Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 17:55, курсовая работа
Целью курсовой работы состоит в выявлении проблем развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
2) рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности
Введение
1 Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие
1.2 Функции предпринимательства
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе
2 Основные формы предпринимательской деятельности
2.1 Основные сферы предпринимательской деятельности и предпринимательские решения
2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь
3 Проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список источников литературы
Приложение А. Перечень инкубаторов малого предпринимательства Республики Беларусь по состоянию на 15 июля 2009 г
Приложение Б. Перечень центров поддержки предпринимательства Республики Беларусь на 15 июля 2009 г
Если в создании предпринимательской организации наряду с белорусскими участниками принимают участие иностранные учредители (участники), такое предпринимательство является совместным. Однако выделяют еще и предприятия с иностранными инвестициями.
По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной ответственностью, а также с солидарной и субсидиарной ответственностью.
В зависимости от механизма создания, числа учредителей (участников), процессов функционирования и управления следует выделить простые и сложные предпринимательские организации.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности установлены Гражданским кодексом РБ, а механизм создания и функционирования отдельных из них - законами. К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и унитарные предприятия. К малым и совместным предприятиям, которые могут создаваться в различных организационно-правовых формах, относятся коммерческие организации по установленным законодательством критериям (признакам). Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому они не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме. Не относится к организационно-правовой форме простое товарищество, оно учреждается без образования юридически о лица [6, с. 93].
Сложные предпринимательские организации как объединения могут создаваться в различных организационно-правовых формах, но на практике, как правило, учреждаются в форме акционерного общества. К сложным предпринимательским организациям относятся концерны, картели, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы, пулы и др.
Из различных групп населения, способных заняться предпринимательством, следует выделить две наименее защищенные и потому более нуждающиеся в начальных знаниях о том, как сделать первые шаги к рынку.
Первую группу составляют люди старшего возраста, которые вынуждены или хотят сменить профессию по различным причинам, но в основном в связи с потерей рабочего места, вторую - молодые люди, не имеющие профессионального образования и необходимых средств.
Людям старшего возраста необходимо с самого начала убедить себя в том, что зарабатывание денег в негосударственных хозяйственных структурах разрешенными законом способами - это не преступная спекуляция, как традиционно квалифицировало подобную деятельность в период строительства социализма наше законодательство, а общественно полезный труд на благо всех граждан.
Молодым людям, начинающим предпринимательскую деятельность, важно не потерять ориентиры, не опуститься до зарабатывания денег любыми способами, результатом чего может стать моральная деградация, распад личности.
Форма участия в предпринимательстве зависит от задач, которые люди ставят перед собой на начальном этапе. Такими задачами могут быть:
- зарабатывание денег на повседневные расходы (для увеличения семейного бюджета, снижения имущественной зависимости от родителей, свободы поведения);
- занятие определенной ниши на рынке и накопление средств для расширения предпринимательской деятельности.
В первом случае необходимо учесть свои возраст, физические возможности, наличие свободного времени, круг общения и затем принять решение: работать от собственного имени или по найму.
При работе от собственного имени следует получить свидетельство в местных органах власти, дающее право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и открывать счет в банке. Это легализует предпринимательство, дает возможность осуществлять безналичные расчеты с партнерами, что расширяет масштабы деятельности.
Работа по найму осуществляется от имени фирмы работодателя.
Наиболее доступными способами зарабатывания денег при индивидуальной трудовой деятельности являются:
- торгово-посреднические услуги, или перепродажа товаров. Основные проблемы, возникающие при этом, заключаются в поиске партнеров, имеющих возможность и желающих продавать мелкие партии ходовых товаров со скидкой или в кредит, а также в формировании сбытовой сети. Они решаются, как правило, с помощью родственников, друзей, знакомых, так как эти отношения носят весьма доверительный характер. Такая торговля широко распространена и среди студенческой молодежи; поставщиками здесь выступают иностранные студенты;
- «челночные» поездки и страны ближнего и дальнего зарубежья с целью купли-продажи различных товаров народного потребления и извлечения благодаря этому дохода;
- оказание различных услуг - информационных, педагогических, экономических и др.
Разнообразны возможности зарабатывания денег по найму: продажа товаров народного потребления, реклама, сбор информации, услуги по страхованию, перевод с иностранных языков, работа гидом на выставках и многое другое.
Задачи по открытию своего дела значительно усложняются, если целью его является занятие определенной ниши на рынке и накопление средств для дальнейшего расширения бизнеса. Речь в данном случае идет о создании собственного предприятия.
Перечень возможных вариантов выбора деятельности приведен ниже.
1. Организовать производство товара.
2. Комплектовать товар из готовых изделий.
3. Дорабатывать изделие и продавать его как новое.
4. Продавать товар, произведенный другими.
5. Продавать технологии производства товаров.
6. Обучать специалистов по производству, использованию товара.
7. Продавать информацию о рынке товаров.
8. Устраивать ярмарки для производителей товаров.
9. Устраивать ярмарки технологий для производителей товаров.
10. Организовать биржу труда специалистов профессий узкого профиля.
11. Заниматься рекламой товара по контракту с его производителями или продавцами.
12. Консультировать но производству или использованию товара.
13. Организовать ассоциацию производителей, продавцов, пользователей товара.
14. Организовать профсоюз производителей товара.
15. Посредничать между фирмами-заказчиками и производителями товара.
16. Продавать подержанные товары.
17. Осуществлять лизинг товара.
Как видно, перечень охватывает только варианты деятельности, связанные с производством какого-либо товара. Но существует еще огромный ассортимент бытовых, интеллектуальных, информационных услуг, рынок которых еще организуется и недостаточно насыщен.
