Основы предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 21:15, контрольная работа

Краткое описание

Хозяйственные товарищества - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
В зависимости от степени ответственности отдельных участников различают полные и коммандитные товарищества.

Содержание

1. Хозяйственные товарищества. Преимущества и недостатки................................................3
2. Сущность, принципы и критерии оценки коммерческой тайны...........................................5
3. Заказ и получение печати, штампов......................................................................................12
4. Способы предоставления коммерческого кредита...............................................................14
5. Методы страхования предпринимательских рисков............................................................19
Список использованных источников.........................................................................................22

Вложенные файлы: 1 файл

Основы предпринимательской деятельности.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

В связи с этим должна быть выполнена  следующая работа.

1. Четко определены содержание  и объем информации, составляющей  коммерческую тайну конкретной организации. Сформулированный перечень должен быть оформлен приказом О защите коммерческой тайны.

2. Сформулирована надежная и  действенная система защиты коммерческой  тайны.

3. Приказом оформляется степень  секретности документов, являющихся носителями коммерческой тайны, порядок делопроизводства и список лиц, имеющих доступ к таким сведениям. Порядок обращения со сведениями, относящимися к коммерческой тайне, регулируется Положением по сохранности коммерческой тайны предприятия (организации); утверждаемым его руководителем. Такой документ предусмотрен Постановлением Правления Белкоопсоюза (18 февраля 2002 г.).

4. С работниками предприятия  (организации), имеющими доступ к коммерческой тайне, заключается в письменной форме Соглашение о неразглашении коммерческой тайны.

5. При производственной необходимости  передачи коммерческой тайны партнерам по бизнесу, клиентам, покупателям, инвесторам и другим к договору между субъектами хозяйствования необходимо прилагать Соглашение о секретности (без права разглашения ее третьим лицам). Это может быть сделано только с согласия и по решению руководителя предприятия. Нарушение такого соглашения влечет за собой установленную законодательством ответственность.

6. При увольнении с предприятия лиц, имевших допуск к коммерческой тайне, оформляются письменно Соглашение о прекращении работы, а также заявление увольняющегося, в которых он должен подтвердить свои Обязательства перед предприятием (организацией) о неразглашении коммерческой тайны.

Защита коммерческой тайны субъекта хозяйствования осуществляется в судебном порядке при соблюдении законов  Республики Беларусь. В суд должны быть предъявлены все перечисленные  выше документы (пункты 1-6); регистрация права на коммерческую тайну в Уставе предприятия (организации), выписка из коллективного трудового договора, положений касающихся коммерческой тайны; документы о сертификации средств ПЭВМ, являющихся носителями информации, об аттестации работников.

Методика отнесения тех или  иных сведений к коммерческой тайне в Республике Беларусь пока не сформировалась. Каждая организация, ее руководитель решает этот вопрос самостоятельно. Для того чтобы такое решение было обоснованным, в том числе и экономически, следует воспользоваться наработанным в разных странах практическим опытом. На его основе представляется целесообразным предложить для использования в деловой практике следующие принципы:

  • при засекречивании информации следует исходить из принципа выгоды и безопасности торговой организации. Нельзя засекречивать всю информацию: это неразумно и невыгодно. Но и пренебрежительное отношение к коммерческой тайне может нанести непоправимый ущерб. Для организации, работающей на рынке, с одной стороны, важно, чтобы о ее существовании знали как можно больше, с другой стороны, особые технологии ее и методы достижения поставленных целей, обеспечивающие конкурентные преимущества, должны охраняться. Потому в практической работе важно найти «золотую середину», гарантирующую защиту только той информации, которая того стоит;
  • информация типа ноу-хау обязательно должна быть отнесена к разряду коммерческой тайны;
  • информация, которая касается" разработки чего-то нового (нового товара, новой технологии, способа транспортировки, продажи, рекламы и т.п.), представляет собой коммерческую тайну;
  • значительная часть договоров, заключаемых организацией, относится к коммерческой тайне. В ряде случаев ситуация такова, что не только текст договора, но и сам акт его заключения представляет собой коммерческую тайну. Если это так, то либо в договоре поставки (раздел «Особые условия»), либо в специальном соглашении, приложенном к договору, должно быть оговорено, что партнер обязуется не разглашать предоставленную ему в связи с заключением договора информацию или защищать какие-то документы, переданные при этом.

