Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:14, курсовая работа
Поэтому целью курсовой работы является определение и изучение потенциала Краснодарского края в развитии малого бизнеса. В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
- определить привлекательность Краснодарского края в развитии предпринимательства;
- определить роль предпринимательства в экономике Краснодарского края;
- определить наличие условий для создания и ведения успешной предпринимательской деятельности;
- проанализировать проблемы в развитии малого бизнеса и найти пути их решения.
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательства……………………………..4
1.1. Определение и сущность «предпринимательства»………………………………4
1.2 .Виды предпринимательской деятельности………………………………………..…5
1.3 .Организационно-правовые формы бизнеса………………………………………….6
Глава 2. Особенности развития предпринимательства в Краснодарском крае
2.1. Привлекательность Краснодарского края в развитии малого бизнеса: высокий экономический потенциал……………………………………………………………..9
2.2. Благоприятный инвестиционный климат…………………………………………..…12
2.3. Роль предпринимательства в Краснодарском крае………………………….….14
2.4 .Проблемы развития предпринимательства и пути их решения…….…….15
Заключение……………………………………………………………………………………………………20
Литература…………………………………………………………
В 2000 году краевой комитет
В свою очередь количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на 1 января 2002 года составляло 28 400.
На долю малых предприятий приходится 19,7 млрд. рублей объема продукции (работ, услуг) по отраслям экономики, 4,6 млрд. рублей или 8 процентов от объема промышленной продукции всех предприятий края, 12,2 млрд. рублей или 3,8 процента от всех основных фондов, 2 млрд. рублей или 4,1 процента от общего объема инвестиций в основной капитал в целом по всем предприятиям края.
За 2000 год полная балансовая стоимость основных фондов малых предприятий увеличилась на 18 процентов против 3 процентов по крупным и средним предприятиям.
Около 80 процентов от общего объема инвестиций малых предприятий приходится: на предприятия строительства - 32 процента, торговли и общественного питания - 20, промышленности и транспорта -13 процентов.
На малых предприятиях занято 224
тыс. человек, среди них 89 процентов,
состоят в штате предприятия (без
учета совместителей). На условиях совместительства
на этих предприятиях привлекалось 18 тыс.
человек (8%), и по договорам гражданско-
По видам деятельности около 60 процентов предприятий ведут торговую деятельность, 14 - сосредоточено в строительстве, 15 процентов - в промышленности.
В отраслевой структуре промышленного производства малых предприятий доля пищевой промышленности составляет 35,8 процентов, машиностроения и металлообработки - 22,3, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 8,3, химической и нефтехимической - 8,1 и строительных материалов - 7,9 процентов.
Значительна доля малых предприятий
в производстве отдельных видов
продукции производственно-
В настоящее время существует дифференциация в территориальном размещении малых предприятий. Основное количество малых предприятий - 36,7 процентов находится в г. Краснодаре. Значительное количество малых предприятий действует в городах Сочи (18,6%), Новороссийске (4,1), Анапе (3,8), Армавире (3,5), Геленджике (2,9), Туапсе (2,1) и Динском районе (1,5%).
Сложившаяся ситуация в малом секторе экономики края и потенциальные возможности малого бизнеса требуют значительной активизации государственной политики развития предпринимательства как в городской, так и в сельской местности. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, которая создаст благоприятные условия и обеспечит возможности для нового этапа развития малого предпринимательства в Краснодарском крае.
2.4. Проблемы развития предпринимательства и пути их решения.
Административные барьеры
Для преодоления административных
барьеров повсеместно применяется
журнал учета мероприятий по контролю
субъекта предпринимательской
В то же время, некоторые сотрудники контролирующих и силовых структур продолжают использовать бизнесменов в качестве источника личного обогащения и заходят к ним "с проверками", как в свою кассу.
По результатам таких фактов в 2003 году по телефонам "горячей линии" в центры содействия развитию малого предпринимательства поступило почти 750 жалоб на действия органов милиции, сотрудников противопожарной службы, торгинспекций, налоговых структур, "Кубаньлицторгконтроль", Пенсионного фонда, Госэпиднадзора.
Для устранения подобных негативных моментов предлагается на федеральном уровне определить полномочия указанных структур при проверках субъектов малого предпринимательства, ускорить разработку нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Проблемой является и неправомерное предоставление тех или иных льгот, исключительных прав и преимуществ одному или нескольким хозяйствующим субъектам. В последнее время отмечается рост подобных фактов (в 2.5 раза). Не должно быть такого избирательного отношения на муниципальном уровне к предпринимательской среде. Кроме того, данная проблема существенно влияет на состояние конкуренции.
Проблемой является еще и
то что не создали центров
содействия развитию малого
Во многих образованиях население
слабо информировано о
Услуги, оказываемые центрами, результаты их деятельности и местоположения необходимо на постоянной основе целенаправленно освещать. К процессу следует подключить не только краевые, но широкий круг городских и районных средств массовой информации.
