Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:26, контрольная работа
Чтобы правильно сориентировать производство на требования рынка, принять правильное решение с учетом всех факторов и уменьшить степень риска, необходимо располагать обстоятельной, надежной, оперативной и достоверной информацией. В рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности.
В разных странах свои приоритетные способы защиты коммерческой информации (коммерческой тайны). Так, в Германии преобладают законодательные меры, в США и Франции предпочтение отдается организации собственных служб безопасности фирмы, в Великобритании защита обеспечивается договорными обязательствами.
Российские предприниматели используют следующие основные способы защиты информации:
законодательная защита - основана на соблюдении тех прав предпринимателя на конфиденциальную информацию, которые закреплены в законодательстве РФ. В случае нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователя информации он обращается в соответствующие органы (МВД, ФСБ, прокуратуру, суд) для восстановления нарушенных прав, возмещения убытков и т.п.;
физическая защита — включает пропускной режим на предприятии, охрану, специальные карточки для посторонних, использование закрывающихся сейфов, шкафов и т.д.;
организационная защита - включает:
техническая защита - предусматривает использование таких средств контроля и зашиты, как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа;
работа с кадрами - предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала. Следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за их нарушение.
Общеизвестно, что персонал
фирмы может стать как
Угрозы экономической безопасности фирмы со стороны, например, конкурентов, реализуемые через ее персонал, могут принимать такие формы, как:
Организация эффективной защиты экономической безопасности фирмы со стороны персонала включает три основных этапа работы с сотрудниками, допущенными к конфиденциальной информации:
Предварительный этап является самым ответственным и, соответственно, наиболее сложным. В случае возникновения необходимости принять нового сотрудника на работу, связанную с допуском к конфиденциальной информации, целесообразнее всего соблюсти следующую технологию приема.
Прежде всего на основании должностной инструкции и особенностей деятельности разрабатываются требования к кандидату на должность, причем не только формальные (пол, возраст, образование, опыт работы), но и морально-психологические. Это позволяет уточнить, какой работник необходим фирме, а самому кандидату — сопоставить, соответствуют ли его собственные качества требуемым.
Затем производится подбор кандидатов на вакантную должность. Методы подбора могут быть разнообразными. Предпочтение следует отдавать тем методам, которые минимизируют возможность проникновения в фирму недобросовестных людей, представляющих интересы либо конкурентов, либо криминальных структур.
К числу таких методов относятся:
Подбор, основанный на случайном обращении кандидатов непосредственно в фирму, может представлять угрозу ее экономической безопасности в будущем.
Целесообразно, особенно
при случайном подборе
Для более полного
ознакомления с личностью кандидата
имеется возможность
После ознакомления с документами кандидата (личными документами, документами об образовании, прежней должности и стаже работы, характеристиками и рекомендациями), а самого кандидата — с требованиями к нему и признания обоюдного соответствия проводится собеседование работника кадровой службы фирмы с кандидатом. Кандидат заполняет анкету, отвечает на вопросы, в том числе на вопросы профессиональных и психологических тестов. Следует отметить, что психологические качества кандидата не менее важны, чем профессиональные. Психологический отбор позволяет не только выяснить морально-этические качества кандидата, его слабости, устойчивость психики, но и его возможные преступные наклонности, умение хранить секреты.
В случае успешного прохождения кандидатом проверки и признания его соответствующим должности осуществляется заключение (подписание) двух документов:
Второй этап. Непосредственная деятельность вновь принятого работника в целях проверки его соответствия занимаемой должности должна начинаться с испытательного срока, в конце которого принимается окончательное решение о приеме кандидата на постоянную работу.
Сотрудника, принятого на постоянную работу, необходимо ознакомить с порядком доступа сотрудников к конфиденциальной информации (коммерческой тайне). Все работники фирмы (предприятия), имеющие дело с конфиденциальной информацией, имеют право знакомиться с этой информацией только в том объеме, который предусмотрен их должностными обязанностями и требуется для работы. В связи с этим каждая должность должна предусматривать право получения определенного объема конфиденциальной информации, выход за который будет считаться нарушением обязанностей и представлять определенную угрозу безопасности фирмы. Размер этого перечня определяется руководителем фирмы либо специальной комиссией. В соответствии с ним каждый работник получает допуск к конфиденциальной информации определенного уровня.
Эффективным способом защиты информации, особенно если фирма имеет ряд производств (цехов, подразделений, участков), является ограничение физического доступа (перемещения) персонала в другие зоны, не связанные с функциональными обязанностями работников. Посещение же «закрытых» территорий производится только с разрешения руководства.
Оригинальным способом защиты информации, используемым некоторыми фирмами, является разбивка однородной информации на отдельные самостоятельные блоки и ознакомление сотрудников только с одним из них, что не позволяет работникам составить представление об общем положении дел в данной сфере.
Третий, заключительный этап, также может представлять угрозу экономической безопасности фирмы. Уволившийся работник, не имея обязанностей перед фирмой, может поделиться ценными сведениями с конкурентами, криминальными структурами. В целях минимизации опасности таких последствий при увольнении работник предупреждается о запрещении использования сведений в своих интересах или интересах других лиц и дает подписку о неразглашении конфиденциальной информации (коммерческой тайны) после увольнения в течение определенного срока. В противном случае все убытки, которые будут причинены предпринимателю вследствие разглашения информации, могут быть взысканы в судебном порядке.
Конфиденциальная информация, как правило, содержится в документах — бумажных либо электронных.
Все документы в фирме делятся на три категории: входящие, исходящие и внутренние.
Первым шагом в обеспечении защиты информации является выявление из обшей массы документов, содержащих ценную для фирмы коммерческую информацию. Составляется перечень конфиденциальных документов. Затем вводятся степени конфиденциальности информации (или грифы ограничения доступа к документам) и каждому документу присваивается соответствующий гриф. Данный перечень составляется специальной комиссией (в крупных фирмах) либо секретарем-референтом фирмы (специальным сотрудником). Потом он согласовывается с начальниками отделов, служб и утверждается руководителем фирмы.
В перечне документов
указываются категории работник
Порядок работы с документами, составляющими коммерческую тайну, регламентируется специальной инструкцией по закрытому делопроизводству, которая регулирует порядок документирования и организации работы с конфиденциальными документами и содержит следующие разделы.
«Общие положения» — на основе действующего законодательства и нормативно-методических документов определяется понятие коммерческой тайны, устанавливаются цели данной инструкции, определяются сотрудники или подразделения, ответственные за работу с документами, составляющими коммерческую тайну.
«Документирование деятельности фирмы, составляющей коммерческую тайну» — определяются виды конфиденциальных документов, порядок их подготовки и оформления, присваиваемые грифы ограничения доступа к документам.
«Организация работы с документами» — устанавливается порядок присвоения грифов и правила работы с документами, содержащими коммерческую тайну.
Процесс обеспечения сохранности информации в документах, содержащих коммерческую тайну, осуществляется в соответствии с основными стадиями «жизненного» цикла документа. Этими стадиями являются:
1) получение (отправка) документа. Документ, поступающий в фирму и содержащий гриф конфиденциальной информации, должен быть передан только секретарю-референту или инспектору закрытого делопроизводства и зарегистрирован. Далее он передается руководителю, который определяет непосредственного исполнителя по данному документу, имеющему допуск к этой категории документов, и адресует документ ему. Аналогичный порядок соблюдается при отправлении документа — подготовка документа, подпись руководителя, регистрация в специальном журнале секретарем-референтом и отправка;