Объектом коммерческой тайны является информация, которая может быть разделена  на следующие две группы:

Деловая информация: некоторые финансовые сведения; данные о цене (стоимости) продукции, услуг, технологии; прайс-листы; производственные планы, планы выпуска новой продукции; стратегия предприятия; списки деловых партнеров, их намерения; договора, контракты, соглашения; информация о маркетинге; коммерческие предложения, квоты; списки персонала, сведения о нем; организационные схемы, структура управления, применяемые формы и методы и др.

Научно-техническая (технологическая) информация: научные работники, научно-исследовательские проекты; конструкторские разработки для производства какой-либо продукции; технические параметры продукции, ее химический состав, рецептура; заявки на патенты; дизайн, методы работы, ноу-хау; информационные технологии; программное обеспечение ЭВМ и др.

Работа по выделению коммерческой тайны организации включает:

  • проведение анализа всех сторон деятельности организации и составление предварительного перечня коммерческой информации фирмы, представляющей ценность;
  • исключение из предварительного перечня ценной информации организации сведений, являющихся государственной тайной, так как порядок ее защиты устанавливается правительством;
  • исключение сведений, являющихся чужой собственностью на законных основаниях: авторские права, патенты, торговые марки, знаки;
  • исключение сведений, касающихся негативной деятельности организации или наносящих ущерб обществу, государству: загрязнение окружающей среды, нарушение действующих законов, уклонение от договорных обязательств, осуществление запрещенной деятельности, способы недобросовестной конкуренции, обман, шантаж, шпионаж и т.д.;
  • выделение наиболее ценной информации организации на основе системы показателей: прироста прибыли, снижения себестоимости, затрат на защиту коммерческой тайны, годового эффекта, срока окупаемости, повышения уровня рентабельности, возможного ущерба от утечки информации, предел экономической безопасности организации, сопоставление выгоды и затрат; определение реальной ценности;
  • оценка возможного ущерба при разглашении (утечке) охраняемых сведений;
  • после определения окончательного перечня сведений, представляющих коммерческую тайну организации, издается приказ руководителя, к которому в качестве приложения прикладывается документ - Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации с определением степени секретности.

По степени секретности она  может быть: строго конфиденциальной, утеря ее может повлечь банкротство (например, ноу-хау). Маркируется грифом «КТ», с указанием количества экземпляров; конфиденциальной, обеспечивающей устойчивую прибыль (например, сведения о клиентах, кредитовании, прогнозах и т.п.). Маркируется грифом «конфиденциально»; не подлежащей огласке, разглашение которой наносит вред положению организации на рынке (например, информация о поставщиках, условиях поставки, рынках и каналах сбыта, имеющих место разногласиях, конфликтах и т.д.).

Защита информации предполагает предотвращение утечки, хищения, утраты, несанкционированного доступа, копирования, уничтожения, искажения, модификации (подделки), блокирования информации и т.п.

Механизм защиты коммерческой тайны  должен включать следующие блоки. На макроуровне: нормы права, направленные на защиту интересов ее владельца (законы, указы, положения и т.д.).

На микроуровне: нормы, устанавливаемые  руководителем организации (приказы, распоряжения, инструкции); специальные структурные подразделения, обеспечивающие соблюдение этих норм (режимные подразделения, служба безопасности предприятия и т.д.); действенная система мер по защите коммерческой тайны (взаимосвязь методов, способов, средств защиты).

В условиях рыночной экономики защита сведений, составляющих коммерческую тайну, является залогом сохранения лидирующих позиций организации на рынке.

В Республике Беларусь сформировались правовые основы защиты коммерческой тайны. Основным документом в данной сфере является Положение о коммерческой тайне, предусматривающее ряд норм, рассмотренных ранее.

В связи с широким использованием при обработке конфиденциальной информации технических средств руководитель обязан аттестовывать применяемые при этом аппаратные и программные средства компетентными органами и получать соответствующие сертификаты. При рассмотрении дел в суде наличие этих документов обязательно.

Содержание работ по защите коммерческой тайны должно носить комплексный, системный  и экономически целесообразный характер.

Задачи защиты коммерческой тайны организации включают: защиту прав и интересов фирмы и его работников; выявление реальных и потенциальных угроз; выработку и использование системы профилактических мер, предотвращающих утечку и хищение секретной информации; обеспечение эффективности системы защиты коммерческой тайны.

К системе защиты коммерческой тайны  организации предъявляются определенные требования: система должна быть комплексной; должна быть гибкой, динамичной, учитывать  изменения ценности информации в конкурентной среде; должна соответствовать законодательству страны. При несоблюдении вышеперечисленных требований и принципов риск, связанный с защитой экономической безопасности организации, при работе на рынке возрастает.

