого бизнеса

 

Предпринимательская деятельность в малом бизнесе может осуществляться как с образованием юридического лица, так и без этой процедуры, связанной с определенными затратами средств и времени. Очень часто желающим стать предпринимателями нет необходимости в создании юридического лица, то есть предприятия. Законодательства многих стран предоставляют возможность не ограниченным в своей дееспособности гражданам зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица, то есть стать индивидуальным предпринимателем.

Индивидуальные предприниматели образуют наиболее простую форму организации малого бизнеса, подготавливая базу для других, более сложных образований – партнерств (полного и коммандитного товариществ) и хозяйственных обществ в виде общества с ограниченной ответственностью и акционерных обществ закрытого и открытого типов (см. рис.1) [1. C. 29].

Рис.1. Трансформация форм организации бизнеса

 

Учитывая то обстоятельство, что в малом бизнесе практически не используются закрытые и открытые акционерные общества, которые более подходят для средних и крупных предприятий, на их рассмотрении мы останавливаться не будем. Однако отметим, что в результате динамичного развития малых форм предпринимательства, бизнес постепенно перерастает рамки кооперативов, партнерств и обществ с ограниченной ответственностью, требует другой, более сложной организации, к коей относятся ЗАО и ОАО.

Старт-апы в малом бизнесе чаще всего начинаются с индивидуального предпринимательства, которое является наиболее простой и приемлемой формой для человека, решившего попробовать себя на ниве организации собственного дела [7].

Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет бизнес за свой счет, самостоятельно принимает решения и несет полную финансовую и материальную ответственность по своим обязательствам. Его вознаграждением становится полученная в результате коммерческой деятельности прибыль и чувство морального удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством.

Предприниматель-индивидуал может полностью отдавать себя бизнесу, работая только в сфере предпринимательства, либо он может совмещать предпринимательскую деятельность с работой по найму или учебой. Для людей, имеющих профессиональные навыки в определенных отраслях производства и сферы услуг, предпринимательская деятельность может быть дополнительным источником получения дохода.

Учитывая российскую специфику ведения бизнеса без образования юридического лица (ПБОЮЛ), мы можем также отметить, что предприниматель-индивидуал имеет право нанимать на работу сотрудников, которые де-факто образуют предприятие. Так что в системе малого бизнеса данная организационно-правовая форма очень подвижна и фактически не имеет четкого водораздела между собственно физическим и юридическим лицом. И это весьма позитивный момент, так как открывает весьма широкие возможности перед старт-аперами, входящих в бизнес.

Индивидуальное предпринимательство служит, таким образом, «испытательным полигоном» для вхождения в малый бизнес тех людей, которые раньше предпринимательской деятельностью не занимались. Возможность совмещения индивидуальной предпринимательской деятельности с основной работой или учебой позволяет снизить коммерческие риски, без сколько-нибудь значительного ущерба войти в бизнес и адаптироваться к новым для себя условиям.

А  условия функционирования индивидуального предпринимателя радикальным образом отличаются от работы по найму. Индивидуальный предприниматель не имеет над собой вышестоящих руководителей, которые дают указания, что и как следует сделать, в какой последовательности необходимо действовать. В бизнес-среде предприниматель осуществляет свою деятельность на иных принципах, фундаментом которых является личная инициатива, воля, интуиция, знания и умения.

Индивидуальные предприниматели выступают на рынке наравне с предприятиями как равноправные производители товаров и услуг. Предприниматель может иметь счет в коммерческом банке, свою торговую марку, обладает правом пользования банковским кредитом. Эта форма предпринимательской деятельности связана с самым простым финансовым и налоговым учетом.

В то же время следует отметить важную особенность предпринимательства без образования юридического лица – предприниматель-индивидуал несет ответственность перед кредиторами всем своим имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскание.

Индивидуальная предпринимательская деятельность имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества заключаются в следующем. Очень часто контрагенты сделок и клиенты лично известны индивидуальному предпринимателю, и, следовательно, он может оперативно реагировать на изменения их потребностей и вкусов.

К достоинствам индивидуального предпринимательства следует также отнести:

-  Упрощенный порядок регистрации и прекращения деятельности. Если бизнес у индивидуального предпринимателя по каким-либо причинам не стал успешным, то прекратить коммерческую деятельность можно без особых затруднений и проволочек;

-  Упрощенную форму ведения налогового и бухгалтерского учета. Учет ведется индивидуальным предпринимателем, как правило, самостоятельно, без привлечения соответствующих специалистов и затрат на оплату их услуг;

-  Занятие предпринимательской деятельностью засчитывается в трудовой стаж, что дает право на получение пенсии.

Индивидуальному предпринимателю свойственны гибкость, возможность быстрого принятия решений без консультаций с партнерами для решения многих вопросов. Кроме того, имеется сильный стимул вести дела эффективно, так как предприниматель трудится на себя.

Индивидуальному предпринимательству чужда дискриминация по возрастному, половому или этническому признаку. Основной критерий успеха в бизнесе – получение прибыли за счет собственной активности, знаний и навыков. Талант предпринимателя – вот альфа и омега коммерческой деятельности, все остальные индивидуализирующие факторы уходят на второй план [6. C.41]

Важнейшим преимуществом индивидуального предпринимательства является возможность вхождения в бизнес лиц, не имеющих сколько-нибудь значительного начального капитала. Напротив, на поприще индивидуального предпринимательства начинающие бизнесмены зарабатывают свои первые деньги и получают неоценимый опыт, которые служат основой для дальнейшего прорыва в средний и большой бизнес.

Однако недостатки данной формы также значительны. В первую очередь это ограниченность финансовых ресурсов, поскольку предпринимательский капитал лимитирован личными и заемными средствами. Это обстоятельство предопределяет такие негативные моменты, как:

-  Ограниченность масштабов бизнеса рамками капитала;

-  Слабые перспективы достижения крупномасштабного производства;

- Невозможность осуществления крупных поставок, что может быть причиной низкой конкурентоспособности;

Информация о работе Организационно правовые формы предприятия малого бизнеса