Центры должны стать не просто консультационными пунктами, но и клубами предпринимателей, где они могут общаться, обсуждать успехи и проблемы, выдвигать предложения. Сегодня корпоративные интересы крупных компаний активно лоббируются, а интересы малого бизнеса власти зачастую слышат лишь тогда, когда конфликт становится неотвратимым.
Проблемой остается и привлечение инвестиций. Несмотря на достаточно высокий прирост – 18 процентов - общий объем инвестиций, направленных предприятиями малого бизнеса в основной капитал, в 2003 году составил не более 6 процентов в общекраевом объеме инвестиций. Крайне мало. Ежегодно на развитие данной сферы экономики необходимо привлекать не менее 15 млрд. рублей. Только при таком условии можно решить задачу удвоения объемов выпускаемой продукции, дополнительных рабочих мест, увеличения производительности труда и роста заработной платы.
Необходимо повышение имиджа предприятий.
Малые предприятия края активно
участвуют в международных
Однако, есть и обратная сторона
медали. В крае можно привести множество
примеров, когда предприниматели
осуществляют свою деятельность в нарушение
законодательства, с уклонением от
постановки на налоговый учет, соответствующих
расчетов по платежам в бюджет, получения
лицензий, сертификатов на выпускаемую
продукцию, то есть ведут недобросовестную
конкуренцию. При такой ситуации
законный бизнес несет значительные
потери, а нелегалы получают сверхприбыль,
способствуя распространению
К примеру, для открытия объектов общественного питания или нестационарной розничной торговли в период курортного сезона предпринимателям необходимо провести значительную подготовительную работу, получить все разрешительные документы, лицензии, стать на налоговый учет и многое другое. Однако в сезон рядом с ними оказываются незаконные конкуренты, решившие свой вопрос другим путем. В лучшем случае, если в таких точках не выполнено только часть обязательных требований, но даже ведение деятельности без регистрации в налоговых органах, привлечение рабочей силы с других регионов страны и ближнего зарубежья (без прописки и заключения договоров найма) сводят старания порядочных предпринимателей к нулю. По данным налоговых органов налоговые нарушения допускают более половины проверяемых субъектов малого предпринимательства.
Для эффективного противодействия
недобросовестной конкуренции, на мой
взгляд, необходимо создать постоянно
действующие комиссии, в которые
бы вошли предприниматели, представители
общественных организаций, муниципалитетов,
контролирующих структур, центров содействия
бизнесу и других, заинтересованных
структур. Такая комиссия должна оперативно
выезжать на место и разбираться
"по факту". Это не так сложно,
тем более что практически
все предприниматели знают "леваков",
которые подрывают их бизнес. При
необходимости информация о негативных
фактах должна сообщаться в отраслевые
структуры исполнительной власти края
и управление по поддержке и развитию
предпринимательской
Информированность предпринимателей остается актуальной проблемой, и здесь не только вопросы информирования о созданных Центрах и других институтах инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Любой бизнес – малый, средний, крупный - не может обойтись без информационной поддержки. Ему нужна информация о поставщиках, о наличии товаров и многое другое. Например, в Москве создана единственная для России информационная система, которая охватывает все сферы деятельности малого бизнеса, начиная от нормативной базы и кончая сетью маркетинговых центров на территории страны. Более 60 регионов сегодня работают с этой системой через Интернет и получают необходимую информацию.
Подобную систему можно и
нужно создать на Кубани. Она должна
позволить раскрыть информацию по каждому
городу, району, довести ее до предпринимателей.
Не знают предприниматели и
Более того, есть территории, которые
не только не дают сведений о возможностях
размещения производств предпринимателями,
но и считают, что у них нет
свободных муниципальных
Необходимо резко
Необходимо так же самым тщательным образом проанализировать весь массив действующего законодательства по предпринимательству. Не секрет, что многие нормативы устарели, входят в противоречие с существующей практикой, конфликтуют между собой.
Среди них важнейшее
Назрела необходимость принять государственное решение по особому режиму ставки рефинансирования Центробанка в отношении долгосрочных кредитов для малого бизнеса. В этой сфере можно и нужно использовать мировой опыт создания системы разделения рисков при кредитовании между коммерческим банком, государством и заемщиком. Давно уже известно, что микрокредитование субъектов этой сферы выгодно. Теперь оно должно стать интересным и для наших банков, превратится в широкодоступный способ финансовой поддержки малого предпринимательства.
Заключение
Подводя итог можно сделать общие
выводы: в регионе сформированы благоприятные
условия для развития малого бизнеса,
активно развивается
Однако, для более успешного
развития малого бизнеса в
Краснодарском крае необходимо
наметить определенные
Для активизации малого предпринимательства,
создания конкурентной среды, насыщения
внутреннего рынка товарами и
услугами, роста доходной части бюджета
и занятости населения, повышения
доли производимой малыми предприятиями
продукции в валовом внутреннем
продукте, стабилизации и укрепления
экономики необходима действенная
государственная поддержка
Информация о работе Особенности развития предпринимательства в Краснодарском крае