Варианты создания собственной фирмы многообразны и определяются главным образом наличием ресурсов, рыночной конъюнктурой, системой налогообложения. Наиболее доступной сферой деятельности в республике, учитывая приведенные обстоятельства, является торговля. Достаточно приобрести киоск, организовать его охрану, договориться с местными или зарубежными оптовыми фирмами, предприятиями, наладить поставку товара из-за границы собственными силами, наконец, принимать на комиссию вещи от населения.
Значительно сложнее создать собственное предприятие в сфере производства. Можно выдвинуть какую-либо продуктивную идею и заинтересовать ею состоятельного спонсора, в том числе и за рубежом. Располагая организаторскими способностями и знаниями, можно войти в состав команды в качестве специалиста по маркетингу, менеджера.
2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь
По информации Министерства статистики и анализа, по состоянию на 01.07.2008 г. в Республике Беларусь функционирует 50,7 тыс. малых предприятий (по состоянию на 01.07.2007 г. - 37,1 тыс.). Прирост составил 13,6 тыс. малых предприятий (или 36,7%) [13].
Списочная
численность работающих на малых предприятиях
за
I полугодие 2008 г. составила 450,7 тыс. человек
(за I полугодие 2007 г. - 407,5 тыс. человек).
По численности работающих лидируют промышленные
предприятия - 38,6% от общего количества
занятых на малых предприятиях,
на предприятиях торговли и общественного
питания занято 25,2%, в строительстве - 16,5%,
на транспорте - 8,1%.
Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 8,9% от общего объема ВВП и вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,9 процентных пункта. За I полугодие 2008 г. субъектами малого предпринимательства произведено 7,4 % от общего объема промышленного производства (за I полугодие 2007 г.- 7,1%); 14,5% от общего объема розничного товарооборота (за I полугодие 2007 г.- 11,0%); 15,0% от общего объема внешнеторгового оборота. Удельный вес выручки, полученной за I полугодие 2008 г. малыми предприятиями, составил 17,6% и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 1,3 процентных пункта. Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в I полугодии текущего года составила 17,6 %, удельный вес убыточных малых предприятий составил 23,8% от общего их количества [13].
Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна (рисунок 2.1). Наибольшее количество таких предприятий занято в торговле и общественном питании - 40,2%, промышленности - 20,9%, в строительстве - 10,3%, в транспорте - 8,3%, в сельском хозяйстве - 4,3%, другие отрасли - 16 %.
Рисунок 2.1 - Отраслевая структура малого предпринимательства республики Беларусь по состоянию на 01.07.2008 г.
Примечание - Источник: [13]
Уровень регионального развития малого предпринимательства зависит от таких факторов, как выгодное экономическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка малых предприятий со стороны местных органов управления. Анализ распределения малых предприятий в разрезе регионов республики показывает, что большая их часть сконцентрирована в г. Минске и Минской области (44,0% и 12,8% соответственно от общего количества малых предприятий).
По информации Министерства по налогам и сборам, по состоянию на 01.08.2008 г. сумма налоговых поступлений от юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, составила 2437,5 млрд. руб. (12,6% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).
Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.08.2008 г. составило 215,8 тыс. человек. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 419,8 млрд. руб.
Реализация мероприятий Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год, а также иных мер, принятых Правительством и Главой государства по созданию благоприятного делового климата в стране, позволили повысить вклад малого предпринимательства в развитие экономики страны. По информации Министерства статистики и анализа за 2008 год удельный вес ВВП произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 9,3 процента от общего объема ВВП и вырос по сравнению с 2007 годом на 1 процентный пункт.
Удельный вес выручки, полученной в 2008 году малыми предприятиями, составил 20,7% и вырос по сравнению с 2007 годом на 2,6 %-ых пункта. Удельный вес малого предпринимательства в отдельных экономических показателях развития Республики Беларусь приведен ниже (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Удельный вес малого предпринимательства в отдельных экономических показателях развития Республики Беларусь за 2003-2008 гг.
Примечание - Источник: [14]
За 2008 год субъектами малого предпринимательства произведено 8,4 процента от общего объема промышленного производства (за 2007 год- 7,6 процента); 19,9 процента от общего объема розничного товарооборота (за 2007 год - 11,2 процента); 16,7 процента от общего объема внешнеторгового оборота (за 2007 год - 15,2%) [14].
Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) составила 17,1 процента, за 2007 год этот показатель составил 13,7 процента. При этом по предприятиям, не относящимся к малому бизнесу, уровень рентабельности составил 16,3%. На рисунке 2.3 приведена динамика рентабельности реализованной продукции, работ, услуг.
Рисунок 2.3 - Динамика рентабельности реализованной продукции, работ, услуг за 2005-2008 гг.
Примечание - Источник: [14]
Наиболее рентабельной была реализованная продукция (услуги) в сфере операций с недвижимым имуществом - 71,9 %, в сфере материально-технического снабжения и сбыта - 33,3 %, в торговле и общественном питании - 32,5%, в сфере информационного обслуживания - 26,8%. Рентабельность в промышленности составила 12,7 %, в строительстве - 18,7%, в сельском хозяйстве - 20,0%, на транспорте - 9,9%.
По состоянию на 1 января 2009 г. количество малых предприятий всех форм собственности составило 68 тысяч предприятий, что на 16,8 тысяч больше, чем за 2007 год, или на 32,7 процента.
Ниже приведена динамика количества малых предприятий за 2002-2008 годы (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 - Динамика количества малых предприятий в Республике Беларусь за 2002-2008 годы
Информация о работе Основные формы предпринимательской деятельности