Организационная работа. Она включает разработку концепции обеспечения безопасности информации, составляющей коммерческую тайну, и формирование пакета необходимой организационно-планирующей документации, обеспечивающей действенную ее защиту, подтвержденную компетентными органами.

Концепция обеспечения защиты коммерческой тайны организации включает:

1. Правовое  обеспечение сохранности коммерческой тайны: регистрацию права на коммерческую тайну в Уставе организации; внесение соответствующих дополнений, касающихся охраны коммерческой тайны и взаимных обязательств сторон по данному вопросу, в коллективный договор; наличие в организации утвержденного руководителем Положения о коммерческой тайне; отражение индивидуальных обязательств по сохранению коммерческой тайны в трудовом договоре или контракте; заключение письменных договоров-обязательств, заявлений увольняющихся работников, имевших доступ к конфиденциальной информации, о сохранении коммерческой тайны в течение определенного срока; наличие соглашений о секретности с юридическими лицами, являющимися партнерами по бизнесу и имеющими доступ к коммерческой информации (поставщики, покупатели продукции, инвесторы и т.д.); наличие приказа по организации о защите коммерческой тайны; наличие памятки о сохранении конфиденциальной информации и ознакомление с ней под личную роспись тех, кто имеет к ней доступ.

2. Идеологическое и методическое обеспечение сохранности коммерческой тайны: воспитательная работа, формирование чувства ответственности, гордости за свою организацию, комфортности и удовлетворенности своей деятельностью; чтение лекций, проведение различных семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, личных бесед; четкое и своевременное доведение необходимой информации до лиц, имеющих отношение к данному вопросу.

3. Организация процесса обеспечения сохранности коммерческой тайны: отбор объектов защиты; выбор средств защиты, адекватных целевым задачам; управление обеспечением сохранности коммерческой тайны и контроль эффективности применения охранных мер.

4. Систему ограничения лиц, допускаемых к сведениям, составляющим коммерческую тайну: инструктаж и учет лиц, имеющих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну; меры по повышению бдительности и ответственного отношения к сохранению закрытой информации.

5. Организацию делопроизводства с информацией, составляющей коммерческую тайну: разработка инструкции, регламентирующей работу с закрытой информацией; ведение журналов регистрации дел и учета сведений, составляющих коммерческую тайну; особые меры при использовании ПЭВМ и ЛВС.

6. Формирование тактики представления материалов, предназначенных к опубликованию, использованию для рекламы, выступлений, докладов на конференциях, для передачи по радио, телевидению, во время деловых переговоров и т.п.

7. Определение порядка и целесообразности использования технических средств для работы с документами и информацией, составляющими коммерческую тайну: ПЭВМ, сканирующих устройств, аудио-видеотехники, факсов и т.д.

8. Создание системы контроля и исполнения всех требований и задач по обеспечению защиты коммерческой тайны организации.

Мировой опыт свидетельствует, что  для защиты коммерческой тайны организации не достаточно чисто административных мер, даже четко обработанных, следует активно вовлекать в ее защиту всех сотрудников. Каждый сотрудник должен быть уверен, что его личное благополучие зависит от успехов фирмы, в которой он работает.

Концепция должна быть сформирована с учетом реальной и потенциальной ценности информации и опасности посягательства на нее.

Результатом этого этапа работы должно быть создание документов, регламентирующих состав и содержание работ по защите коммерческой тайны: порядок взаимодействия физических и юридических лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне; состав, содержание и правомочие документации по защите конфиденциальной информации организации; критерии защищенности коммерческой тайны. Работа по оценке эффективности защиты коммерческой тайны.

Данная работа предполагает: четкое выделение информации, представляющей коммерческую тайну, оценку ее реальной и потенциальной ценности, оценку ущерба, который может быть нанесен субъекту хозяйствования при ее разглашении; определение особо ценных элементов информации, к которым проявляется повышенный интерес; установление «срока жизни» информации как коммерческой тайны; оценку объемов затрат на создание и постоянное поддержание в рабочем состоянии системы защиты.

Экономическая целесообразность охраны коммерческой тайны имеет место в том случае, если сумма ущерба от ее разглашения, по крайней мере, не ниже стоимости ее защиты. Работа по использованию способов и внедрению средств защиты коммерческой тайны.

Наиболее часто используемые способы  защиты коммерческой тайны: ограничение доступа к коммерческой тайне; запретительные способы, касающиеся производства, хранения, продажи и т. д.; создание условий для хранения и работы с информацией, составляющей коммерческую тайну (сейфы, специальные помещения и т. д.); охранные способы (наемная охрана, собственная служба охраны); административные способы; технические средства.

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности